ПРОЕКТ
Возрождение
общесибирского регионального праздника
«День
Сибири» («День благодарения Сибири»)
Тип
проекта: социокультурный
Актуальность
проекта: В услових
модернизационных процессов крайне важным становится опора на человеческий
фактор, инициирование активной
деятельностной позиции человека, мобилизации всех сил гражданского
общества. Праздник общесибирского
единения, независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной
принадлежности, призван формировать установку на включенность каждого сибиряка
в позитивные социоэкономические процессы. Возрождение праздника «Дня
благодарения Сибири» прямо и косвенно связано со стратегической программой
инновационных прорывов.
Цель
проекта:
Способствовать формированию позитивных установок на качественное изменение
социокультурной ситуации в Сибири, общесибирскому единению независимо от
этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности, служить расцвету
России через расцвет сибирского края.
Автор
проекта: Андюсев
Борис Ермолаевич – кандидат исторических наук, доцент по кафедре Отечественной
истории, заведующий кафедрой современных технологий обучения Красноярского
государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
Содержание
проекта:
День благодарения Сибири
«
К
середине XVIII в. превосходящим по численности становится потомственное во
втором-четвертом поколениях старожильческое население сибирских городов и
селений. Они осознают себя составной частью коренного населения этого края,
называют эту землю – Матушкой-Сибирью.
Данное самосознание становится базовым для формирования общих черт
самовыделяющегося таксономического сознания сибирского населения в течение
всего XIX века. Этнографы и публицисты описывали своеобразие развития культуры
сибирских крестьян и горожан, особенности в хозяйственной жизни, быте,
традициях и обычаях, фольклоре и говоре. Они отмечали повышенную самооценку,
развитое чувство собственного достоинства, свободолюбие, привязанность к своему
краю.
Наиболее страстно и концентрированно патриотические сувства
сибиряков отразились в литературном творчестве и общественном мировоззрении
представителей сибирской интеллигенции. Они были истинными подвижниками, радетелями расцвета
края. Естественно, на этой почве не могло не появиться движение сибирских
областников.
Один
из его идеологов Н.М. Ядринцев писал о Сибири: «Видя, как было все оживленно,
как все искало дела, слыша страстные речи о народе, о долге гражданского
служения, мы не могли перенестись мыслями к нашей родине и задуматься о ее будущем. Мы представляли ее, в
настоящем бедную и убогую, нарядной и богатой в будущем; вместо несчастной,
слышавшей только звон цепей и проклятие ссыльных, мы рисовали себе ее
населенной, свободной, жизнерадостной и ликующей, мы назвали эту страну
«Страной будущего»… мечтали о счастливой будущности края, перечисляли
неистощимые ее богатства, рисовали ее в будущем… царицей Азии». Красной
нитью в трудах областников проходит мысль о том, чтобы самим сделать край
«более удобным и привлекательным для жизни». Отмечалось, что для изменения
своего положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно
стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».
Подвижническая
работа представителей местной интеллигенции способствовала открытию первого в
Сибири Томского университета, развитию просвещения, созданию краеведческих
музеев. Во многом благодаря им,
в сибирском крае стали издаваться десятки газет и журналов, внесли неоценимый
вклад в изучение истории Сибири, в проведение этнографических исследований
коренных народов края и русских старожилов.
Любовь
к своему краю, стремление помочь ей в той или иной форме, были присущи многим
сибирякам, в том числе и купцам-предпринимателям. Она была
вызвана не только высокими стабильными доходами и крупными капиталами, «но и
обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание
внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии
народов Сибири, развитие экономики и
культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие,… а также благими
делами в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые
богатства» – отмечал красноярский историк П.Н. Мешалкин. Достаточно
масштабно проявили себя в деле благотворительности купцы Щеголевы, Кузнецовы,
Гадаловы, Кытмановы, Переплетчиков, Баландина и многие другие.
Подобные примеры характерны не только
для Красноярска, но и уездных и волостных центров Енисейской губернии. Здесь по
инициативе крестьянина-предпринимателей Пашенных,
Гусева, Девятова, Снегирева и других открывались школы, строились фельдшерские
пункты, учреждались бесплатные народные библиотеки-читальни.
Прогрессивные
представители российского общества восторженно приветствовали прогрессивные
изменения в сибирском крае. Большинсто из нововведений, в отличие от
общероссийских, инициировались не «сверху», а «снизу», общественными
инициативами самих сибиряков. Сибиряки не только заставили обратить на себя
внимание представителей всего российского общества, но и заслужили похвалы Императора Всероссийского
Александра III. Он обратился с Высочайшим посланием к сибирякам и ко всему российскому
обществу в октябре
В
последних числах октября
Вскоре
после праздничных торжеств была издана книга «300-летие Сибири: Празднование в
Петербурге и Москве дня
С
этого года на волне всеобщего энтузиазма и патриотического порыва началось
всеобщее празднование ежегодного Дня Сибири. Отмечен этот праздник в «Сибирском
народном календаре в этнографическом отношении», вышедшем в
В
православнх приходах сибирского края в этот день совершались праздничные
молебны в храмах, вспоминались имена Ермака и его сподвижников, имена
первооснователей сибирских острогов. Постепенно в процессы обращения к истокам
были вовлечены мещане, казаки, крестьяне.
К
этому времени после дня Покрова Святой Богородицы заканчивались страдные
осенние работы, но еще была передышка перед вывозом хлебных снопов из пашенных
стогов-кладей. Но уже первые десятки пробных снопов были обмолочены пока еще не
на «ледянках» гумен, еще на мерзлой земле. Выпадал первый снег, начиналась
первая полоса морозов и массовый забой
скота на подворьях крестьян. Поэтому, вполне естественно, день Сибири довольно
скоро стал совмещаться с «гулянками» по итогам
земледельческого года. Старожилы ставили в церквях поминальные свечи в память
предков, а затем собирались у старшего «по-родству», «по-суседству» и
«товаричеству». Столы ломились от даров сибирской земли и традиционных блюд
старожилов. Сибирский стол обязательно включал рыбный пирог и пельмени, саламат
и гречишные блины, горошницу и запеченного в тесте поросенка, шаньги и
черемуховый пирог, чай «затуран» и кедровые орехи… Так
День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и
удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов
хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих
селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства». Не зря эта
традиций возродилась в 1960-70-х гг. осенним праздником Урожая.
В
крупных городах, прежде всего в губернских центрах, зарождается традиция
губернаторских приемов и балов, банкетов для именитых людей города и губернии.
Рассылались памятные приветственные адреса. Особо приветствовались общественно
значимые деяния купцов-благотворителей и меценатов. В этот день торжественно
вносились крупные суммы пожертвований приютам, больницам, благодетельствовали
нищих. Традиция отмечать День Сибири сохранилась в течение многих десятилетий
вплоть до конца 20-х гг. ХХ века…
Обращение
к нашим истокам в связи с реформами 1990-х гг. является достаточно
симптоматичным для процессов начавшегося позитивного сдвига в сторону
восстановления старых сибирских традиций, в том числе и обращения к
традиционным праздникам. Еще в октябре
Вслед
за первой публикацией в том же
Наконец
в
На II
съезде Общественного движения «Сибирский народный собор» было озвучено наше
предложение принять решение о праздновании Дня Сибири
или Дня благодарения Сибири во всех регионах Сибирского округа. Праздник
общесибирского единения, независимо от этнокультурной, политической,
конфессиональной принадлежности, призван формировать установку на включенность
каждого сибиряка в позитивные социоэкономические процессы. Прежде всего научно-образовательные и культурно-просветительские
общества должны принять участие в организации круглых столов, семинаров,
осуществления программ дополнительного образования молодежи. Они должны стать
научными экспертными центрами разработки и поддержки программ укрепления
физического и духовного здоровья сибиряков, создания условий для здорового
образа жизни, культуры досуга, прочной семьи. Научно-образовательные сообщества
должны стать центрами подготовки и издания массовых популярных изданий для
населения (книг, брошюр, журналов, газет и т.д.). Существенную роль в
организации и проведении праздничных мероприятий должны сыграть Общество
краеведов, педагоги края, этнокультурные диаспоры Сибири.
В
инициировании активной деятельностной позиции, мобилизации всех сил
гражданского общества, важно связать возрождение праздника «Дня благодарения
Сибири» со стратегической программой инновационных прорывов. Именно Сибирь с ее
мощным научным потенциалом должна показать пример сознательной переориентации
курса России на приоритеты интеллектуального продукта в составе ВВП.
Еще
раз вспомним завет сибирской интеллигенции XIX века: для изменения своего
положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно
стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».
Библиографический
список
1. Цит по кн.: Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск, РИО КГПУ, 2003. – С. 213-214.
2. Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей. – Красноярск, 1995. – С. 5.
3. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. – СПб., 1913. – С. 117-118.
4. Андюсев Б.Е. День благодарения Сибири // Красноярский рабочий. - 1997. 25 октября.
5. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск, РИО КГПУ, 1999. - С. 83.
6. Интернет-сайт «Сибирская заимка». 2001.
7. Здоровье сибиряков: физический, нравственный и социальный аспекты. Материалы к докладам на II съезде Общественного движения «Сибирский народный собор». – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – С. 3-5.