ПРОСВЕЩЕНИЕ И
ГРАМОТНОСТЬ
В ЕНИСЕЙСКОЙ
ГУБЕРНИИ
На начальном этапе освоения
Сибири в XVIII— первой половине XIX вв. просвещение переживает период
становления. Система образования охватывала в основном города и крупные уездные
центры. Существовали немногочисленные учебные заведения нескольких типов:
монастырские школы, духовные семинарии, на-вигацкие школы, школы технические, цифирные,
гарнизонные и градские (городские), но все они работали вне пределов
Приенисейского края.
Только в начале ХIХ в,
открылись уездные училища в Красноярске и Енисейске, приходское училище в
Канске и ряд других, просуществовавших по несколько лет. Открыты они были
благодаря инициативе М.М. Сперанского, выдающегося русского реформатора,
посетившего Сибирь в первой четверти XIX в. Он сообщал, что, несмотря на
слабость образования, «Иркутское - лучшее во всей Российской империи».
Открывались школы и в сельской местности. Так, в 1846 г. было открыто
Балахтинское приходское училище.
К 1848 Г. в Иркутской и
Енисейской губерниях было всего 10 трехклассных уездных училищ, среди которых
весьма успешно работали Енисейское, Красноярское, Ачинское училище, открытое во
второй четверти XIX в.
Только с 60-х годов XIX вв.
в связи с реформами Александра II начинается бурное развитие государственной
системы образования в Сибири. В Енисейском уезде в первое десятилетие 60-х гг.
открылись 4 школы начального звена обучения, в Минусинском уезде к 1865 г. — 5
начальных школ, в Ачинском уезде — 4 школы. В городах губернии работали гимназии
и прогимназии как для мальчиков, так и для девочек. К 1879 г. в Енисейской губернии
было 72 учебных заведения, в которых обучалось 2 410 учащихся: 1886 мальчиков и
524 девочки.
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА в XIX – начале XX вв. Грамотность,
как и зажиточность, были весьма почитаемы и уважаемы сибироскими крестьянами.
Однако, следует заметить, что в отношении к государственному просвещению со
стороны старожилов долгое время наблюдалось пассивно-негативное отношение, как
и к властям и их политике. Неоднократно встречались также оценки: «...там (т.
е. в школе) ребята более балуют и ничему полезному не научаются».
«Научившиеся... читать и писать в виду нашем... все без изъятия не имеют уже
усердствующей способности в упражнениях сельской работы, наиболее
прикрепляются к снисканию легких упражнениев, совсем не приносящих ни им самим,
ни обществу пользы».
Особенно отвращало от
государственной школы многих крестьян то, что окончившие их ученики часто
становились писарями «в волости или уезде» и характеризовались обществом как «вымогатели,
пьяницы, мироеды, алчники»: «Отца родного продадут и деньги хоть с кого
возьмут и на вине пропьют». Во-вторых, многие крестьяне, отдавая детей в школу,
«не желали лишиться необходимой в домообзаводствах помощи».
Состоявшийся в 1863 г.
учительский съезд школ Восточной Сибири вынес решение, в котором, в частности,
говорилось: «Крестьянин опытом должен убедиться, что школа дает ему детей, не
только умеющих писать, читать и считать, но могущих ремеслом, трудом рук своих
и знаниями практически приносит ему пользу и в старости кормить его».
Крестьянские общества во
второй половине XIX в. активно включаются в процесс развития просвещения,
повсеместно принимаются решения сходов об открытии школ и содержании их за
счет «мира», приобретении учебных пособий Достаточно отметить, что в 80-е гг.
67,5% всех учащихся Енисейской губернии составляли лица крестьянского
сословия, 12,3% — казачьего 4 ^% - мещанского и т. д. Большая часть обучаемых
учащихся имела возраст 8-11 лет.
Согласно Указам 1839 и 1884
гг. ведущими сельской местности были определены церковно-приходские школы.
Школы были как одно — так и двухклассные. Двухклассных приходских школ (училищ)
во второй половине XIX в. в Енисейской губернии было 2 - в Минусинске и Канске.
В Минусинском училище обучалось 137, в Канском — 57 учащихся. В Минусинске
работал учителем выдающийся просветитель Енисейской губернии Сайлотов. Наряду с
предметами начального цикла учащиеся учили географию, историю.
В Положении об одноклассных
церковно-приходских училищах говорилось: «Школы сии имеют целью утверждать в
народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать
первоначальные полезные сведения». Программа обучения предусматривала
следующие учебные предметы: молитвы, Ветхий и Новый Завет, историю церкви,
церковно-славянский язык, духовное пение, чтение, письмо, счисление (арифметика).
Таким образом, учащихся учили писать, читать, считать, петь молитвы,
песнопения, начальным знаниям Закона Божьего. Данные школы частично содержались
за счет местных обществ.
Разновидностью
церковно-приходских одноклассных школ были школы грамотности. Обучение в них
было краткосрочным, не более пяти или десяти учебных месяцев.
Вторым и все более
превалирующим к началу XX в, типом школ являлись училища Министерства народного
просвещения. Начальник училищ в Енисейской губернии с 1894 по 1910 гг. стало
больше на 89,6%, т. е. количество их выросло с 193 до 366. Содержание их было
государственное с небольшими отчислениями из местных обществ. Дети учились
выразительно читать, ясно пересказывать прочитанное, считать устно и решать
задачи. В данных учебных заведениях учили также Закону Божьему, чистописанию,
пению, а при условии открытия четвертого отделения вводились география и
история. В двухклассных училищах дополнительно преподавались естествознание,
география и история России, геометрия, физика.
Были в губернии школы, в
которых обучали ремеслам, столярному, кузнечному, слесарному. Преобладающими
являлись школы с трехлетним обучением. Таких школ (училищ) Министерства
народного просвещения было 80%, остальные были училищами с четырех-, пяти- и
шестигодичным курсом обучения.
В училищах Министерства
просвещения обучались как мальчики, так и девочки (примерно 65% и 35%
соответственно). Почти все школы данного типа открывались в старожильческих
селениях. В начале XX вв., в отличие от старожильческих, в переселенческих
селениях школы почти не было. Вот выдержки из документов: «В Шалинской волости
7 переселенческих поселков. Ни в одном из таких поселков школ нет», «В Сухобузимской
волости 24 переселенческих поселка; школы в них нет».
Учителями в
церковно-приходских школах и училищах Министерства просвещения работали в
основном окончившие учительские и духовные семинарии. В Сибири учительские
семинарии появились впервые в 70-е годы XIX в.; Восточной Сибири к концу века
их засчитывалось 17. К 1911 г. в Восточной Сибири работало 2 565 учителей.
Материальное положение учителя было следующим: средним годовой оклад учителя в
Енисейской губернии составлял в начале XX в 536 рублей, учительницы — 509
рублей.
Исключительную роль в
развитии народного просвещения в Сибири сыграли декабристы. Практически все они
занимались обучением детей. Большинство ссыльных — поселенцев также у себя или
на дому учили грамоте крестьян. На дому детей обучали чаще всего грамотные
крестьяне, родители, родственники, отставные солдаты, нанятые в крестьянские семьи
грамотные люди со стороны.
Бурное развитие народного
образования в губернии выразилось и в том. что в школах появляется достаточно
таблиц по ботанике, зоологии, геологии коллекции по обработке льна, бумаги,
конопли, шелка, стекла, дерева Имелись географические карты 2—3 наименований,
классные счеты. картины по библейской истории, картины по ботанике, истории и
др. В начале XX в. в школах часто можно было встретить глобусы, некоторые физические
приборы, компасы, «волшебные фонари» (современные эпидиаскопы), коллекции
минералов. О развитии школ говорит и то, что в 67% всех школ Восточной Сибири
имелись школьные библиотеки с 430—450 книгами в среднем, но в отдаленных школах
было по 20—30 книг — учебников, находящихся на руках учеников. Всего было
около 20 наименований учебников для учащихся.
Обучение начиналось с 1
декабря, в день пророка Наума, который считался «помощником умственных
занятий». Существовала пословица «Один пророк Наум наводит на ум». В течение
всего XIX в. поведение и успеваемость учащихся учитывалось посредством оценок
«отлично», «очень хорошо», «хорошо», «изрядно», «средственно», в конце века перешли
к цифровым оценкам: «слабо» — 1, «посредственно» — 2, «удовлетворительно» — 3,
«хорошо» — 4, «отлично» — 5. Поведение оценивалось как «дурное», «заслуживающее
строгого порицания», «не заслуживающее строгого порицания», «хорошее»,
«отличное» и определялось в соответствующих цифровых оценках.
В условиях бурного развития
экономики и общественной жизни в 1910— 1914 гг. правительство приняло решение о
переходе России ко всеобщему начальному образованию (в Сибири с 1915 г.). В
Енисейской губернии составили подробный план развития образования,
рассчитанный на 10 лет с 1919 по 1929 год. Согласно данному плану, к этому
времени переход к всеобщему начальному образованию в губернии должен быть завершен.
План учитывал все нюансы по финансированию, кадровому обеспечению, по
строительству новых школ и др.
С целью реализации плана в
Минусинске была открыта учительская семинария, а всего в губернии было открыто
12 новых учительских семинарий. В с. Каратузском при поддержке общества открылось
городское училище. Ачинская, Канская и Минусинская гимназии для пополнения педагогических
кадров открыли педагогические классы. Учащиеся учительских семинарий обучались
по 17 предметам, овладевали «искусствами и ремеслами», учились играть на
музыкальных инструментах.
Особенностью Сибири по
сравнению с Европейской Россией был более высокий уровень грамотности
крестьянского населения. Немаловажную, если не ведущую роль в этом играло
обучение грамоте на дому. Так, в старообрядческих селениях отмечали в 80-е гг.
XIX в., что «почти все умеют читать и писать. На воспитание детей, на их
образование обращается несравненно большее внимание, чем в среде православной».
Развитие рыночных,
товаро-денежных отношений стало в Енисейской губернии основным двигателем
образования в начале XX в. В целом весь сибирский край стал, по выражению
современников», наиболее обучаемой территорией России».
Следующая страница
Использованы материалы
авторского учебного пособия:
Андюсев Б.Е. Сибирское
краеведение. - 2-е издание. – Красноярск,
РИО КГПУ, 2003. С. 119-126. Прошу делать ссылку.