Использованы материалы авторского
учебного пособия:
Андюсев Б.Е. Сибирское
краеведение. 2-е издание. –
Красноярск, РИО КГПУ, 2003. – С. 60-71. Прошу делать ссылку.
СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
1. «ОБЩЕСТВО». На первоначальном этапе
сельскохозяйственного освоения сибирского края, при подъеме пашни, обустройстве
на новом месте возникали трудовые земельные сообщества, объединяющие в большинстве
своем семейно-родственные коллективы или товарищества. По мере развития
семейно-родственные коллективы оформились в общины. Тысячелетний опыт общинной
жизни возродился здесь не только как традиция, но и как необходимость при
регулировании отношений между индивидуальными ячейками-домохозяйствами.
Одновременно, шло возрождение черт общины
докрепостнического периода.
Сибирская община
имела ряд специфических функций.
1. Сибирская
община представляла собой замкнутый мир полноправных граждан «своего» сообщества-старожилов.
Община коллективно противостояла внешнему миру государства и переселенцам.
Община защищала интересы своих членов, но в то же время, как и «в России»,
отвечала на условиях круговой поруки за исполнение повинностей перед государством.
Членам общины были присущи многие черты «полисного сознания».
2. Община
выступала коллективным пользователем государственной земли, определила порядок
и наделяла землей крестьян-общинников, защищала границы земельных владений в
споре с соседними общинами. Но в Сибири не было передела общинных земель, «мир»
не вмешивался в индивидуальную хозяйственную деятельность домохозяев.
Высочайший статус личного труда, индивидуализма, чувства собственности и
свободы породили в Сибири возможность продажи, аренды, наследования пашенных
земель в общине. Община осуществляла совместное пользование угодьями: пастбищами,
покосами, лесом, кедровниками, рыболовными «местами».
«Благоразумные крестьяне, вырубая постепенно
на свои нужды все древесные породы, оставляют кедр как плодовое дерево…
Кедровые рощи в течение лета берегутся не только от пожаров, но от того, чтобы
кто-нибудь из своих или чужих не испортил дерева… и существует сбор кедровых орехов на общинных началах».
В
общине были тесно увязаны права и обязанности крестьян: права порождали
обязанности и наоборот. Община здесь не только не препятствовала росту
зажиточности на трудовой основе, новым «заимочным» запашкам, но и поддерживала
немощных, убогих, сирот, помогала при пожарах, стихийных бедствиях, неурожаях.
3. Сибирская
община стала ячейкой с характерными укладами отношений гражданского общества в
условиях жесткой бюрократической системы Российской империи. Полноправие
старожилов, самоуправление, верховенство норм обычного права в рамках своего
«общества», высочайшая требовательность общины к человеку, а человека к себе,
высокий статус женщины, высокая активность в делах сообщества, коллегиальное утверждение
решений при высоком уровне самостоятельности индивида были и условием, и
следствием особенностей крестьянского мира Сибири.
В русской общине, несмотря
на внешнее единомыслие, постоянно тлел конфликт между личностью и коллективом.
«У подавляющей массы населения всегда были живучи традиции коллективизма и
взаимопомощи, хотя у любого крестьянина одновременно никогда не исчезала и
естественная тяга к личному, частному способу ведения хозяйства»- справедливо
отмечает современный российский историк А.В. Милов.
Община в Европейской России
подавляла «бунт личного» и всячески закрепляла образ
«мы» через развитую «мирскую» систему социальной поддержки, самоуправления,
пользования землей. При этом отдельные члены данного сообщества с ярко
выраженным «образом -я», вступая в конфликт с « -мы» пытались обрести
экономическую, духовную, правовую и политическую независимость. Отток
крестьянского населения на восток стал основой формирующегося сибирского
крестьянства.
Практически не отмечались случаи массового коллективного переселения
всей общиной или селением. История освоения территории за Уралом доказывает,
что подавляющей была индивидуально-семейная форма переселения в Сибирь. В 1886
г. в с. Комском Балахтинской волости из 178 мужчин, имевших право голоса на
сходе, было: Ананьиных - 60, Кирилловых - 40, Ростовцевых – 28, Черновых – 12,
Сиротининых – 11, Спириных – 11, Юшковых 9 человек; отсюда только 7 мужчин не
входили в данные семейные «микрокорпорации». Нельзя забывать, что большинство
семейств за многие десятилетия породнились на основе брачных связей.
Превалирование образа « – я»
старожила закрепилось, прежде всего, в том, что ведущее место занял
индивидуализм. Об этом писал А.П. Щапов: «Каждый живет особняком, …коллективное
начало мало развито». Превалирование индивидуализма стало основой выраженного
соревнования - конкуренции между домохозяевами в труде, поведении, обустройстве
усадьбы, во внешнем виде домочадцев. В борьбе за выживание, в условиях
соревнования-соперничества в сибиряках вырабатывались «удивительная
выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в
опасностях». Сформировавшись как семейная, сибирская община в период ее
становления четко определила приоритеты личного и «мирского» по всему кругу
проблем.
Сибиряки делили
мир на «своих» и «российских людей», на «своих» и чиновников. Крестьянский мир
замыкался под давлением властей, и община становилась для крестьян своим
обществом. Не случайно в Сибири община называлась крестьянами «обществом».
Сибирское население представляло собой сообщества самоуправляющихся «обществ.
Общины по
структуре были как простые, в границах отдельных деревень, так и сложные — из
нескольких селений. Но и в сложной общине в каждой деревне было свое
самоуправление, делегировавшее представителей в органы всей общины.
Территориальное оформление земельных владений «обществ» относится в Приенисейском
крае к концу XVIII в. Так как владения были весьма обширными, то вплоть до XX
в. селения располагались в среднем не ближе чем в 5—15 верстах друг от друга.
«Общество»
полноправно распоряжалось государственной землей в границах владений. Долгое
время мир лишь констатировал размеры земельных владений домохозяев, которые
зависели от трудовых возможностей семьи. В конце XIX в. государство определило
надельную норму в 15 десятин на мужскую душу. Наделы на душу мужского пола
полагались с 17 лет. Однако крестьянский двор имел и заимочные земли, пашни,
поднятые трудом предков, крестьяне здесь имели также арендованные и купленные
земли. Земля в Сибири продавалась, но только возделанная — скорее, здесь
продавался вложенный на ее освоение труд. Одновременно при продаже пашни к
другому владельцу переходили обязанности по уплате повинностей, от этого не
проигрывали ни государство, ни «общество». До
конца XIX в. существовало беспередельное землепользование-владение. До
нашего времени повсеместно поля, урочища, лесные угодья, лога так и называются
по имени крестьян-общинников.
2.
«ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ». Сход членов общины, «общественное согласие», был
высшим органом «общества». На сходе все старожилы были равны в правах, но
наибольшим авторитетом пользовались мудрые, высоконравственные, талантливые в
землепашестве крестьяне. На сходах избирали должностных лиц, заслушивались
отчеты «выборных» лиц, финансовые отчеты, утверждалось налоговое обложение домохозяев,
разрешались споры и тяжбы между крестьянами. Здесь наказывали за нарушение
нравственных норм, традиций, за мелкие преступления и т. д. Сельский сход
обычно собирался 10—16 раз в год, чаще зимой, чем летом.
Выборными
лицами «общества» являлись староста, окладчики, счетчики, члены различных
комиссий, рассыльные, челобитчики, сотские, десятские и др. Из «Приговора»
сельского общества д. Дрокиной Заледеевской волости Красноярского округа мы
узнаем, что в 1819 г. «для смотренья чистоты и опрятности дворов и улиц… из
женщин выбрали Анну Иванову Быкасову, которая поведения доброго». В д.
Емельяновой выбрали «Настасью Яковлеву Орешникову поведения добропорядочного и
означенную службу нести способна». В д. Устиновой «выбрали в смотренье чистоты
крестьянскую жену Василису Тимофееву Голощапову…».
Выбирая должностное лицо, сход давал
характеристику, мотивирующую данный выбор, например, «... поведения хорошего, в
дoмaшнем хозяйстве рачителен, в хлебопашестве искусный, штрафах и наказаниях не
бывал и возложенную на него должность исправлять может». «Поведения хорошего,
имеет домообзаводство и землепашество, женат, в штрафах и наказаниях не был».
По окончании
срока сход благодарил за честное и добросовестное исполнение обязанностей и выдавал
аттестат:
«Вел себя добропорядочно, к подчиненным ему относился
благопристойно, ласково и снисходительно. В разбирательстве соблюдал долг
присяги. Представлял и сдавал деньги исправно. Предобижденьев ни от кого не
принимал и никому не чинил, и жалоб на него ни от кого не принесено, поэтому и
заслужил себе справедливую от общества благодарность, которого впредь принимать
в мирских светах за достойного в чести человека». ( Аттестат был
выдан в 1820 г. крестьянину Леонтию Фефелову)
Выбирая
доверенного от мира «челобитчика», сход выдавал доверенносгь: «Доверили
утруждать... от лица крестьян нижеследующей покорной просьбой..». Всем
крестьянам, выезжавшим по той или иной причине за пределы волости, общество
выдавало «покормежные» паспорта.
3. ПОВИННОСТИ.
В период расцвета сибирской общины, во второй половине XIX в., повинности
крестьян-общинников делились на государственные, земские и
«мирские-общественные», а по содержанию — на натуральные и денежные. Н. М.
Ядринцев насчитал в конце XIX в. у крестьян Минусинского уезда около 20
денежных и 11 натуральных повинностей. В Енисейской губернии было принято при
определении величины денежных повинностей считать казенные сборы за 100%, а
земские за 80,1% от их суммы. Но в общем выражении наибольшей была сумма мирских
сборов и стоимость натуральных повинностей в денежном выражении. К натуральным
повинностям относились ямщицкие повинности, выделение лошадей и подвод,
исправление дорог, общинные работы, отопление правлений.
Общество
оплачивало «общественные» службы выборных лиц и за исполнение служб сторожам, караульным, смотрителям и т.д. Из
мирских сборов осуществлялось содержание «немощных»; часто сход, не унижая
достоинства человека в случае инвалидности, сиротства, умственной неполноценности,
назначал их на посильные им службы с соответствующей оплатой посыльными,
пастухами, сторожами.
Налоговое
обложение осуществлялось чаще всего по принципу учета трудовых возможностей
хозяйства. Тягловые души делились на 3—4 разряда: «бойцы», «полубойцы»,
«неимущие». При этом «неимущие» по причине старости, болезни, одиночества
освобождались полностью или частично от податей с перекладкой их доли на
«бойцов». По подсчетам историка В.А. Степынина, на крестьянина-«бойца»
Енисейской губернии в конце XIX в. приходилось в год денежных повинностей до
28 руб. 32 коп.
В сибирской
общине права порождали обязанности. Если домохозяин желал иметь большие наделы,
дополнительные покосы, лесные деляны, то получал их с условием увеличения
повинностей. По свидетельству современников, крестьянин-старожил гордился
званием «бойца» — полного налогоплательщика, т. к. это было выражением его
самодостаточности, зажиточности, равенства и высокого статуса при решении
мирских дел.
На мирские
средства община строила церкви, школы, медпункты, закупала лекарства,
оплачивала учителей, содержала детей крестьян в учебных заведениях.
4. ПРИЧИСЛЕНИЕ
К «ОБЩЕСТВУ». Новых членов община принимала на основании решения схода.
Переселенец определенное время жил в селении, пользуясь за плату всеми общинными
угодьями, «рыбными местами», ягодниками, лесными угодьями. Начиная
обустраиваться и заниматься землепашеством, переселенец должен был проявить
себя в труде и поведении с положительной стороны. Если «общество возжелало» причислить
его в состав «своих», тo составляло приговор:
Мирской приговор
Мы, нижеподписавшиеся, Енисейской губернии Ачинского
уезда Ужурской волости деревни Соксинской крестьяне, не бывалые под судом,
будучи на мирской сходке, учинили сей приговор 1876 года марта 28 дня, о приеме
Захара Васильева Власова 24 лет с женою Анной Филипповой 21 года и рожденными…
Авдотьей 4 лет, Марией 1 ½ года и матерью Феедосьею Матвеевой Власовой
70 лет в среду нашего общества. Казенный крестьянинЗахар Васильев
Власов, проживая в нашей деревне ведет себя прилично, под судом не был, завел
себе домообзаводство…Приговорили: принять …в среду нашего общества на всегдашнее
жительство».
За причисление
в «общество» крестьянин-переселенец платил:
1. За приемный договор 30 руб.
2. Угощение общества 7 руб.
3. Почтовые и гербовые расходы 3 руб.
4. Общественникам и старосте 3 руб.
5. Сельскому писарю за прошение 3 руб.
6. Волостному писарю 4 руб.
Всего: 50 руб.
В данном случае
так обходилось причисление к «обществу» в деревне Иджа Шушенской волости.
Минусинского уезда Енисейской губернии. Община принимала новых переселенцев
прежде всего в случае достаточного количества свободных земель. Но на рубеже
XIX—XX вв. государство стало обязывать принимать в общину переселенцев
принудительно, особенно если обнаруживались излишки земель сверх
15-десятинного надела на души мужского пола.
5. ОТНОШЕНИЯ В
«ОБЩЕСТВЕ». Сибирская деревня жила в условиях устойчивой гармонии отношений,
сосуществования личных и общих интересов. При вынесении решений по конкретным
вопросам сход руководствовался более традиционными правилами, «неписаными
законами» дедов, нормами совести, морали. Государственные законы и распоряжения
воспринимались с недоверием, как попытка вторжения в права их мира. Очень
красноречиво об этом свидетельствует документ: Приказ Минусинского земельного
исправника Жербатскому сельскому старшине N 1447 от 11 апреля 1860 года.
«Мерзавец ты старшина! Если ты через сутки не доставишь ко мне предписанием
моим от 8 числа генваря сего года за N 115 требуемой ведомости о постройке
домов и прочем, то за истребованием ведомости послан будет нарочный за прогон
на твой счет».
Общество сурово
осуждало и наказывало тех, кто допускал правонарушения, ему разрешалось
осуществлять определенные судебные функции. Это касалось разбирательств о
мелких хищениях, потравах посевов, о разделе имущества, хулиганских выходках.
При проведении расследования староста и понятые обращали особое внимание на
доказательства: «Поличному нет отвода», — говорили в Сибири. Поличное —
свидетель, вещь и прочее. Родственники обвиняемого не могли выступать
свидетелями.
В системе
наказаний особое место занимали штрафы. Наказывали также «мирским начетом»,
заключением в «кутузку» («чижовку») на хлеб и воду, а в качестве крайней меры
отлучали от «общества». В решениях конкретных дел находим «предрассудительные
поступки»: предерзость в миру, непристойность, поношения, пьянство, буянство,
распутное поведение, похабство, тяжбы, а также отрицательные характеристики —
«не дельный человек», «кляузник на суседа», «не уважает общество».
Современники
отмечали, что преступления в сибирских селениях были крайне редки. Чаще
встречаются различные «тяжбы», однако сход старался примирить крестьян. Было
принято примирение «запить совместно вином».
Общественное
мнение сурово осуждало тех, кто дебоширил в семье, кто слыл лентяем,
неуважительно относился к старшим. Сход наказывал и за порубки леса, за
нарушение противопожарных мер, за унижение достоинства личности и оскорбление
сообщинника.
Особо
осуждалось нарушение общепринятых правил ведения хозяйства, затягивание сроков
сельскохозяйственных работ и прежде всего затягивание жатвы хлебов. Порицали
тех, чьи поля зарастали сорняками, тех, кто нерадиво относился к скоту, к
порядку и чистоте в доме. Таких общинников ждало и порицание, и насмешки, и
едкое прозвище. Традиционно не «в чести» было высокомерие, заносчивость,
сквернословие, грубость и несдержанность, неряшливость в одежде.
За постоянное,
циничное нарушение общепринятых норм и правил поведения «общество» вынуждало
человека покинуть деревню. Впрочем, люди, стремящиеся к вседозволенности и
«поиску шальных денег», оторвавшиеся от семьи и дома («вы-род-ки»), сами с
легкостью уходили на прииски мыть золото, на тракт или в город. Но подобное
происходило крайне редко: крестьянский мир был достаточно мудр и терпелив в
воспитании традиционных устоев в человеке с раннего детства.
Мир коллективно
учил уважать стариков, почитать их мудрость, воспринимать нормы поведения как
осознанную необходимость, учил уважать другого человека и принимать его таким,
каков он есть. «Общество» снисходительно относилось к «чудакам и чудачествам».
Община сообща выступала на защиту «своего», если угроза или обида шли извне — от
чиновника, от переселенца-лапотошника.
Общину
сплачивали совместные праздники — «съезжие», «храмовые», «кануны». Все
религиозные и мирские праздники отмечались сообща, обильными угощениями,
совместными «гулеваниями». Многолюдными и веселыми были сельские свадьбы,
масленичные катания на горках-«катушках» и
катания на «тройках». «Общество» всем коллективом провожало в последний
путь умершего человека, поддерживало родственников в трудный час. Посещение
«могилок» в Родительский день выливалось в Сибири в единение одной большой
семьей...
Таким образом,
сибирская община являлась величайшей ценностью культуры и общественной жизни
людей.
==================================================
* * *
Соотношение
городского и сельского населения в Сибири: (1847 г.)
Тобольская
губерния 1 :
14,3
Томская
губерния
1 : 14,2
Енисейская
губерния 1 :
12,6
Иркутская
губерния 1 : 10,6
* * *
Положения Закона от 23 мая
1896 года:
— земля отводится в
пользование обществам, а не отдельным домохозяевам;
— за отводимую землю
крестьянин обязан вносить ежегодный платеж под названием государственной
подати;
— за крестьянином
закрепляются те земли, которыми он пользовался. Надел определяется в 15
десятин. Свободными землями наделяются по возможности;
— крестьянину отводится
лесной надел в 3 десятины. Данный надел на душу мужского пола. За него вносится
особый лесной налог.
* * *
Один исправник
жаловался в письме к губернатору на «пагубный разврат» крестьян-общинников в
селениях Минусинского уезда. Его поражало то, что здесь крестьянки носят
«драповые кофточки последней парижской моды в 35—40 руб., башмаки рублей в 8,
лакированные калоши и просил принять меры...»
* * *
Земельные права
и отношения в общине (Казачинская волость Енисейской губернии. 70-гг. XIX в.).
«В данной местности пользуется землею и лугами каждое селение отдельно от
другого; сельское общество состоит от 3 до 7 селений... Усадебная земля никогда
не переделяется, всегда остается в потомственном владении. Раздела пахотной
земли почти не происходит..., но при этом община занимается наделением пахотной
землей новых «душ», достигших 17-летнего возраста. При выходе крестьянина из
общины он теряет право на свою пашню... Каждый хозяин менять землю с
однообщинником может... отдать в аренду на один год дозволяется, но если
более, то нужно на это согласие общества... Названий собственности владений в народе
нет, кроме расчищенной под покос или пашню земли, которая называется заимкою...
Заимка для пашен в Восточной Сибири считается собственностью... Новые члены,
приписанные к обществу по приемному договору, наделяются равномерно с прочими
членами..., пользуются правом в лесе на постройку зданий... При выходе крестьян
из общества земля остается в пользовании общества, которое и наделяет таковой
вновь поступившие души...».
***
«1876 года я,
крестьянин из поселенческих детей Енисейской губернии Балахтинской волости д.
Игрышенской Павел Васильев Вивчеренко, даю сию подписку в том, что я будучи
принят на воспитание крестьянской вдовой Лукерьей Даниловой Потылициной, желаю
быть причислен к ея семейству, т.к. я будучи в малолетстве после смерти
родителей воспитан ею вместо родного сына в том подписуюсь…».
***
Из жалобы: «Мы
Василий Прилепов, 20 лет и Григорий Аржанов, 17 лет в пьяном виде и по глупости
обрезали хвосты у 14 лошадей крестьян нашей деревни Мойсеевой… Крестьяне…
собрали народ до 150 домохозяев, повешали нам на шеи отрезанный конский волос и
повели нас с барабанным боем по всей деревне… два раза туда и обратно, барабаня
в ведра, останавливаясь у каждого дома и издеваясь над нами, а вся громадная
толпа гоготала… Наше посрамление и насмешки… слишком обидны и оскорбительны…
вместо отправления к приставу…».
***
1895 года
августа 15 дня мы, Енисейской губернии Заледеевской волости д. Емельяновой
государственные крестьяне домохозяева, быв сего числа на сходе…по суду
приговорили крестьянина из ссыльных Петра Федорова Кунгурова 31 года… принимая
во внимание: в деревне не имеет никакого домообзаводства, никаких определенных
занятий, замеченный во множестве худых поступков, занимался исключительно
кражами и мошенничествами, вел жизнь развратную, а потому не может быть терпим
в среде Емельяновского общества, решили выслать из нашего общества…».
***
ОТНОШЕНИЯ В СИБИРСКОЙ ОБЩИНЕ
Исследования
советских историков по дореволюционной Сибири в значительной степени
тенденциозно представляли социальный состав общины, степень расслоения
крестьян на бедных и зажиточных и противостояние социальных групп. Классовый
подход предопределил главенство аспектов классовой борьбы и вывод о
складывании предреволюционной ситуации в начале XX века. Однако, сохранилось
множество свидетельств и оценок исследований современников о превалировании
взаимосогласия, социального мира в среде старожилов. Особенно контрастно это
выглядит в сравнении с действительным процессом нарастания социальной напряженности
и раскола в общине Европейской России.
Крестьянские
выступления в Сибири не отличались массовостью, обширностью и выраженными
насильственными действиями. Они были направлены на предотвращение попыток
распространения на сибирские земли помещичьего землевладения, усиление
самовластья чиновников. Особый протест вызывали действия властей по ущемлению
основ хозяйственной самостоятельности, традиций «захватного» права на заимочные
угодья, ограничение размеров земельных владений общины. Сибиряки препятствовали
насильственному водворению переселенцев на возделанные трудом их предков, но
превышающие официальные размеры наделов, — пашни, покосы, выпаса. Отсюда
социальные конфликты происходили на рубежах: старожилы-переселенцы,
старожильческая община — властные структуры.
На глазах
старожилов во второй половине XIX в. шел быстрый процесс вторжения рыночных
отношений в замкнутый, самодостаточный мир. На бытовом уровне это проявлялось в
увеличении тунеядцев, пьяниц, развращении нравственных устоев, ущербных
пороков, ином отношении к «заветам предков». Это, естественно, связывалось с
увеличивающимся наплывом переселенцев. Здесь справедливо полагали, что
новоселы должны своим трудом обустроиться, утвердиться и добиться права на
сытую, благополучную жизнь. Старожилов возмущали действия властей по предоставлению
льгот, безвозмездных выплат, ссуд переселенцам при одновременном увеличении
повинностей крестьян-общинников.
Масштабное
переселение в начале XX в. еще более усилило раскол мира старожилов и
новоселов. Одновременно зарождается мощное кооперативное движение как форма
защиты интересов крестьян от произвола торговцев, ростовщиков. Норма традиций
(«обычного права») часто используются в целях защиты прав старожилов, для
обоснования критики неправомерности действий властей и притязаний новоселов.
Так, за недоимки по-прежнему, согласно традициям, нельзя было изъять засеянную
пашню или закошенный покос.
Таким образом,
особенность конфликтности в Сибири можно четко выразить словами из документа
Енисейского жандармского отделения о том, что крестьянские выступления
выражались в «форме неплатежа податей и неповиновения властям, в основном...
против изъятия земель при землеустройстве». Здесь не было «вины» одних
социальных групп в бедности других, прежде всего в малоземелье. Даже в начале
XX в. С. П. Шведов в журнале «Русское богатство» отмечал, что размеры пашни в
Сибири «ограничиваются исключительно индивидуальными силами ее хозяина... Но
разница не так давно была не особенно чувствительна, и в общем все жили более
или менее зажиточно». Водораздел же между зажиточностью и бедностью проходил
не внутри старожильческого мира, а, более, между старожилами и переселенцами.
1. ЗАЖИТОЧНЫЕ И
«МАЙДАНЩИКИ». Обычным для сибирского крестьянства был высокий уровень
благосостояния и зажиточности основной массы сельского населения
старожильческих селений. К 1910 г. около 40% дворов, включая и переселенческие
поселки, засевали более 10 десятин посева. 50% дворов имели по 4 и более
лошадей (в Европейской России только 10% дворов). Всего же на одно хозяйство в
Сибири приходилось к 1917 г. в среднем по 16—18 голов скота (в Европейской
России — 8—9 голов). По данным на 1909 г. на 100 жителей приходилось:
|
лошадей |
коров |
овец |
свиней |
Европейская Россия |
18 |
26 |
34 |
10 |
Сибирь |
55 |
70 |
74 |
16 |
Дания |
21 |
87 |
28 |
56 |
Голландия |
6 |
34 |
15 |
21 |
Франция |
5 |
36 |
45 |
18 |
Канада |
41 |
133 |
48 |
51 |
США |
25 |
82 |
68 |
57 |
Как видим,
Сибирь занимала первое место по количеству лошадей на 100 жителей, а по
остальному скоту была на уровне ведущих стран мира. Но наиболее примечательной
была высочайшая товарность крестьянского хозяйства сибиряков. Так, на
совещании по вопросам хлебной торговли в 1907 г. отмечалось, что «лучше иметь
конкурентом США, чем допустить в Россию сибирскую пшеницу». Нижегородский
губернатор А. Хвостов так определил это решение: «Выход сибирского хлеба будет
иметь своим последствием неминуемое разорение сельского хозяйства средней и
южной России и всего Поволжья».
Зажиточность
сибирского крестьянина-старожила обусловливалась, прежде всего, трудовыми возможностями его семьи. Здесь большая патриархальная
семья могла поднять и обработать значительную по размерам пашню и, качественно
обрабатывая землю, получить высокие урожаи. Соответственно этому, семья могла
содержать больше скота и обеспечивать высокий уровень жизни ее членов.
В качестве
примера можно привести данные о зажиточных, крепких хозяйствах крестьян с.
Тасеево Канского уезда (данные середины XIX в.).
Старожил П.
Усачев: В хозяйстве 9 работников, взрослых членов семьи; разработано и
засевается 32 десятины земли; на подворье 9 коров, 12 свиней, 50 овец.
Старожил А.
Агафонов: В семье 18 человек, из них 10 работников; пашня — 36 десятин; на
подворье 9 коров, 10 свиней, 50 овец.
Старожил Т.
Малышев: В семье 20 человек, из них 9 работников; засевается 32 десятины пашни;
в хозяйстве 10 коров, 10 свиней, 60 овец. Когда во второй половине XIX в. в
семье Малышевых произошел раздел и сын Емельян отделился, то на семейном совете
новое хозяйство получило 6 десятин разработанной земли, 4 лошади, 2 бороны,
соху, 2 теленка, 4 коровы, 3 свиньи, 15 овец и даже таежное охотничье «ухожье».
Зажиточная
семья из 8—16 человек, ведя общее хозяйство, обычно имела на подворье 2—3 жилые
избы. Однако встречались и хозяйства, члены которых были связаны не родством, а
«побратимством», «товариществом» и пр.
По подсчетам С.
Капустина, выполненным в конце XIX в. в Западной Сибири, зажиточный домохозяин
получал годовой доход от 1.100 до 1.500 руб. Конечно, этот доход складывался из
результатов труда не только членов семьи, но и наемных работников: годовых,
сроковых, поденных. Огромную роль для таких домохозяев играли «помочи».
В отличие от
крестьянской психологии «великороссов», основанной на неприятии богатства и
идеализации уравнительности, сибиряки спокойно и уважительно относились к
зажиточности. Здесь считали нормой уравнение в благополучии, зажиточности и
довольствии. Сибиряк отрицательно относился к идее передела собственности. По
словам курагинского старожила XIX в. Ф. Ф. Девятова, «зажиточный хозяин,
держащий работников, продолжал быть всеми уважаемым человеком...» прежде всего
потому, что наемный труд не был средством «бессовестного грабежа слабосильных».
Труд работников оплачивался довольно высоко. Общепринятые традиции и общественное
мнение «мира» сурово осуждало разрыв между трудовыми и нравственными началами в
становлении зажиточности. Бывало так, что сын зажиточного крестьянина работал
года два «в строку», чтобы самому заработать на становление домохозяйства, не
«утруждая родителёв».
В сибирской
деревне были и свои «кулаки-мироеды», но, в отличие от «великорусской» деревни,
ими считались не зажиточные крестьяне-земледельцы, а деревенские лавочники,
содержатели кабака, ростовщики. По словам Н. М. Ядринцева, здесь их называли
«майданщиками» — словом, заимствованным из осторожного жаргона. Они брали хлеб
и другие продукты крестьянского хозяйства и давали взамен водку, чай, сахар, другой
товар, «ставя их по высокой цене». Бывали случаи, когда разбогатевший крестьянин,
начиная заниматься торговлей, в своей деревне торговал «по божеским» ценам,
даже в убыток себе, компенсируя убытки в соседних селениях. Он не желал
прослыть у себя «майданщиком» и уронить «нравственные начала» перед своими
земляками.
2. СЕРЕДНЯКИ. К
среднему слою относилась основная масса крестьян-старожилов. Обычная «средняя» семья
состояла из 4—6 человек при 3 взрослых работниках. Годовой доход такой семьи
был в среднем от 550 до 900 руб. Это позволяло иметь до 150 пудов пшеничного и
ржаного хлеба, до 50—100 пудов зерна скоту, мяса до 35—45 пудов. Здесь, в сибирской
глубинке, крестьяне часто не имели возможности сбыть выращенный хлеб, поэтому
большинство из них вплоть до начала XX в. сознательно ограничивали размеры
хозяйства. Большая часть продукции шла на личное потребление, но середняки
Сибири, продавая излишки урожая, активно приобретали в лавках или в городе
такие товары, как зеркала, часы, керосиновые лампы, ткани, обувь, сахар, чай и
пр.
Главным итогом
года «середняк считал стабильность экономических показателей своего хозяйства:
сохранение размеров пашни, количества голов скота, сохранение урожайности
хлебов, выплату податей «по старинке», покупку определенного набора продуктов,
выполнение обязанностей перед «миром». Для среднего крестьянина наиболее важным
было выглядеть в «обществе» не хуже других, иметь возможность принимать гостей
на праздники, устраивать «гулянки» и обильно угощать приглашенных гостей, одеваться
в «покупные» одежды и содержать выездных лошадей.
Рассмотрим на
примере домохозяйства среднего крестьянина с. Курагино Минусинского округа
Енисейской губернии уклад жизни представителей данной группы. (По описанию
крестьянина Ф. Ф. Девятова, корреспондента Российского Географического общества
в 70—80 гг. XIX в.)
Состав семьи:
отец, мать, хозяин, хозяйка, сын 12—16 лет, 2 дочери, 2—3 «малых детей», 1 постоянный
работник или 1 —2 сезонных или поденных работника. Всего — 10—13 человек.
В хозяйстве:
посев 12 десятин, до 8 рабочих лошадей, жеребята, 3—5 коров, телята: всего
около 15 голов. Овец до 20—30 голов, 4—5 свиней, гуси, утки, куры.
Посев: 6
десятин ржи, 3 десятины овса, 2 десятины пшеницы, 1 десятина ячменя, гречихи,
проса, гороха, конопли. Отдельно на пашне высажены: картофель, репа, бахчевые
культуры.
На пашне
одновременно работают на 3—6 лошадях, в 2—3 плуга или сохи, 3—5 борон. На
покосе — 4 косаря, на жатве — 5—6 жнецов.
На домашнее
потребление идет урожай с 3 десятин ржи, 2 десятин овса; с 1 десятины -
пшеница, ячмень, гречиха, просо, горох, урожай конопли. На продажу — урожай с 3
десятин ржи, 1 десятины овса, 1 десятины пшеницы. Часть выращенного урожая идет
в форме натуральной оплаты – мельнику, за помол зерна, кузнецу - за кузнечные
работы, гончару — за посуду.
В год на
потребление членов семьи оставляют по 20—23 пуда хлеба на человека, мяса от 30
до 50 пудов на семью. Крестьяне не садились за стол без пшеничного и ржаного
хлеба, мяса - в «скоромные» дни, а
без рыбы — в постные (сибиряки считали рыбу постной пищей).
Общие расходы
составляли до 200—240 рублей. Из них: на свадьбу — 10—25 рублей, на вино в
праздники до 20—40 рублей, на подати — по 25— 28 рублей на мужскую душу, на
церковные нужды и посещение храма до 10—15 рублей, на оплату труда работникам
около 50—70 рублей и т. д.
Цены этого
времени в лавке были следующими:
соль (1 пуд) = 1,30 руб. 2 шали и 4 платка = 5 руб.
чай кирпичный = 1,30 руб. 1 шапка = 3 руб.
сахар (1 фунт) = 40 коп. 1 пара сапог = 5 руб.
рис (1 фунт) = 40 коп. 2 пары ботинок = 5 руб.
изюм (1 фунт) = 25 коп. 1 пара
сошников = 3 руб.
мед (1 фунт) = 20 коп. 2 косы-литовки = 2 руб.
сукно (1 аршин) = 2 руб. подпилок для сохи = 1 руб.
ситец (1 аршин) = 20 коп. 2 серпа рижских = 1 руб.
плис (1 аршин) = 40 коп. бумага (1 фунт) = 50 коп.
Однако только
достатком зажиточных и средних крестьян нельзя мерить степень их благополучия.
В сибирской общине не менее важным показателем был высокий социальный статус
члена «общества», принадлежность к старожильческому «сословию». Отсюда исходит
психология защищенности, устойчивости, надежности жизни сибиряка.
3. БЕДНЯКИ: ОТ НУЖДЫ К ДОСТАТКУ. В сибирской
деревне, как и вообще в российской, были и неимущие, «слабосильные», бедные и
даже нищие. Но, по всем данным, в процентном соотношении их было значительно
меньше, чем в Европейской России. Небольшую часть из них составляли старожилы.
Только вследствие наложения многих причин — гибели кормильца, устойчивого
неурожая, падежа рабочего скота, гибели посевов, стихийного бедствия — семья
крестьянина могла попасть в разряд неимущих. К бедности община относилась
по-разному. В данном случае, старожилу оказывали помощь многочисленные
родственники, и через какое-то время положение выправлялось. Но самое
распространенное объяснение бедности - пьянство и лень в труде и домашнем
хозяйстве. Однако, подобные истоки бедности община презирала.
Лиц, не
способных к труду — «убогих», больных и немощных, сирот, община могла
освободить от несения повинностей, могла даже кормить за свой счет. Сирот
содержали родственники, «крестные» родители, приемные родители и т. д. Община
строго следила за тем, как опекуны воспитывают и содержат подопечных,
оказывала им финансовую помощь.
Из
общественного Приговора: «1865 года декабря 17 дня, мы крестьяне д. Хлоптуновой,
Сухобузимской волости имели на мирском сходе рассуждение, что крестьянин Лазарь
Харитонов Замараев волею божею в нынешнем… декабре помер. По смерти коего
остались жена его Елена Замараева, и дети: сыновья Михайло 9 лет, Иван 1 году,
дочери Александра 11 лет, Александра же 8-и, Мария 6-и, Настасья 4-х лет.
Вследствии чего мы постановили… избрать опекуном родную мать, которая поведения
хорошего и к этой обязанности способна и благонадежна…»
Еще в первой
половине XIX в. П. Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» писал:
«Беспомощные или хворые хозяева скудных семей разъезжали по деревням из
дальних мест и останавливались у ворот зажиточных домов. Странник входил с
незазорной совестью и объявлял себя христославцем. Тотчас затепливалась перед
образом восковая свеча, вся семья до велика становилась в молитвенном положении
и со сладостью слушала песнопевца... Старший в семье отсыпал муку, крупу,
грузил вместе с другими продуктами на воз христославца». В любом случае, голода
даже среди самого неимущего слоя сибирской деревни не было.
Бывало и так,
что человек с физическими или умственными недостатками нанимался «в пастухи»,
в няньки, сторожем или работником; только в крайнем случае человек становился
профессиональным нищим, собирал милостыню.
Сибирская
деревня уважительно относилась, прежде всего, к «домохозяину», независимо от
степени зажиточности. Поэтому
трудолюбивый крестьянин старался любым способом скопить денег и выйти из нужды.
В праздник даже самый последний бедняк-старожил желал выглядеть не хуже других:
одеть не домотканую, а фабричную одежду, пригласить одного-двух гостей и
угостить их от души. Бедняк-старожил имел значительно более высокий статус, чем
у переселенца, и, тем более, у ссыльнопоселенеца.
Государство
оценивало социальное положение крестьян прежде всего по возможностям уплаты
налогов. Документы конца XIX в. свидетельствуют о «самых богатых»,
«достаточных», «посредственных» и «совершенно неимущих» крестьянах. Но даже
если у крестьянина были многолетние недоимки, отобрать землю за это могли
только незасеянную. «Совершенно неимущие» могли попасть в зависимость от
«мироедов-ростовщиков», которые возмещали недоимки в счет «сроковой» работы.
Общество иногда само принимало решение отдать «праздных» и ленивых недоимщиков без их согласия на работу на
срок выплаты задолженностей.
Подавляющее
большинство бедных были из переселенцев. Прибыв в Сибирь, они, в первые 5—7
лет, были вынуждены наниматься в работники. В Енисейской губернии найм на
определенный срок назывался работой «в строку». Во многих селениях, отмечали
современники, встречались богатые крестьяне, которые в молодости по той или
иной причине были «в строку», компенсировали долги, затраты на обзаведение
хозяйством своим заработком и становились впоследствии на ноги.
Переселенец или
неимущий из старожилов нанимался на поденную, сроковую или годовую работу. В
летнюю пору работали и на «помочах» за угощение. Все виды работ в сибирской
деревне выполнялись за довольно высокую оплату, например в летнюю пору поденная
работа оценивалась в пуд-полтора хлеба. Годовому работнику платили от 50 до 75
руб. деньгами, одеждой, головой молодняка скота, урожаем «присевка» с 1—1,5
дес. пашни, засеянного хозяйскими семенами. Договор о найме строго соблюдался.
По свидетельству современников, если год был неурожайным, расчет производился
полностью «по уговору».
Отношения между
зажиточным хозяином и работником были сугубо патриархальными.
«Сибиряки-хозяева, даже самые зажиточные, выполняют сельские работы совместно с
их батраками. К этому побуждает их хозяйственный расчет. Здесь и желание
собственным участием вызвать соревнование в своем работнике и повлиять на
интенсивность его работы. Личные отношения между сибиряком-хозяином и
работником носят семейный, обоюдно-фамильярный оттенок», — писал в конце XIX в.
этнографы В. Арефьев, А. Макаренко. Да и «общество» сразу осудило бы того
хозяина, который свысока относился к работнику, не кормил за общим столом
вместе с членами семьи, отказывал в жилье или помощи его семье.
«Худого
работника держать не стоит — от него, кроме убытка, ничего нет, а хороший
работник долго жить в работниках не будет — ему достаточно прожить 4—5 лет, и
он делается хозяином», — писал Ф. Ф. Девятов. Единичные бедняки, кто не желал
заниматься землепашеством и, главное, не мирился с традиционными законами
общины, уходили в поисках «шальных» денег и разгульной жизни на прииски или в
город.
Слой «бедных» в
сибирской деревне не был постоянным. Пробыв в данном состоянии 3 - 5 лет,
усердно работая «в строку», обзаведясь своим хозяйством старожилы или
переселенцы еще через 5 - 7 лет выходили в середняки, а их место занимали
новоселы. В начале XX в. среди переселенцев 17% крестьян были зажиточными, 42%
середняками, 41% бедняками, но положение бедняков было, по их мнению, «вдвое, втрое, и даже в 6—7 раз выше», чем в
Европейской России.
Если в
Центральной России безлошадных дворов было 33%,. то в Енисейской губернии —
10,4%, в Томской — 7,2%, в Тобольской — 9,7%. О быстром процессе
«осереднячивании» переселенцев столыпинского периода свидетельствует и то, что
они имели к 1912 г. в Енисейской губернии 34% возделанной земли, 28,5%
лошадей, 25,6% скота.
В годы первой
мировой войны, когда в Европейской России углубился кризис в сельском
хозяйстве, в Сибири происходит подъем во всех отраслях. И это несмотря на то,
что до 12% мужского населения было мобилизовано на фронт, постоянно проходили
реквизиции лошадей. В эти годы в Енисейской губернии посевы выросли с 614 тыс.
десятин до 706,7 тыс. дес. Если в Европейской России с 1913 г. по 1917 г.
валовой сбор зерна сократился на 22,4%, то в Сибири он вырос на 101%.
Количество лошадей выросло здесь в 1,3 раза, свиней в 3 раза, коров в 1,7 раза.
С целью вовлечения в рынок и противодействия «майданщикам» развивалось
массовое кооперативное движение: 9 162 потребительских общества объединяли более
2 млн. крестьян-сибиряков.
Однако нельзя
не отметить, что в связи с войной и массовыми моби-лизациями крестьян к 1917 г.
на селе росла социальная напряженность. И только к концу 20-х годов большая
часть переселенцев-бедняков смогла выйти на уровень средних хозяйств, и
сибирская деревня стала более однородной в социальном отношении.
=================================================
***
Из мирского приговора:
«С. Балахтинского государственные крестьяне приговорили к причислению нашего
общества… Федора Полежаева с женой Ириной Ивановой, дочерью Авдотьей, так как
он проживает в нашем селе, имеет домообзаводство и хлебопашество…поведения
хорошего, веры православной, для наделения участком земли достаточно…».
***
О взысканиях:
«Ссыльнопоселенец В. Котоврасов в нетрезвом виде стал кричать, ругаться,
сквернословными словами, нарушая тишину и спокойствие. Определить двое суток
ареста».
***
Ф.Ф. Девятов, с. Курагино Минусинского уезда: «Здесь
наибольшее количество земли разрабатывают не те семьи, которые имеют съэкономленный
труд или капитал, а те, у которых больше рабочей силы. Таким образом, здесь
наибольшую пользу получает не разбогатевший мироед, а лучший
крестьянин-домохозяин… Хорошо и выгодно жить в большой семье. Здесь не
выработался тип мироеда и зажиточный крестьянин продолжает быть всеми уважаемым
человеком».
***
Из жалобы крестьян-старожилов с. Ершовского: «Переселенцы участка Казанского нашей Назаровской
волости самовольно захватили 20 десятин подготовленной нами для посева земли.
Переселенческий участок несет нам значительные убытки в отношении распаханных
полях; и не особенно нам приятно…».
Переселенцы д. Казанской: «…просим прекратить самовольное владение не
принадлежащих им земельных угодий… мы оказались обижены Ершовскими крестьянами…».
Из общественного приговора соединенного схода. 1891 г.: «Оба общества пришли к
единому согласию по отношению к пользованию земельными угодьями до точного
определения границ повинуясь закону».
***