С
Л О В О О С
И Б И Р И
Земля,
на которой мы живем, МАТУШКА-СИБИРЬ. С детства мы ощущаем ее суровый нрав,
малую обустроенность и неуютность, ее морозное дыхание и нешуточные расстояния.
Но, заглянув в сердце, мы чувствуем привязанность к своей округе, району,
городу; истую привязанность удивительной красоте и уникальности сибирской природы.
Настает миг, когда однажды мы замерев на месте, открываем для
себя ширь тайги под горою у своих ног или ландшафт речной долины, безбрежную
холмистость южносибирской степи, или горную гряду за полями-лесами со
сверкающими даже летом снежными вершинами-«белкАми» саянских пиков на
горизонте. Приходит осознание ценностей старинных сибирских обрядов и
верований. Мы однажды замечаем, что непроизвольно и ныне употребляем в
разговоре слова и выражения старинного сибирского говора.
Оглянувшись,
мы видим вокруг себя искусно срубленные и украшенные деревянные дома, не
похожие друг на друга. Это не те дома, что строятся ныне горе-плотниками и
быстро приходят в ветхость. Старинные дома прочны и многое могут рассказать об
их хозяевах: трудолюбив ли он был и рачителен, аккуратен и основателен или,
наоборот, лень надолго селилась в этом хозяйстве.
С
детства мы знаем, что мы сибиряки. Но, только попав в далекие российские края,
мы гордостью осознаем, что о сибиряках везде и всегда говорили с особым
почтением. Жители далеких городов глядят на нас с удивлением и любопытством –
мол, как вы живете в вашем суровом краю? Не секрет, что до сих пор многие верят
– по улицам сибирских городов бродят по ночам медведи.
Вдали
от родного дома, общаясь с норильчанами и тобольцами, иркутянами и
новосибирцами, забайкальцами и томичами, алтайцами и омичами особенно остро
начинаем чувствовать, что мы все земляки.
Однако,
будучи сибиряками, мы ощущаем себя россиянами, гражданами Великой страны с
уникальным историческим прошлым. Но именно в наших краях встретились и переплелись Запад и
Восток, их цивилизационные ценности и идеалы, героические и трагические
страницы извечного стремления к воле и опыт сторительства демократических
отношений в условиях вековой деспотии. Именно в Сибири извечно человек
становился свободным, личностью с высочайшим и донельзя обостренным чувством
собственного достоинства. Здесь не было ни по статусу, ни по психологии
крепостного человека.
Человека на сибирской земле оценивали по двум
критериям: каков ты по-совести и каков ты в
труде? У сибиряков всегда в чести были
понятия высокой нравственности, совестливости и трудолюбия.
Все
мы разные в этой огромной стране, неповторимые и особенные и принимать друг
друга должны таковыми, какие мы есть.
Наша сибирская неповторимость идет от сурового экстремального климата и
природы, от взаимосогласования и обостренной честности, от твердости и
стойкости в преодолении испытаний. Итогом полной адаптации к суровым реалиям
борьбы за выживание является сибирский характер. Весь мир помнит как сибиряки под Москвой в 1941 году
доказали, что сибирский характер был, есть и будет.
«Русская
история в самой основе своей есть по преимуществу история различных областных
масс народа, история построения территориальных устройств», — именно так наш знаменитый земляк-сибиряк,
историк А. П. Щапов определил роль отдельных регионов в истории России. Одними
критическими оценками и негативными выводами нельзя раскрыть богатую
повседневную жизнь сибиряков. Очевидно так же, что многие беды и последнего
времени и, что интересно, начала XX века,
происходили вследствие забвения исконных традиций, определенных, пусть и
консервативных устоев жизни. Величайшей ошибкой последних лет стала
повсеместная безоглядная тяга к культуре, ценностям и религиозным учениям
Запада. Россия.
Нельзя
забывать, что каждый регион России имеет богатейшее культурное прошлое, свои
духовные ценности и тысячелетние корни традиционного язычества, православия и
других религиозных конфессий. Человек живет в своем времени, в мире своих духовных
идеалов. Понимать и уважать прошлое — долг
и обязанность нынешнего поколения сибиряков, потомков старожилов и переселенцев XVII—XX вв.
Борис Ермолаевич Андюсев