15 января 2008 года

Ушел из жизни выдающийся педагог и теоретик современной педагогической науки

Виталий Кузьмич Дьяченко

(1923 – 2008 гг.)

 

Дьяченко Виталий Кузьмич – участник Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии, профессор кафедры физико-математических дисциплин и методики их преподавания Красноярского ИПКиППРО, ведущий научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий ИПК РО, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).

 

 

Дьяченко, В.К. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования: в двух томах / В.К. Дьяченко. – М,: Народное образование, 2006.

 

Т. 1. – 400с.
Т. 2. – 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новая дидактика В.К. Дьяченко

См.: Андюсев Б.Е. Новая дидактика В.К. Дьяченко // История науки и образования в Сибири: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием г. Красноярск, 15-16 ноября 2005 г. / Я.М. Кофман (отв. Ред.) ред. колл.; Краснояр. Гос. Пед ун-т. – 2006. – С. 162-167.

 

Реформирование современной школы невозможно без коренного пересмотра базовых устоев образования. Прежняя авторитарная педагогика, традиционная система школьной жизни предусматривала формирование и поддержание, прежде всего, вертикальных связей между учителем и учеником. Эта система была характерна не только для школы, она пропитывала все структуры политики, экономики, социальных отношений, культуры. Эта вертикаль со-подчинения, впрочем, не являлась искусственным образованием. Она была плоть от плоти сущностным признаком восточности в синтезных компонентах нашей Евразийской цивилизации. Вертикаль «со-подчинения» начиналась с вертикали во власти, с «азиатского способа» взаимоотношений, восприятия и передачи вниз приказа, распоряжения, и, конечно, «мудрых» мыслей и новой информации. Это система выражалась в форме «начальник-подчиненные», ибо все связи имели по пути вниз веерное расширение количества подчиненных. Отсюда, тот, кто выше обладал не только правом на приказ, но и правом на информацию. Можно ли было в этой системе иметь собственное мнение. Да, но по отношению к нижестоящим. Можно ли было думать иначе, чем «мудрый» начальник? Да, если сам становился на его место или если мои мысли озвучивались в неформальной обстановке.

Система образования, которая сформировалась как часть системы и выполнявшая социальный заказ системы, мало чем отличалась от отношений во властных структурах, вооруженных силах, социально-сословной иерархии в обществе. Тот же тип отношений «учитель-ученик» (читай «начальник-подчиненный») служил не столько целям обучения, сколько целям «правильного» обучения, послушания обучаемых, единого понимания слов учителя, развитию мышления в едином идеологическом направлении. Учитель и коллектив соотносились в данной системе как учитель над коллективом. Коллективом, для которого предписывались единая школьная форма, стандартные условия обучения, единая воспитанность,       одноуровневость обучения, единые стандарты, единая шкала оценок, единые экзамены и стандартная проверка знаний. И, после школы, единая установка на вхождение в постшкольные системы по прежним правилам.

Были ли в той системе горизонтальные связи «ученик-ученик», «чиновник-чиновник», «учитель-учитель», «солдат-солдат» и т.д.? Да, но только построенные на личных отношениях, на личных симпатиях. Если дело касалось работы (учебы, службы), все соотносились через начальника (учителя). Или через назначенного начальником «исполняющего обязанности» субъекта-посредника (сержанта, старосту, десятского и т.д.). В общем-то бывали и исключения. Когда на уровне равных формировалась собственная, неформальная иерархия подчиненных (учеников), создаваемых в основном для нейтрализации «комплекса подчиненности». Взаимопомощь и взаимообучение тоже имели место, но для выравнивания состояния обучаемых, подчиненных. «Помоги товарищу» - в данной системе  означало – «выполни распоряжение учителя».

В этой системе все методы и методики были нацелены на воспроизводство информации, умений и навыков работы, контролируемой активности и т. и т.п. Однако, современное образование многотрудными путями и усилиями выходит на позиции «субъект-субъектной» педагогики. Далеко не последняя роль в инновационных прорывах в завтрашний день принадлежит профессору из Красноярска Виталию Кузьмичу Дьяченко. В чем секрет открытия этого удивительного ученого-дидакта и, одновременно, новатора-практика? В чем В.К. Дьяченко оставил далеко позади многих и многих теоретиков и практиков педагогической науки?

Ученый и педагог-практик В.К. Дьяченко действительно сумел далеко обогнать свое время. Родился он в далеком 1923 году в с. Жаботино Каменского района будущей Кировоградской области. Во второй половине 30-х годов отца, выдвиженца колхозного строительства, отправили учиться в Москву, и, в феврале 1940 года к нему приехал Виталий и стал учится в школе № 276. Выпускной вечер будущего педагога совпал с началом Великой Отечественной войны. Как и всех ребят его поколения его не обошла война. На долю В.К. Дьяченко выпала служба в парашютно-дестантных войсках, недолгое пребывание на фронте; в 1942 году из-за заболевания туберкулезом он был комиссован. Впереди были были годы лечения и учеба в Киевском педагогическом институте. Успешное окончание института ознаменовалось принятием в аспирантуру, преподаванием логики в своем вузе.

В январе 1952 года В.К. Дьяченко успешно защитил  кандидатскую диссертацию по теме «Учение о понятии в курсе логики средней школы». В связи с закрытием кафедр логики после смерти И. Сталина, молодой преподаватель переезжает в Москву и работает учителем математики в школах № 12 и 343.

Еще в начале 50-х годов Виталий Кузьмич заинтересовался проблемой критики классно-урочной системы преподавания в школе. Множество статей, рукописей в десятки и сотни страниц фиксировали работу мысли, новые идеи, но все они ложились «в стол». Ибо «критические мысли в те годы не публиковались, а новые идеи и методы объявлялись прожектерством», - вспоминает об этих годах наш герой. Он решил, что все нововведения возможны будут только тогда, когда из «донаучного состояния будет выведена дидактика». Появлялись в те годы лишь множество публикаций по частным вопросам «обучения и воспитания» учащихся. Талантливый учитель-практик, кандидат наук и автор известных публикаций был приглашен преподавать педагогику и психологию в Центральный институт усовершенствования учителей. И вот, в 1978 году, он в составе группы инспекторов, впервые побывал в Красноярске.

Из воспоминаний В.К. Дьяченко: «Двадцать пять лет назад, в мае 1978 года Министерство просвещения РСФСР направило меня с бригадой инспекторов и методистов проверить работу Красноярского института усовершенствования учителей. В аэропорту нас встретил  высокий худощавый красивый молодой мужчина лет 35-36. Во всем чувствовалось внимание, забота и, в то же время, некоторая настороженность. Это был самый молодой директор ИУУ России Васильев Ю.Е., работавший 8 месяцев без санкции нашего министерства. Поэтому нужна была основательная, всесторонняя проверка. И за две недели нами были изучены работа всех кабинетов, мы побывали на многих лекциях… Наш общий вывод был таков: Ю.Е. Васильев сможет вывести институт на новые рубежи. И мы не ошиблись. Уже через несколько лет Красноярский ИУУ стал одним из лучших в Сибири».

Тогда, в далеких 1970-х гг. автор этих строк не мог даже представить себе, что он станет менее чем через 10 лет сотрудником инспектируемого института и будет возглавлять кафедру педагогики и психологии. Действительно, у безвременно ушедшего из жизни Юрия Евгеньевича Васильева была замечательная способность разглядеть в человеке «Божий дар», увидеть с полувзгляда, с полуслова личностный потенциал и глубину таланта. Они встретились ненадолго и стали вскоре друзьями. И значительная роль в том, что инспектор центрального института усовершенствования учителей круто изменит свою судьбу, чтобы обрести условия для творческой самореализации в Красноярске. В Виталии Кузьмиче действительно соединились величайшие качества педагога, организатора, методиста, новатора, сумевшего покорить не только далекое Красноярье,  Сибирь, но, и, ставшего одним из ярких фигур в российской педагогике последней четверти  XX - начала XXI века.

В 1983 году в зрелом уже возрасте В.К. Дьяченко с поразительной легкостью переезжает из Москвы в далекий Красноярск, выиграв конкурс на замещение вакантной должности заведующего кафедрой педагогики и психологии Красноярского университета. Можно только догадываться, как стремился он к свободе самовыражения и самореализации. Видимо, на принятие решения повлияло знакомство с Ю.Е Васильевым, переросшее за последние годы московской жизни в заочную дружбу двух неординарных, близких по духу, подвижников новой педагогики.

Переезд в Сибирь, обобщение всех прежних рукописных наработок. И через год в издательстве КГУ выходит первая книга «Общие формы организации процесса обучения». Она и стала предтечей его «новой дидактики». Книга вызвала неоднозначную реакцию педагогической общественности. В руководящих кругах она была встречена «в штыки». Еще бы! Один из первых, автор публично заявил в 1984 году (!) о современном состоянии народного образования, как  кризисном. Но, пока готовились «оргвыводы», грянула горбачевская перестройка. И, следом, в 1989 году во всесоюзном издательстве «Педагогика» выходит действительно революционная работа «Организационная структура учебного процесса и ее развитие». Автором было дано новое истолкование  сущности обучения и предпринята попытка, исходя из этого нового понимания, пересмотреть всю теорию образования, построить современную научную дидактику. Но это было уже в стенах Красноярского института усовершенствования учителей, где с сентября 1987 года и по сей день он трудится на должности заведующего кафедрой педагогики и психологии.

В.К. Дьяченко написал во второй половине 1990-х гг. ряд фундаментальных работ: «Современная дидактика» в 2-х книгах, «Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология», «Реформирование школы и новейшие образовательные технологии». Имя В.К. Дьяченко приобрело широкую известность и в связи с прорывом в широкие учительские массы его технологии коллективного способа обучения (КСО). Признанием заслуг стало и избрание в 1996 году действительным членом Международной педагогической академии.

Несмотря на занятость преподавательской работой, заведывание кафедрой, организацию и проведение ряда всероссийских конференций «КСОшников», руководство экспериментальными площадками и курирование многочисленных творческих групп в крае и стране, продолжает работу над главным своим детищем.

В 2001 году московском издательство «Народное образование» публикует «Новую дидактику». Согласно приказу Министра Образования РФ В.М. Филиппова от 2.09.2002 г. автору «Новой дидактики» В.К. Дьяченко была объявлена благодарность как соискателю премии Правительства РФ за 2001 год.

Вот какие разделы включает, в том числе, его «Новая дидактика»: … От понимания сущности обучения  к построению науки об обучении; … Принципы обучения и метод обучения, их взаимосоответствие; … Педагогические технологии и их анализ в свете предстоящей реформы школы. Формулировки первых параграфов буквально потрясают основы старой дидактики: «основной педагогический предрассудок»; «Второй предрассудок, определивший ложный путь  построения дидактической теории»; «Еще один предрассудок», «Сколько может быть дидактик?»… А далее – «О внешней и внутренней сторонах обучения, или Кто же прав?»; «Методы обучения или отдельные виды учебной работы?»; «Система принципов построения  учебного процесса демократической школы»; «Система принципов построения учебного процесса демократической школы»; «Реформа и реформирование школы» и др.

«Новая дидактика» профессора Дьяченко граничит с революционным вкладом в новое понимание теории и технологии современного образования. Прежние установки жестко-вертикального характера процесса обучения и воспитания подвергаются ныне серьезной критике. Однако мало кто задумывается и сейчас о переходе на новые парадигмы; и тем более теоретически разрабатывает методологические принципы новой педагогики. Но В.К. Дьяченко уже много лет назад стал одним из первых инициаторов выстраивания школы, основой которой станут горизонтальные связи. Это и есть подлинная школа демократии, добровольного характера приобретения знаний учащимися. Но знаний не столько сверху, но и в процессе самостоятельной работы, взаимообучения, мотивации на развитие личностной индивидуальности. Постоянное чередование роли учителя и ученика позволяет формировать критическое самосознание по отношению к себе как к ученику и осознанное уважение к труду и компетентностям педагога.

Реализация творческого потенциала продолжилась последней работой «Основное напраление развития образования в современном мире», вышедшей в 2005 г. в издательстве «Народное образование». В новой работе В.К. Дьяченко анализирует процесс обучения с позиций материального процесса. Автор нестандартно ставит вопрос об о формах существования материального процесса обучения. При этом урок не форма организации обучения, это отрезок времени, используемый для ее реализации в различных формах, это метод для достижения цели обучения. Реализуются они в индивидуальных, групповых, парных и коллективных формах существования общения как материального процесса.  

Разработка авторской концепции коллективного взаимодействия участников субъект-субъектных отношений выводит образовательный процесс на новую качественную ступень. Переход к внутренней организации образовательного процесса, к созданию системы саморазвития и связей не столько на личной основе, сколько на основе «ученик-он-же-учитель» - «ученик-он-же-учитель». Да, учитель сохраняет основные традиционные функции, но он здесь – организатор процесса воспроизводства учительско-ученических связей внутри коллектива. Базовой основой горизонтальных связей становится мотивация саморазвития личности ученика не только через восприятие компетентностей, но и развитие через со-обучение. 

Конечно, коллективный способ обучения лишь начало разработки новой дидактики. Дидактики, что делает нашу школу не местом подготовки ученика к жизни, а полноценным, творческим, активно-мотивированным, результативным периодом жизни. Мы не должны забывать, что жизнь это активная деятельность в целях максимальной нейтрализации, и преодоления энтропии. Чем активнее преодолевается энтропия, тем максимальнее реализуются потенциальные возможности личности. Это закон обратной пропорциональности.

 

Б.Е. Андюсев, к.и.н., доцент, зав. кафедрой современных технологий обучения

Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2006 г.

*  *  *

В.К. Дьяченко. Современная дидактика.

Предисловие автора

(На странице Памяти академика В.К Дьяченко использованы материалы БИЦ ККИПКиПРО

ttp://library.cross-ipk.ru/resource-virt-didaktika.htm)

В 1996 году Новокузнецким институтом повышения квалификации работни­ков образования было опубликовано учебное пособие для преподавателей, методистов и слушателей курсов «Современная дидактика» тиражом две тысячи эк­земпляров. Прошло десять лет, и этого учебного пособия в продаже давно уже нет. За эги годы вышли в свет мои книги «Развивающее обучение и новейшая педаго­гическая технология» (Красноярск: Институт повышения квалификации работ­ников образования, 1998), «Реформирование школы и образовательные техноло­гии», две части (Красноярск-Новокузнецк: Институт повышения квалификации работников образования, 1999), «Новая дидактика» (М.: Народное образование, 2001), «Коллективный способ обучения» (М.: Народное образование, 2004), «Ос­новное направление развития образования в современном мире» (М.: Народное образование, 2005).

В этих книгах были изложены наши взгляды на дальнейшее развитие теории и практики обучения в современной школе, дан анализ новых и новейших педаго­гических технологий, а также критика устаревших взглядов на учебно-воспита­тельный процесс, его функционирование и развитие. За последнее десятилетие вышло в свет много новых книг и статей по вопросам дидактики и управления ин­новационной деятельностью в системе образования, направленных на преодоле­ние глобального школьно-вузовского кризиса, который за истекшее полстолетия стал обостряться и усиливаться, несмотря на то, что уже почти во всех странах бы­ли проведены реформы образования и предпринимались радикальные меры по его устранению. В основном эти реформы и многочисленные мероприятия как в Рос­сии, так и за рубежом, были направлены на повышение качества и уровня образо­вания, совершенствование управления учебно-воспитательным процессом (УВП), форм организации и методов обучения.

Застой и псевдонаучность в решении основных проблем образовательной практики заставляет специалистов по дидактике (педагогике) пересматривать всю теорию обучения и воспитания, т. е. то, что в прошлом называлось педагогической наукой об обучении и образовании. Такая попытка была предпринята и нами. Соот­ветствующие взгляды были изложены в «Современной дидактике» и других книгах, названных выше. Наши усилия были направлены на то, чтобы дидактическая (педа­гогическая) теория была выведена из донаучного состояния, длительного застоя и преобразована в НАУКУ, в которой остро нуждаются российские школы и вузы.

Наш подход к преобразованию дидактики в науку мы назвали «естественно­научным». Он уже получает признание в среде учителей-практиков, многие из ко­торых в школах г. Красноярска и Красноярского края стали использовать у себя на уроках коллективные учебные занятия (КУЗ, КФО) и добиваются, несмотря на очень ограниченные возможности, положительных результатов. Понимание и признание «новой дидактики» можно найти и в среде педагогов-теоретиков, о чём можно судить по их публикациям.

Мы и многочисленные наши ученики и последователи доказывали в теории и показываем на практике необходимость и целесообразность перехода от старой педагогической технологии (ГСО) к новой, более эффективной и перспективной (КСО). Такое педагогическое движение мы рассматриваем как переход от старого метода (группо-парно-индивидуального обучения) к новому (коллективно-группо-парно-индивидуальному). Вопросам этого перехода (с целью сделать его более успешным) и посвящена эта книга, которая может служить учебным пособием для тех, кто активно участвует в реформировании и модернизации образования в Рос­сии и за её пределами.

Почему, ставя вопросы модернизации и реформирования образования, мы не забываем о других странах ближнего и дальнего зарубежья? Есть ли для такого широкого подхода к модернизации и реформированию образования серьёзные ос­нования?

Считаем, что такие основания есть. Это — сам новый метод, который не слу­чайно получил ещё и название «ДЕМСОС» — демократическая система обучения по способностям. Демократическая потому, что благодаря широкому использова­нию коллективных учебных занятий (КУЗ, КФО, КСО) все дети, подростки и сту­денты смогут беспрепятственно получать качественное среднее и высшее образо­вание, обучаясь по способностям. А что на практике значит обучение по способно­стям? Это значит, что овладение учебными предметами, науками и искусствами происходит для каждого в своём темпе, т. е. одновозрастные и одноуровневые клас­сы исчезают, упраздняются.

Чтобы в России и в других странах совершился переход к новой образова­тельной практике - практике КСО-ДЕМСОС, необходима наука об обучении и образовании, наука единая и общая для всех стран, народов и граждан. Такую еди­ную и общую научную теорию обучения и образования мы разрабатываем на про­тяжении многих лег, начиная с середины XX века и по настоящее время. Её мы и попытались изложить в этом учебном пособии по дидактике.

В подготовке «Дидактики» я постоянно чувствовал поддержку и помощь коллектива Красноярского краевого института повышения квалификации работ­ников образования, в котором я уже много лет работаю. Поэтому считаю своим долгом выразить чувство своей признательности и благодарности руководителям и коллегам Главного управления образования администрации Красноярского края и Красноярского краевого ИПК РО: С.П. Аверину, Г.А. Вычужаниной, Г.М. Вебер, В.П. Шншмареву, С.Ю. Андреевой, Е.Н. Васильевой, Г.А. Гуртовенко, Г.П. Сазоно­ву, М.А. Мкртчяну, И.II. Пелю, В.Т. Рыбалко и всем, кто был причастен к движе­нию педагогов за коллективный способ обучения.

Особенно я благодарен директору Красноярского ИПКиРО, моему большо­му другу Юрию Евгеньевичу Васильеву (ныне покойному).

Наши методики сотрудничества учащихся «но горизонтали» и «но вертика­ли» проверялись, разрабатывались и совершенствовались педагогами-экспери­ментаторами школы № 21 г. Красноярска О.Ф. Калининой, Л.Н. Мачикиной, Л.В. Гребневой, ТВ. Шелеховой, Т.Б. Чулковой, Т.А. Плюсниной, Л.Г. Константи­новой, Т.В. Павлодольской, Л.А. Белобородовой. Г.В. Агеенко, а также в школах  № 42,17,93, 29 и других школах Красноярска и Красноярского края, в школах Са­ха-Якутии (под руководством А.И. Говоровой), Новокузнецка (под руководством Т.В. Яловец), г. Лангепаса Тюменской области (руководитель И.Ф. Корявина), в школах Казахстана (руководитель Г.М. Кусаинов).

Красноярск, 2006 г.

* * *

Издания В.К. Дьяченко

Дьяченко, В.К. Дидактика : учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования : в двух томах / В.К. Дьяченко. – М : Народное образование, 2006. Т. 1. – 400с. Т. 2. – 384 с.

Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучении : дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. – 352 с.

Дьяченко, В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – 496 с.

Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения : актуальные проблемы теории и практики обучения. – Красноярск: Изд-во государственного университета, 1984. -184 с.

Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – М.: Школьные технологии, 2005. – 512 с.

Дьяченко, В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. – Красноярск: КК ИПК РО, 1998. – 436 с.

Дьяченко, В.К.Реформирование школы и образовательные технологии : в 2 ч. – Красноярск, Новокузнецк: ИПК РО, 1999.

Дьяченко, В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе : в 2 ч. – Новокузнецк: ИПК РО, 1996.

Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении : о коллективном способе учебной работы : книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

 

 

****

 

На главную страницу сайта Андюсева Б.Е. «Сибирское краеведение»



Сайт управляется системой uCoz