Главная страница сайта "Сибирское краеведение"

ПРОЕКТ

Возрождение общесибирского регионального праздника

«День Сибири» («День благодарения Сибири»)

 

Тип проекта: социокультурный

Актуальность проекта: В услових модернизационных процессов крайне важным становится опора на человеческий фактор,  инициирование активной деятельностной позиции человека, мобилизации всех сил гражданского общества.  Праздник общесибирского единения, независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности, призван формировать установку на включенность каждого сибиряка в позитивные социоэкономические процессы. Возрождение праздника «Дня благодарения Сибири» прямо и косвенно связано со стратегической программой инновационных прорывов.

Цель проекта: Способствовать формированию позитивных установок на качественное изменение социокультурной ситуации в Сибири, общесибирскому единению независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности, служить расцвету России через расцвет сибирского края.

Автор проекта: Андюсев Борис Ермолаевич – кандидат исторических наук, доцент по кафедре Отечественной истории, заведующий кафедрой современных технологий обучения Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Содержание проекта:

День благодарения Сибири

  «26 октября 1581 г. Ермак, отпев молебен, торжественно вступил в Искер или город Сибирь…» – так, выражаясь словами Н.М. Карамзина, начинается история сибирского края в составе России. По традиционному Православному календарю это день высокочтимого Святого Димитрия Солунского. По новому стилю день 26 октября приходится на 8 ноября.

К середине XVIII в. превосходящим по численности становится потомственное во втором-четвертом поколениях старожильческое население сибирских городов и селений. Они осознают себя составной частью коренного населения этого края, называют эту землю – Матушкой-Сибирью.  Данное самосознание становится базовым для формирования общих черт самовыделяющегося таксономического сознания сибирского населения в течение всего XIX века. Этнографы и публицисты описывали своеобразие развития культуры сибирских крестьян и горожан, особенности в хозяйственной жизни, быте, традициях и обычаях, фольклоре и говоре. Они отмечали повышенную самооценку, развитое чувство собственного достоинства, свободолюбие, привязанность к своему краю.

Наиболее страстно и концентрированно патриотические сувства сибиряков отразились в литературном творчестве и общественном мировоззрении представителей сибирской интеллигенции. Они были истинными подвижниками, радетелями расцвета края. Естественно, на этой почве не могло не появиться движение сибирских областников.

Один из его идеологов Н.М. Ядринцев писал о Сибири: «Видя, как было все оживленно, как все искало дела, слыша страстные речи о народе, о долге гражданского служения, мы не могли перенестись мыслями к нашей родине и задуматься о ее будущем. Мы представляли ее, в настоящем бедную и убогую, нарядной и богатой в будущем; вместо несчастной, слышавшей только звон цепей и проклятие ссыльных, мы рисовали себе ее населенной, свободной, жизнерадостной и ликующей, мы назвали эту страну «Страной будущего»… мечтали о счастливой будущности края, перечисляли неистощимые ее богатства, рисовали ее в будущем… царицей Азии». Красной нитью в трудах областников проходит мысль о том, чтобы самим сделать край «более удобным и привлекательным для жизни». Отмечалось, что для изменения своего положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».

Подвижническая работа представителей местной интеллигенции способствовала открытию первого в Сибири Томского университета, развитию просвещения, созданию краеведческих музеев. Во многом благодаря им, в сибирском крае стали издаваться десятки газет и журналов, внесли неоценимый вклад в изучение истории Сибири, в проведение этнографических исследований коренных народов края и русских старожилов.

Любовь к своему краю, стремление помочь ей в той или иной форме, были присущи многим сибирякам, в том числе и купцам-предпринимателям. Она была вызвана не только высокими стабильными доходами и крупными капиталами, «но и обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии народов  Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие,… а также благими делами в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые богатства» – отмечал красноярский историк П.Н. Мешалкин. Достаточно масштабно проявили себя в деле благотворительности купцы Щеголевы, Кузнецовы, Гадаловы, Кытмановы, Переплетчиков, Баландина и многие другие.

         Подобные примеры характерны не только для Красноярска, но и уездных и волостных центров Енисейской губернии. Здесь по инициативе крестьянина-предпринимателей Пашенных, Гусева, Девятова, Снегирева и других открывались школы, строились фельдшерские пункты, учреждались бесплатные народные библиотеки-читальни.

Прогрессивные представители российского общества восторженно приветствовали прогрессивные изменения в сибирском крае. Большинсто из нововведений, в отличие от общероссийских, инициировались не «сверху», а «снизу», общественными инициативами самих сибиряков. Сибиряки не только заставили обратить на себя внимание представителей всего российского общества, но и  заслужили похвалы Императора Всероссийского Александра III. Он обратился с Высочайшим посланием к сибирякам и ко всему российскому обществу в октябре 1881 г., в честь 300-летия вхождения Сибири в составе российского государства.  Александр III особо отметил выдающееся значение сибирского края для страны и пожелал его процветания.  Император выразил это следующими словами: «Надеюсь, что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

В последних числах октября 1881 г. на волне всеобщего празднования 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству, Россия впервые отмечала День Сибири. Особенно широко и торжественно юбилей отмечали сами сибиряки: в Томске и Тобольске, Тюмени и Красноярске, Минусинске и Енисейске, Хабаровске и Благовещенске. В столичных городах Москве и Петербурге в это время все студенты, приезжие купцы, выехавшие из Сибири чиновники «роднились» в составе сибирских и сибирско-губернских «землячествах«. Все «землячества» отметили праздник совместными общественными обедами. В приглашениях особо отмечалось, что, в связи с приближающимся днем «300-летия завоевания Сибири», 26 октября в день взятия Искера приглашаются принять участие в обеде «сибиряки, сибирячки и лица, посвятившие свои труды Сибири».

Вскоре после праздничных торжеств была издана книга «300-летие Сибири: Празднование в Петербурге и Москве дня 26 октября 1581 г.». День Сибири, отмечавшийся в 1881 г., в дальнейшем послужил мощным катализатором дискуссий, размышлений, всплеска публицистики о наиболее важных и актуальных проблемах сибирской жизни того времени. Обсуждались требования необходимости прекращения продолжавшейся ссылки в Сибирь преступных элементов, скорейшего открытия сибирского университета, развития сухопутных и водных путей сообщения, содействия развитию местной промышленности и торговли.

С этого года на волне всеобщего энтузиазма и патриотического порыва началось всеобщее празднование ежегодного Дня Сибири. Отмечен этот праздник в «Сибирском народном календаре в этнографическом отношении», вышедшем в 1913 г. Ее автор А.А. Макаренко, находившийся в ссылке в глубинных селениях на Ангаре без тени сомнения отнес День Сибири 26 октября, наряду с Днем Иннокентия Иркутского, к двум «Выдающимся сибирским праздникам». В перечне календаря, среди наиболее значимых православных и народных праздниках они стоят на первом месте.

В православнх приходах сибирского края в этот день совершались праздничные молебны в храмах, вспоминались имена Ермака и его сподвижников, имена первооснователей сибирских острогов. Постепенно в процессы обращения к истокам были вовлечены мещане, казаки, крестьяне.

К этому времени после дня Покрова Святой Богородицы заканчивались страдные осенние работы, но еще была передышка перед вывозом хлебных снопов из пашенных стогов-кладей. Но уже первые десятки пробных снопов были обмолочены пока еще не на «ледянках» гумен, еще на мерзлой земле. Выпадал первый снег, начиналась первая полоса  морозов и массовый забой скота на подворьях крестьян. Поэтому, вполне естественно, день Сибири довольно скоро стал совмещаться с «гулянками» по итогам земледельческого года. Старожилы ставили в церквях поминальные свечи в память предков, а затем собирались у старшего «по-родству», «по-суседству» и «товаричеству». Столы ломились от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. Сибирский стол обязательно включал рыбный пирог и пельмени, саламат и гречишные блины, горошницу и запеченного в тесте поросенка, шаньги и черемуховый пирог, чай «затуран» и кедровые орехи… Так День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства». Не зря эта традиций возродилась в 1960-70-х гг. осенним праздником Урожая.

В крупных городах, прежде всего в губернских центрах, зарождается традиция губернаторских приемов и балов, банкетов для именитых людей города и губернии. Рассылались памятные приветственные адреса. Особо приветствовались общественно значимые деяния купцов-благотворителей и меценатов. В этот день торжественно вносились крупные суммы пожертвований приютам, больницам, благодетельствовали нищих. Традиция отмечать День Сибири сохранилась в течение многих десятилетий вплоть до конца 20-х гг. ХХ века…

Обращение к нашим истокам в связи с реформами 1990-х гг. является достаточно симптоматичным для процессов начавшегося позитивного сдвига в сторону восстановления старых сибирских традиций, в том числе и обращения к традиционным праздникам. Еще в октябре 1997 г. в одноименной публикации в газете «Красноярский рабочий» мною был поднят вопрос о восстановлении празднования Дня Сибири. Учитывая современную специфику согласования позиции представителей коренных сибирских этносов, представителей множественных современных культур и народов, проживающих здесь, мною было предложено назвать этот общерегиональный праздник «Днем благодарения Сибири». Действительно, Сибирь заслуживает нашей всеобщей благодарности за ее природные богатства, за уникальные социокультурные модели реализованной гражданственности и толерантности.

Вслед за первой публикацией в том же 1997 г. прозвучало наше выступление на архивных чтениях с предложением к представителям научной интеллигенции г. Красноярска поддержать данный почин. Затем состоялась встреча с бывшим начальником управления культуры администрации края: он посчитал, что «нас не поймут». Подобный же вежливый отказ с долей недоумения встретил и в администрации Сибирского соглашения в конце 1990-х гг., куда обратился по телефону с нашим предложением выслать подробную аргументированную концепцию и программу возрождения общесибирского праздника. 

Наконец в 2001 г. новосибирский историк В. Журавлев опубликовал в областной прессе статью с аналогичным предложением. Данный материал был выставлен в интернете. По прошествии пяти лет, мы с удовлетворением констатируем о положительном сдвиге в подходах к данному празднику современного руководства ассоциации «Сибирского соглашения». Решением VI съезда писателей Сибири признано целесообразно воскресить празднование общесибирского праздника.

На II съезде Общественного движения «Сибирский народный собор» было озвучено наше предложение принять решение о праздновании Дня Сибири или Дня благодарения Сибири во всех регионах Сибирского округа. Праздник общесибирского единения, независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности, призван формировать установку на включенность каждого сибиряка в позитивные социоэкономические процессы. Прежде всего научно-образовательные и культурно-просветительские общества должны принять участие в организации круглых столов, семинаров, осуществления программ дополнительного образования молодежи. Они должны стать научными экспертными центрами разработки и поддержки программ укрепления физического и духовного здоровья сибиряков, создания условий для здорового образа жизни, культуры досуга, прочной семьи. Научно-образовательные сообщества должны стать центрами подготовки и издания массовых популярных изданий для населения (книг, брошюр, журналов, газет и т.д.). Существенную роль в организации и проведении праздничных мероприятий должны сыграть Общество краеведов, педагоги края, этнокультурные диаспоры Сибири. 

В инициировании активной деятельностной позиции, мобилизации всех сил гражданского общества, важно связать возрождение праздника «Дня благодарения Сибири» со стратегической программой инновационных прорывов. Именно Сибирь с ее мощным научным потенциалом должна показать пример сознательной переориентации курса России на приоритеты интеллектуального продукта в составе ВВП.

Еще раз вспомним завет сибирской интеллигенции XIX века: для изменения своего положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».

 

Библиографический список

1.   Цит по кн.: Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск, РИО КГПУ, 2003. – С. 213-214.

2.   Мешалкин П.Н.  Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей. – Красноярск, 1995. – С. 5.

3.   Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. – СПб., 1913. – С. 117-118.

4.   Андюсев Б.Е. День благодарения Сибири // Красноярский рабочий. - 1997. 25 октября.

5.   Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск, РИО КГПУ, 1999. - С. 83.

6.   Интернет-сайт «Сибирская заимка». 2001.

7.   Здоровье сибиряков: физический, нравственный и социальный аспекты. Материалы к докладам на II съезде Общественного движения «Сибирский народный собор». – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – С. 3-5.

 

Stalker TOP
Сайт управляется системой uCoz


Сайт управляется системой uCoz