На главную страницу сайта "Сибирское краеведение"

 

Очерки истории села Балахтон

 

«На основании материалов, собранных во время

Всесо­юзной демографической переписи 1928 года, установлено,

что село Балахтон возникло в 1834 году».

(Из справки Го­сударственного архива Крас­ноярского края).

 

Балахтон изначальный: XIX век

 

СТАРЫЕ     КАРТЫ…   О многом могут они расска­зать нам. Вот и эта, - карта Ачинского округа Енисейской губернии, датированная 1832 годом. Мы видим на ней г. Ачинск. Нить Сибирского (Московского) тракта тянется далее в сторону Красноярска через станции Чернореченская, Козулька, Большекемчугская… Вдоль и около реки Чулым мы видим населенные пунк­ты Селетково, Подсосенское, Курбатовское. На карте 1832 года есть уже и деревня Шадрино. Немногочисленно еще население этих мест, кругом тайга, болота, голу­бые извилины рек и малых речушек. И вот читаем: «РЂчка Ба­лахтон». А ведь село наше возникло только через два года после того, как была составлена данная карта. Вот и первый вывод: село Балахтон получило свое имя от названия речки.

Первые переселенцы пришли на берега речки Балахтон (Балахтонки) весной 1834 года. Это были государственные крестьяне из Вятской губернии. Долог для них был путь в Сибирь. Мужики шли пешком, женщины и дети на телегах. Шли в основном летом, на зиму останавливались в крупных селениях, подрабатывали на дальнейшую дорогу и пропитание – вспоминали старожилы села, потомки первых переселенцев.

Остановились на излучине глухой таежной речушки. Место привольное, богатое лесом, и, главное, полянами (еланями) для разработки пашен. На первых порах даже возник спор с чернореченскими мужиками, имевшими здесь пашенные участки – займища. Но по распоряжению властей, балахтонским крестьянам закрепили все-таки земли по направлению к Чулыму. По воспоминаниям старожилки М. Вараксиной первый землянках у большого родника, бившего на дне речки (план.-см. 1.). Здесь же, по воспоминаниям, в крутом глинистом берегу соорудили общую печь  для выпечки хлеба. Помаленьку начали пахать и в первое лето засеяли небольшие участки, раскиданные по всей прибалахтонской округе.

Однако, разрабатывая первые участки пашни чуть выше по течению речки, переселенцы на второе лето выстроили небольшие избушки и примерно на 5-7 лет стали обживаться дворами (план. –см. 2). Здесь речка была шире, место было более открытое, солнечное. Ныне эти места называют «3 и 4 широты» на Балахтонке. Через несколько лет, в связи с подтоплениями во время наводнений и резкого падения урожая из-за оскудения земли, балахтонцы стали перевозить имеющиеся домики и строить настоящие дома-пятистенки на более возвышенном месте в более крутой излучине речки. Именно отсюда из нижней части современного села и началась деревня Балахтон (план. –см. 3).

 

 

Отсюда начинается история с. Балахтон (современное состояние улицы)

 

Лес брали здесь же, часто стайки и хозяйственные постройки ставили на листвяжные. Да и первые нижние венцы также рубили из лиственницы. Так до сих пор стоит покосившееся надворное строение на бывшей усадьбе Т.Е. Вараксина из лиственницы, срубленное в первой половине 1840-х годов.

Кто же был в числе основателей нашего села? Первыми засельщиками и балахтонцами первого десятилетия его существования были: Осип и Никита Вараксины, Кондратий Игнатов, Василий Патрушев, Нил и Ефим Марьины. В числе первых жителей значились Загайновы, Чезгановы, Новоселовы, Шутошевы, Окишев и Деревнин. Всего в первое десятилетие числится 17 семей балахтонцев. Семьи были большие, патриархальные. В 1840-х годах значатся: в семье Осипа Вараксина – 8 мужского и 5 женского пола, в семье Никиты Вараксина – 9 мужского и 9 женского, у Михеевых – 5 и 7, у Загайновых – 2 и 5.

Деревня постепенно росла. В 1840-х годах сюда прибыли Мамаевы, Смоленцевы и другие. А в списках 1872 года уже значатся Мошкины, Мурины, Халявины, Скорохватовы, Булдаковы, Тяжельниковы, Бахтин.

!840-1860-е годы были годами широкого массового строительства. Строились как «старые» жители, таки новоприбывшие основательно.  В эти годы стали появляться, а затем и превалировать большие «крестовые» дома. В отличие от «российских» изб, крытых соломой, дома в Сибири сразу крыли сосновым тесом или «желобником» из лиственницы или сосны. Да и полы настилали деревянные, из толстых тесанных плах. Буквально за 10 лет (конец 1840-х – начало 1860-х годов) улица приобрела законченный вид и «дошла» до месторасположения современной поселковой администрации. В эти же годы была основана вторая улица за ручьем-логом. На трех болотистых участках селения были настланы гати, построены два моста через Балахтонку и один мост через лог. Длинная изгородь поскотины с тремя воротами и «скотинным» отводом в виде коридора для выгона скота на пастбище, широкой дугой от речки до речки охватывала селение.

 

 

План поэтапного роста селения Балахтон

 (с 1834 до 1864 – д. Балахтон, с 1864 г. – село Балахтон).

(1 – 1834 г., 2 – 1834-1841 гг., 3. 1840 – 1845 гг., 4 – 1845-1865 гг., 5 – 1865 – 1917 гг.)

 

Во второй половине XIX века Балахтон стал селом. В 1864 году было закончено строительство церкви. В том же 1864 году церковь была освящена как Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строилось здание всем миром. Выбирали лучший лес, возили издалека. Здание храма было добротное, светлое и достаточно просторное. В советское время здесь был сельский клуб и библиотека. Здание простояло до начала 1990-х годов. Стояло бы и до сих пор, но случился пожар…

Главным сельским праздником стал Покров. День Покрова Святой Богородицы стал храмовым праздником. В этот день по всему селу разворачивались массовые гулевания и гулянки, съезжались со всей округи гости и родственники числом до 200-300 человек. На площади перед церковью разворачивалась большая ярмарка, на которую приезжали с товарами торговые люди из Красноярска и Ачинска.

Священником во второй половине XIX века был Иаков Серебрянников. По воспоминаниям – честный, справедливый и достойный священник. Люди его уважали. Семьи у священника и псаломщика были большие, да и расходы на поддержание здания и внутреннего убранства храма были достаточно большие. Отсюда жалования и кружечных доходов не хватало. И через 6 лет по просьбе причта было выделено дополнительно из общинных владений 3 десятины под пашню и 32 десятины под покосы. До сих пор эти земли называют «поповские луга».

Рядом, наискосок от церкви было выстроено сельское управление и пожарный сарай с небольшой каланчой, инструментами и водяной помпой.

Тут же недалеко от церкви располагалось здание церковно-приходской школы, открытой в 1894 году. Вскоре она была преобразована в в двухклассное министерское училище. В ней работали 2 учителя и обучалось72 ученика.

Правда, грамотных крестьян в селе было немного, да и наличие грамотности крестьянами скрывалось. Так в документах постоянно фигурируют записи, сделанные священником и псаломщиком, старостой Мошкиным, крестьянами Вараксиными, Патрушевыми, Мамаевыми, Скорохватовыми.

Селение Балахтон вначале относилось к Назаровской волости, в конце века – к Подсосенской волости. Местность вокруг Балахтона быстро застраивалась. Так в 1859 году возникла деревня Рыбная (ое), в 1896 году деревня Красный Яр, в 1897 году на месте заимки Загайновых – из-за подселения нескольких семей переселенцев возникла деревня Загайнова (о).

 

Село Балахтон: начало ХХ века

В связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и быстрым развитием капиталистических отношений в Сибири, наблюдается втягивание крестьян в рыночные отношения. Земельные распашки растут. Балахтонцы, как и все сибиряки, начинают торговать на рынках, выращивать излишки на продажу. Многие работают на тракте и на «железке». Естественно, не все крестьяне в этих условиях были успешными и достаточно зажиточными. К тому же в начале ХХ века в Балахтон было подселено уездными властями около полусотни семей новых, «столыпинских» переселенцев. Они были достаточно неприветливо, и, даже, враждебно, встречены балахтонскими старожилами. Большинство переселенцев были из Белоруссии, Украины, Центральной России, в основном из Курской губернии. Фонд свободных земель, требовавших минимальных средств для освоения, уже практически был исчерпан. Оставались таежные и, даже, заболоченные участки, которые можно было поднять с великим трудом. Поэтому часть общинных земель, находившихся в «перелоге», т.е. отдыхало, были принудительно распределено между  новыми переселенцами.

Заселились данные переселенцы частично на второй улице, на окраинах (на «задах») главной улицы, но большинство заселились компактно и образовали «соломенный край». Так его назвали старожилы. Домики были у переселенцев небольшие, да к тому же покрыты соломой. Во многих избушках вплоть до 1920-х годов были земляные полы.

Наиболее крепкими, состоятельными крестьянами в начале ХХ века были потомки первых засельщиков. Например, И. Марьин имел 5 рабочих лошадей и 7 десятин чистой пашни и более 10 десятин – под «паром», Я. Михеев – 5 рабочих лошадей и 6,5 десятин засеянной пашни. Многие из крепких крестян имели полный набор орудий труда. Так в 1913 году в селе насчитывалось 14 жнеек, 16 сенокосилок, 11 молотилок, 15 веялок, 1 сортировка и другая техника. Многие из зажиточных и средних крестьян нанимали сезонных и сроковых работников. Так в течение многих лет постоянные работники были у Тяжельникова, у всех братьев Марьиных; сезонные – у Халявиных, Бахтина, у многих крестьян Патрушевых и Вараксиных.

Основную группу крестьянских хозяйств Балахтона составляли середняцкие. Из 119 старожильческих и 42 переселенческих около 110 были выраженными середняцкими хозяйствами.

При раскладке повинностей на каждое хозяйство в среднем приходилось от 8 до 20 рублей различных податей и сборов. Поэтому так важно было для крестьян вступление в товаро-денежные отношения.

По данным 1917 года около 40 крестьянских семей в Балахтоне имело по 1-2 лошади и по 1-3 десятины засеянной пашни: например хозяйства И. Чернова, А. Пуртова и др. Из остальных – 24 хозяйства не имели рабочих лошадей, 25 – не имели пашенных угодий. Все они практически были переселенцами 1912-1914 годов. И, что немаловажно, почти все были новоприбывшие из Курской губернии. Наряду с заселением в Балахтон, «столыпинские» переселенцы основали такие новые деревни, как Николаевка, Марьинка, Мальфино, Поперечка. Многие крестьяне этих селений работали сезонными работниками у балахтонцев.

В селе Балахтон, среди тех, кто не имел рабочих лошадей или не имел пашни, были и достаточно «прожиточные» крестьяне. Они занимались ремеслами, различными промыслами. Так старожил Хрисант Вараксин, имея одну лошадь, был искусным мастером по изготовлению саней, телег, дуг, тележных колес, конской сбруи. Крестьянин С. Бармин делал замечательные кадки различных типов и предназначений из кедра, осины, сосны. Его изделия нарасхват покупали во всех окрестных деревнях. Иван Чирков – сапожничал, М. Халявин – катал валенки, Ефим Вараксин – вил веревки и продавал их не только односельчанам, но даже скупщикам из Ачинска. Знаменитым на всю округу был наш односельчанин гончар Дмитрий Черных. Его изделия из ярко красной глины, привозимой из-под Шадрино, славились далеко за пределами волости.

Основным занятием балахтонцев было все же земледелие. Занятие это было неимоверно трудным, если учитывать месторасположение села в таежной местности, с полями, в основном, неудобицами. Сеяли более озимую рожь и овес. Под посевами в 1913 году было занято 471 десятина пашни. Паши в это время уже обрабатывали железными плугами и деревянными боронами с железными зубьями. Самое примечательное, что характеризует степень «достаточности» балахтонских крестьян –на все село в 1913 году было всего две деревянные сохи.

Практически во всех хозяйствах было по 2-4 коровы. Однако молока они давали мало, т.к. лучшие корма скармивались лошадям, а коровы довольствовались соломой  Свиней было много: на полторы сотни дворов более 500 голов.

Выраженный урожай убирали серпами и косами-литовками со специальными граблями-«грабками».  Зерно мололи на 6 балахтонских мельницах. Пять из них были коллективными  - «артельными». На паях они принадлежали 30 хозяйствам. Это были артельные мельницы Липатникова, Таныгина, Семенова, «Насониха». На каждой из мельниц работал мельник, нанятый хозяевами-пайщиками. Одна мельница принадлежала лично крестьянину М. Шулепову. По устройству мельницы были двух типов: «мутовка» молола в сутки 3-4 мешка зерна, а «Колесуха» - до 35-40 мешков. Здесь же на балахтонских мельницах мололи зерно и большинство крестьян близлежащих деревень за определенную плату: за помол одного пуда зерна брали по одному фунту муки.

До революции в Балахтоне было и два кустарных предприятия – кирпичный и кожевенный «заводы».

Владельцами кирпичного «завода» были братья Патрушевы, поэтому на каждом кирпиче стояло клеймо «ПП». Кирпичи весили по 4 килограмма и были несколько большего размера, чем современные кирпичи. Глину с песком замешивали лошадьми. Формовали обжигали кирпичи сезонные рабочие. Это был очень тяжелый труд, т.к. одна форма с тремя кирпичами весила около одного пуда.

Кожевенный «завод» был собственностью Ф. и Г. Халявиных. Кожи отмачивали и квасили в больших деревянных чанах на речке, в 1,5-2-х км от села, затем сбивали шерсть, дубили, мяли. Готовые выделанные кожи красного цвета возвращали заказчикам или пускали на продажу. У Халявиных работали как постоянные, так и сезонные рабочие. Самым неприятным для работающих и всех жителей села, был тяжелый неприятный запах, постоянно сопровождавший процесс выделки кожи на «заводе» Халявиных.

Металлоизделиями жителей села Балахтон обеспечивали три кузницы. В начале ХХ века кузнецами были Михаил и Петр Патрушевы, Алексей Ратманский и Алексей Петров.

Товары фабричного изготовления, керосин, табачные изделия балахтонцы приобретали в двух лавках. Владели ими Я. Мамаев и В. Марьин. Они покупали товары в Ачинске и Красноярске и перепродавали, естественно с определенной наценкой, в Балахтоне.

Так Василий Егорович Марьин знаменовал собой человека совершенно иной формации, чем остальные балахтонцы. У него был большой крестовый дом с пристройкой-магазином под одной крышей, крытой железом. В жилом доме были большой коридор, отдельная кухня, зал, спальня, «молельная». Стены были оклеены обоями, пол был покрашен ярко желтой краской, купленной в Красноярске. Вся мебель в доме была фабричного производства. Во дворе была большая просторная баня; располагался загон для скота, навесы, стайки, двухэтажный амбар. В хозяйстве В. Марьин имел 3 лошади, 2 коровы «неместной породы», набор сельскохозяйственных орудий. У него была и пасека в 45-50 ульев.

В 1913 году население Балахтона насчитывало около 1000 человек. Село было не только самым большим в округе, но и имело важный статус. В связи с появлением новых «столыпинских» деревень село Балахтон стало центром Балахтонской волости. В нее входило 26 населенных пунктов. Среди них были Марьинка, Ничково, Мальфино, Красный Яр, Рыбное, Осиновка, Загайново, Большой Кайдат, Березовская и др.

Примечательно и то, что в числе сравнительно немногих селений, в Балахтоне до революции была больница. Здание ее было построено в период Первой мировой войны, в  1915 году австро-венгерскими военнопленными. Жили они в семьях местных крестьян, свободно передвигались по селу. В воспоминаниях старожилов они воспринимаются положительно. Под руководством своего мастера выходили на работу. Здание больницы было построено очень искусно и добротно. Необычным была металлическая кровля и на австрийский манер башенка со шпилем. По всему периметру здание было украшено резьбой. До сих пор больница в Балахтоне располагается в этом здании и поражает своей красотой и искусством австро-венгерских плотников.

После революции Балахтон испытал те же трудности, лишения, страдания и радости побед, что и весь край, вся страна. В истории Балахтона  советского периода была страница гражданской войны. Здесь была окружена и принуждена к сдаче оружия 3-х тысячная группировка армии Колчака, здесь возникла и прекрасно функционировала одна из первых успешных артелей-коммун 1920-х годов под руководством замечательного человека Михаила Калашникова, затем один из лучших в районе колхозов. В 1961 году колхоз «Победа» был преобразован в Балахтонский совхоз, включавший 8 отделений. В годы Великой Отечественной войны из Балахтон ушло на фронт более 300 человек, из них более трети не вернулось назад. Многие балахтонцы совершили подвиги, достойные Звезды Героя, отмеченные лишь орденами и медалями. Десятками орденов и медалей в послевоенное время был отмечен труд моих земляков. Они были достойными продолжателями дела балахтонских крестьян старожилов  XIX – начала XX веков.

 

P.S.… В центре села Балахтон, недалеко от школы, высятся три вековые сосны. Они единственные на сегодняшний день живые свидетели истории села смомента его возникновения. Этим соснам по по 250-300 лет. Они помнят, как пришли на берега таежной речки Балахтон первые засельщики, помнят как росло и крепло селение. Сосны помнят как одно за другим гибли их собратья сосны, кедры, лиственницы и на месте тайги выросло большое крепкое старожильческое село. Оно имело не только добрые корни, определенную интересную летопись событий, но, главное, в нашем селе жили в прошлом настоящие крестьяне, не боявшиеся трудностей, не просившие милостыни у государства, не плакавшие по поводу «отсутствия техники, горючего и запчастей». Крестьяне трудом и потом преобразовали таежную излучину Балахтонки, создали жизнеспособную инфраструктуру сибирского сельского уклада жизни и хозяйственной деятельности. Они растили трудолюбивых, рачительных детей, уважающих себя, свой труд, свой род и свое село. Где это все сейчас? Горько осознавать, что некогда большое, кипучее, веселое и зажиточное село Балахтон, которое еще застал я в детстве, сейчас медленно умирает. Встали бы из своих могил старики-соседи, односельчане тех далеких лет, которых я еще помню как истинных земледельцев, что бы они сейчас сказали нам…

*** Б.Е. Андюсев ***
 

 

На главную страницу сайта

 



Сайт управляется системой uCoz