На главную страницу сайта "Сибирское краеведение"


АНДЮСЕВ Б.Е. "Сибирское краеведение": ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Андюсев Б.Е.: ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Андюсев Б.Е. (КГПУ)
ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

«К двадцати годам не умен,

к тридцати не женат,

к сорока не богат –

всю жизнь [будет] так».

             (Сибирская поговорка)

 

Еще на начальном этапе педагогической деятельности я твердо уверовал, что истинное предназначение учителя истории сотоит в приобщении ученика к истории своей фамилии (рода), деяний предков-земляков, своего села, округи. Чтобы на уроке по любой теме ученик мог ярко и зримо видеть и понимать общее через частное. Постижение прошлого от картинок калейдоскопа в виде еденичных и неповторимых событий к обобщению, систематизации и анализу идентичных явлений и процессов невозможно и без постоянного «оттачивания» инструментов юного историка. В новом осмыслении все ньюансы знаний, умений, навыков в комплексе приобретают законченный вид целостной системы  предметно-профессиональных компетентностей личности. Немаловажно и то, что компетентности подразумеваются не только и не столько для «кабинетной» деятельности, но в контексте постоянной 24-часовой социализации в окружающую среду и, одновременно, как условие успешной социализации в образовательное и жизненное  пространство будущего.

Данное кредо стало определяющим в течение 7-летней работы над учебным пособием «Сибирское краеведение: хозяйство, быт, традиции старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв.». Первое издание учебного пособия было осуществлено в 1999 г. (186 с. РИО КГПУ, тираж 1500 экз.) Второе издание, дополненное и исправленное вышло в 2003 г. (335 с. РИО КГПУ, тираж 300 экз.)

Предметом данной публикации является опыт разработки методического аппарата нового поколения для регионального учебника.  

  

Учебное пособие: «СИБИРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Первый основной компонент краеведческой работы составляет учебное краеведение. Изучение истории Приенисейского края с древнейших времен до наших дней позволяет получить систематические знания об уникальных цивилизациях древности и раннего средневековья на берегах Енисея, о жизни местного населения до прихода в Сибирь русских, об освоении края в течение трех с половиной столетий. История Енисейской губернии рассказывает нам о пребывании в наших краях декабристов и их роли в развитии культуры и просвещения. Немаловажную роль в данных процессах играли представители всех течений политической ссылки XIX - начала XX веков. Таковы основные требования к формированию знаниевых компетентностей, что составляет, на мой взгляд,  лишь незначительную часть задач реализации НРК в школе. Но, к сожалению, часто историки только этим и ограничиваются. Во всяком случае, программы подготовки учителя истории и краеведения (регионоведения) не формируют иных, деятельностных компетентностей молодого специалиста.   

Вместе с тем, знаний по истории ( в традиционном понимании истории политической, социальной, экономической) явно недостаточно для полноценной социализации молодого человека в социокультурное пространство своего края, «малой родины». В основе социализации, по-нашему, лежит приобщение к «духу» малого социума, в частности, сибирской старожильческой общины.

Наш курс «Сибирского краеведения» дает знания об основах хозяйствования, общественных отношений, о взаимоотношениях старожилов и переселенцев, о быте и культуре сибиряков. Рассматривается процесс адаптации российского перселенца в общину, процесс экономического, социального, психологического «вживания» в новый социум. На обширном материале учащиеся и студенты  знакомятся с мировоззрением, традициями, обрядами и верованиями старожильческого населения края, с фольклором и говором русских сибиряков. Материал курса помогает глубже осознать свои корни на сибирской земле, принадлежность к «народу сибирскому» и постичь особенности местного сибирского патриотизма.

Значимым компонентом курса «Сибирского краеведения» является дискуссионно-диалоговый компонент. Совместное обсуждение наиболее значимых и интересных вопросов по отдельным темам курсов поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды. Это поможет поделиться с товарищами знаниями о своих предках, об истории своего рода, семьи на сибирской земле. В диалоге частные факты предстают в событиях прошлого в контексте общеисторических явлений и процессов. Диалог позволит осознать важность своей жизненной позиции, своего - «Я»; поможет сформировать активную роль в жизни края, определить свое место в современной Сибири.

Мы выделяем в качестве ведущей и задачу формирования исследовательских компетентностей учащихся. Учебное пособие позволяет систематизировать совместную работа учителя, учащихся, краеведов-любителей вашего города, селения. Это четвертое направление краеведческой работы. На данном уровне происходит сбор и научная обработка материалов-источников для изучения прошлого края: письменных и вещественных. Собираются предметы быта, орудия труда, одежда, изделия прикладного искусства, письменные документы, фотографии, старые книги и пр. Записываются воспоминаия старожилов, перенимаются секреты мастерства местных умельцев, изучаются традиционные верования предков, обряды и ритуалы, бытовавшие в прошлом и сохраняющиеся ныне. Исследования включают также изучение местных праздников, увеселений, игр, форм совместного времяпровождения, песен и частушек, быличек и преданий. Особенно важно в ходе исследовательской работы составлять своеобразную летопись селения, поселка, улицы или района своего города.

На основе индивидуальной и коллективной работы по направлениям исследований, сбора вещественных и письменных памятников, фотографий и личных документов создается школьный краеведческий музей. Это не только компонент учебного краеведения, итог работы школьного коллектива, но и учебно-познавательный центр. Музей не должен застыть в своем развитии: хороший музей ежедневно пополняется экспонатами, постоянно реконструируется. Музеем нельзя назвать хранилище пожелтевших документов и запыленных экспонатов - он должен стать центром коллективной памяти династий, родов и отдельных семей, возвеличивания созидательной деятельности на сибирской земле.

Как в ходе исследовательской работы, так и при создании музея, краеведам необходимо постоянно явязываться с местными архивами, тщательно работать и перепроверять факты по нескольким источникам. Это позволит корректировать субъективные воспоминания старожилов, находить нити для дальнейшего поиска.

Таким образом, курс «Сибирское краеведение» позволяет связать воедино знания о Сибири в целом, об истории своего края, района, своего населенного пункта, своего города с историей семьи, рода, с историей дедов и родителей на земле Сибири. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения позволит проникнуться истинным патриотизмом, позволит осознать себя сибиряками.

В целях наглядного показа наработок «НОУ-ХАУ» и закрепления приоритетов авторства по формированию целостной ситемы методического аппарата учебного пособия «Сибирское краеведение» разрешите рассмотреть ряд параграфов. После представления содержательного материала по конкретной теме, обычно в учебных пособиях даются задания для учащихся. В учебных пособиях они называются по-разному: вопросы и задания, вопросы для размышления, подумай и ответь, для самостоятельной работы и пр. В нашем учебном пособии  для выполнения комплексной работы на основании изученного, дается общий заголовок «Краеведческая работа». Как видите, даже в этом, основной упор делается на деятельность, исследования, активную роль школьника в познании СВОЕГО прошлого.    

 

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СИБИРСКОГО СУБЭТНОСА

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1.   Россия-факт географический (П. Чаадаев): интегрированный урок истории и географии.

2.   Русский национальный характер.

3.   Страна-Сибирь (Интеграция: география, история, биология, литература, медицина и др.).

4.   Формирование сибирского субэтноса. «Моя Сибирь». Сочинение-эссе.

II. Термины:

Этнос, субэтнос, конвиксии, ландшафты, пассионарии, сибиряки

III. Диалог:

Какие качества необходимы человеку в Сибири для выживания? Какие из изученных на уроке факторов изменились за последнее столетие, какие сохраняются? Назовите иные воздействующие на сибиряков факторы. Попробуйте определить «секреты» межнационального мира и согласия в Сибири. Что объединяет здесь людей разных вероисповеданий и национальностей? Объясните: «Уметь принимать человека таким, каков он есть». Каковы основные черты характера русского этноса?

IV. Исследования:

1.   На основе устных и письменных источников составьте календарь-летопись необычайных явлений природы вашей местности.

2.   «Российские корни» учащихся вашего класса. Краткая история переселения в Сибирь ваших предков.

3.   Топонимика: а). Местные сибирские названия рек, озер, населенных пунктов; б). Имена первых «засельщиков» на карте вашего района; в). «Российская» топонимика на карте вашего района.

4.   Памятники истории и культуры коренных этносов на карте вашего района. (Реферат)

V. Творчество:

1.    Начертите план развития вашего города, села в динамике; за все десятилетия его существования.

2.     Напишите небольшое сочинение от имени первых переселенцев, основателей вашего населенного пункта. Почему они выбрали это место? Какие трудности они испытали на первых порах? Как они начинали ценить этот край?

3.    Составьте кроссворд из слов местного краеведческого словаря.

VI. Музей:

-       Материалы по географии, археологии, этнической истории, природно-климатическим факторам вашей местности.

-       Карта «Российские корни моего (города, села, поселка)».

 

Тема: СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР 

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I.                   Примерная тематика занятий:

1.                Сибирский характер.

2.                Русский национальный характер в Сибири: воспроизводство или эволюция?

3.                Встреча с нашими старожилами.

4.                Круглый стол: «Портрет сибиряка».

II.Термины:

Самосознание, менталитет, стереотипы поведения

III.             Диалог:

Как могут быть взаимосвязаны те или иные воздействующие факторы с определенными чертами национального характера? Как могут проявляться черты этнического характера в конкретных ситуациях? Какое место занимает в характере народа традиции предков? Способствовали дедушки и бабушки формированию в вас отдельных черт сибирского характера? Можем ли мы в настоящее время считать себя настоящими сибиряками? Что значит быть сибиряком? Считаете ли вы себя адаптированными к сибирским условиям? Какими чертами характера, образа жизни, по-вашему, отличаются ныне сибиряки от жителей Европейской России? Гордость за свой народ и национализм. В чем разница между этими понятиями?

IV.              Исследования:

Конкретизируйте на основе фактов краеведческого материала содержание понятий: свобода, равноправие, веротерпимость, межэтническое согласие, самостоятельность, самоуважение, зажиточность, расчетливость, аккуратность и добротность, бережливость, хозяйственность, предприимчивость, настойчивость, честность, сострадание, любознательность, традиции, обряды, верования.

V.            Творчество:

1.      Творческая работа «Портрет сибирского старожила».

2.      Сочинение-эссе «Я – сибиряк!».

3.      Запись воспоминаний участников боевых событий «Сибиряк на войне».

4.      Составление таблицы «Воздействующие факторы и черты сибирского характера».

VI.         Музей:

-            Составление картотек: «Наши старожилы»; «История рода в истории села».

-            Стенд (альбом) «Сибирский характер».

                Тема: РУССКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ СИБИРИ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Освоение русскими территории Приенисейского края.

2. Сибирские поселения: типы, застройка.

3. Наш поселок (село, город) в прошлом и настоящем. Экскурсия

по памятным местам.

Практикум: Выполнение плана-рисунка селения, поселка, городского района.

II. Термины:

Деревня, село, поселок, елань, заимка, займище, починок, тракт, деревня «однопородная» и «разнопородная», застройка, свободная, рядовая, уличная, квартальная, поскотина (околица).

III. Диалог:

Разработайте логические цепочки возникновения и развития сибирских селений или схему-таблицу данных процессов. Сколько вариантов подобных процессов Вы можете выделить? Как влияют на сельские поселения географические особенности и ландшафты? Какие особенности учли первооснователи вашего города, селения при основании и планировке вашего населенного пункта? Попробуйте начертить план в перспективе, через 50—100 лет. Обоснуйте Ваш замысел.

IV. Исследования:

1. Описать принцип формирования и развития улиц вашего населенного пункта. Какие обособленные участки («края», «кутки») имеются у вас?

2. Определите на местности место начала застройки вашего селения и обозначьте это место специально изготовленным памятным знаком.

3. Составить список первых жителей вашего селения. Кто из потомков первопоселенцев проживает сейчас?

4. Найти и сфотографировать (в целом и по детально) все самые старые здания вашего населенного пункта. Описать их.

V. Творчество:

 Сочинения: «День на заимке», «Мой край («куток» и т. д.).

 Макет селения (города, острога) в период его возникновения.

VI. Музей:                                                       

План-схема развития селения. Памятные места и здания.

—Фотографии улиц. Фотопанорама селения. Общественные здания, торговые лавки старого села, школа, «волость».

    Топонимика улиц, селения, окрестностей.

 

 

Тема: СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Сельская крестьянская община и ее функции.

2. Традиции сибирской общины.

3. Урок-практикум (деловая игра): «Мир сибирской общины».

II. Термины:

«Общество», функции общины, повинности, сход, круговая порука

III. Диалог:

          В основе сибирской общины, истоком ее, была семья. Как, по-вашему, шел процесс складывания общины? Каковы функции крестьянской общины в Сибири? Почему в начале XX века основное значение в жизни «общества» начинают играть вопросы о переделах пахотной земли? Стень, лесостепь, подтайга, тайга: в каких зонах начались переделы через определенное время? Проведя аналогию с жизнью современной деревни, определите, в чем могли состоять причины тяжб, разбирательств между членами «общества»? Одинаково ли разрешались и разрешаются сейчас конфликты в деревне, между соседями? Как, по-вашему, избежать конфликтов внутри крестьянского мира?

IV. Дискуссия:

Возможно ли сейчас возродить общину? Есть ли в этом необходи­мость? Если да, то каковы пути возрождения и функции «современной» общины?

V. Исследования:

1. Определите тип общины вашего села в прошлом, ее функции.

2. Где размещалось волостное правление? Сохранилось ли здание?

3. Какие выборные должности исполняли предки учащихся

класса?

4. Если ваши предки жили в селении в прошлом, то где находи­лись ваши пашни, покосы, иные угодья?

VI. Творчество:

Сочинения: «Если бы главой администрации был я...», «Сельский сход» (от имени участника схода сельской общины).

VII. Музей:

-Схема-таблица: Структура крестьянской общины села...

-Фотогра­фии крестьян, бывших до революции старостами, волостными старшинами, писарями и др.

-Фотографии волостного правления.

-Отметьте памятными знаками (памятными досками) здания дореволюционной школы, почты, волостного правления, медпункта и др.

 

Тема: СТАРОЖИЛЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Переселение крестьян в Сибирь в 1865—1916 гг.

2. Старожилы и переселенцы. Взаимоотношения и сравнительные характеристики.

3. В школе, имеющем «переселенческие» корни начала XX века, возможно проведение занятия по истории возникновения селения и первых переселенцев. (Пригласить старожилов).

II. Термины:      

Старожилы, чалдоны, самоходы, переселенцы-«лапотоны», приемный договор, аренда, годовой и сезонный работник.

III. Вопросы:

1. Чем отличались «мир старожилов» и «мир переселенцев»?

2. Как переселенцы узнавали о будущем районе переселения?

3. Как крестьяне добирались до места заселения?

4. В чем состояли причины конфликтов между старожилами и переселенцами? Можно ли было их избежать?

IV. Исследования:

1. На основе бесед со старейшими жителями села установите пути и способы их переселения в Сибирь.

2. Попробуйте определить местное объяснение слова «чалдон». Каково было местное название переселенцев?

3. Есть ли в Вашей местности в наше время разница между старожильческими и переселенческими селениями?

4. Провести сравнительное обследование уровня жизни потомков старожилов и переселенцев. Есть ли разница?

5. Составить хронологическую таблицу роста вашего селения, его улиц, отдельных «концов».

V. Творчество:

1.      Желающие могут рассчитать длительность труда по найму для обустройства и обзаведения хозяйством (дом, орудия труда, 2 лошади, 2 дес. пашни). Расчеты: за год работы 50 руб., присевок – 1 или 0,5 десятины, жеребенок, одежда. (Сезонный работник — в день по 1 пуду хлеба (50 – 75 коп.). Семья 5 чел. Поддержка государства — 100 руб.

2.      Темы рефератов: «Переселение моих предков в Сибирь», «Проблема психологии поселенца в современной Сибири».

VI. Музей:

    предметы и вещи, привезенные переселенцами из России. Документы и записи воспоминаний о переселении в Сибирь. Судьбы переселенцев через 30—50 лет.

 

 

Тема: СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Социальный состав сибирской деревни. Социальные отношения.

2. Ролевая игра-диалог: «Историки спорят».

II. Термины:

«Самые богатые», «достаточные», «посредственные», «самые неимущие», недоимки.

III. Диалог:

Урок -ролевая игра строится в форме диалога двух групп «истори­ков». Одни анализируют события с позиций формационного, классового подхода, а другие с позиций цивилизационных ценностей общественного развития. (С классовых позиций — материалы в кн. «История Красноярского края. Красноярск, 1966 г.». «История Красноярского края. Красноярск, 1981г.». Учебные пособия по краеведению для средней школы. Новые оценки — см. Г. Ф. Быконя. История Приенисейского края. XVII — первая половина XIX века. Красноярск 1997. Учебное пособие; Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. – Ч. 1-3. – Новосибирск, 1999. - Учебное пособие для 8-10 кл.) Обсуждение проблем:

1. Классовая борьба или социальный диалог — основа взаимоот­ношений различных групп сибирской деревни.

2. Старожилы и переселенцы: на чьей стороне справедливость? Каковы пути достижения справедливости?

3. Зажиточные и бедняки — кто они?

4. Современная деревня: социальные группы и их отношения; каковы они?

IV. Исследования:

1.      Исследуйте социальный состав вашего селения в дореволюци­онный период. Соберите материал о наиболее типичных представителях той или иной группы, исследуйте их судьбы в советское время. Сделайте выводы.

2.      Кто занимался торговлей, ростовщичеством? Где размещались до революции магазины лавки. Кто был их владельцем? Их дальнейшая судьба в 1920—40-е годы.

3.       3. Составьте поименный список всех раскулаченных и репрессированных крестьян. Кто из них был сослан, находился в лагерях ГУЛАГа или был расстрелян. Кто выжил?

V. Музей:                                                                 

Материалы: воспоминания, документы, фотографии о раскулачивании крестьян, о репрессиях 1930 - 50-х годов в вашем селе, районе, городе. Оформление экспозиций. Личные вещи, документы, биографии жертв репрессий, судьбы потомков репрессированных.

 

Тема:  СЕМЬЯ И РОДСТВЕННИКИ

 
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Примерная тематика занятий:

1.      Складывание семей и развитие семейно-родственных отноше­ний в Сибири в XVII-XIX вв.

2.      Практикум: Родственные отношения в сибирской деревне. (Составление схемы-таблицы родственных отношений). Сибирская семья.

3.      Моя родословная. («Мир нашей семьи. Семейный альбом»).

II. Термины:

Брак, семья, «отцовская» и «братская» семьи, «сродный» брат, сноха, свекор, невестка, свекровь, тесть, теща, деверь, золовка, ятровица, зять, сват, сватья, своячница, шурин, свояки, племянница, «крестные» родители.

III. Диалог:

Как от неравенства в соотношении между мужчинами и женщи­нами Сибирь пришла к семье? Как малая и большая семьи связаны с процессами в хозяйственной жизни деревни? Почему в значительной степени крепость хозяйства определялась количе­ством работников? Как родственные связи помогали успешному ведению хозяйства? Приведите примеры существования родствен­ных традиций в наше время.

IV. Исследования:

1.      Определить значения слов «большак» и «большуха» в неразде­ленной крестьянской семье.

2.      Насчитайте наибольшее количество семей-однофамильцев:

3.      родственники ли они; являются ли их предки основателями села?

4.      Сохранились ли «помочи»? В каких видах сельского труда они продолжают существовать?

5.      Исследования: «Мой семейный альбом».

6.      С жителями каких населенных пунктов в вашей местности были наиболее прочные родственные связи?

V. Творчество:

1. Сочинение-эссе: «Счастливая семья — это...»

2. «Мой личный альбом»: Начало создания учащимися своих личных альбомов фотографий, документов, памятных записей. Оформление титульного листа, начало оформления фотогра­фий в хронологическом или тематическом порядке.

VI. Загадки:

«Шли межою брат с сестрою, шурин с зятем, муж с женою.

Сколько всех шло?

(Трое).

«Шурина племянник какая зятю родня?»

(Родной сын).

 

      Тема:  ЖИЛИЩЕ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Жилище сибиряка-старожила. Типы жилища.

2. Техника строительства и интерьер жилища.

3. Подворье и хозяйственные постройки.

4. Урок-экскурсия «Посещение старинного сибирского подворья».

5. Урок-конференция «Сообщения об этнографических исследова­ниях жилищ и строений нашего села (поселка)».

II. Термины:

Клеть, изба, типы связей, изба-двойня, пятистенок, крестовик, подклеть, рубка: в обло, в лапу, драницы, тесины, горница, куть, печи: черная, белая, голбец, божница, воронец, верхний голбец, полати, кондовый лес, мендач, подворье, дворы на подворье, заплот, стая, завозня, амбар, гумно, овин, гуменник, погребница, балаган, зимовье, заимка.

III. Диалог:

В чем выражаются особенности строительного искусства в Запад­ной Европе, Европейской России, в Сибири? Какими были жилища кочевых народов Великой Степи? Чем, по-вашему, определяется тип жилища? Как это связано с традициями жизни и быта людей? Объясните процесс совершенстования жилищ в Сибири. Какие постройки и элементы подворья характерны для вашего края? Опишите интерьер крестьянского дома «российско­го» крестьянина и сибиряка. Почему, по-вашему, сибирский дом отличался особой чистотой, ухоженностью?

IV. Исследования:

1. Попробуйте освоить технику датировки деревянных строений по годовым кольцам и определите год постройки одного из старейших домов, строений вашего селения.

2. Познакомьтесь на практике с техникой рубки дома, работой плотничьим инструментом. Сравните современное деревянное строительство с техникой рубки дома, бытовавшей в старину. Что изменилось, а что осталос неизмен­ным?

3. Составить подробное описание типов строений вашего селения, как старинных, так и современных.

4. Сфотографировать или зарисовать ставни, наличники окон, украшения домов и построек.

5. Попробуйте самостоятельно разобраться во внутреннем строении русской печи, расположения и строении дымоходов, трубы, задвижек и т. д.

V. Музей:

Экспозиция: макет крестьянского дома, подворья.

Интерьер дома типы строений.

Украшения зданий.

Фотографии построек.

 

 

Тема: ОРУДИЯ ТРУДА И ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Сельскохозяйственные орудия и хозяйственный инвентарь.

2. Предметы быта и утварь крестьянского дома.

II.Исследования

1. Какие орудия труда применяли крестьяне в вашей местности на пахоте, сенокосе, уборке урожая, молотьбе, при очистке зерна и т. д. Как были связаны между собой почвенно-климатические особенности местности с комплексом сельскохозяйственных орудий? Учитываются ли в настоящее время эти особенности при обработке почвы?

2. Какие традиционные орудия труда и инвентарь продолжают применяться в селении на сенокосе, в хозяйстве, быту?

3. Зарисуйте и подробно опишите конскую упряжь. Попробуйте описать технологию изготовления хомута, телеги, конных саней, деревянных колес. Какие типы конных повозок существовали и применяются и доныне жителями селения?

4. Составьте классификацию старинной посуды по воспоминани­ям пожилых людей и сохранившимся образцам: посуда глиня­ная. медная, оловянная и чугунная, деревянная, стеклянная, фаянсовая и фарфоровая. Попробуйте описать и определить назначение следующих сосудов: ендова, ставец, горшок, котел, братина, тарель, солоница, сулея, корчага.

5. Напишите мини-исследование об освещении крестьянского дома в вашем селении до появления электричества. Зарисуйте типы кресал, самодельных свечей, типы ламп и др.

III. Творческие работы:

1. Изготовьте модели сельскохозяйственных орудий труда, быто­вавшие в вашей местности.

2. Вылепите из глины по образцам или по описанию несколько типов сосудов для музея. Попробуйте изготовить деревянную ложку, выточить деревянную чашку.

IV. Музей:

    Создайте экспозицию крестьянских орудий труда и инвентаря желательно из подлинных предметов или изготовьте копии. Представьте сохранившуюся праздничную конскую упряжь. Оформите стенд с зарисовками типов саней, телег и др.

    Оформите экспозицию предметов и утвари сибирского дома.

 

Тема: РОЛЬ ТРУДА В ЖИЗНИ СИБИРЯКА

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1,2. Весна, лето: земледельческие и хозяйственные работы. Осень и зима: земледельческие и хозяйственные работы.

3. Практикум: «Экономическое бытие сибирской деревни».

4. Круглый год. («Особенности жизни и труда в нашем районе». Северные, центральные или южные районы края).

II. Вопросы:

1. Перечислить весенние работы в сибирском селе в прошлом.

2. Перечислить летние работы, осенние работы, зимние работы?

3. В чем Вы видите большую, чем в Европейской России, взаимосвязь природных факторов и занятий крестьян?

4. В чем Вы видите гармонию труда и досуга, трудовых будней и праздников в старой деревне? Что изменилось в этом плане и что сохраняется сейчас?

5. Что изменилось и что сохранилось неизменым в технологиях земледельческих и хозяйственных работах, занятиях людей в вашей местности?

6. Какие временные циклы Вы выделите в жизни старой деревни? Как они взаимосвязаны?

7. Какие виды разделения труда по возрастным, половым, про­фессиональным особенностям можно выделить в жизни деревни в прошлом? Что сохранилось, а что изменилось сейчас?

III. Исследования:

1. Составьте календарь работ вашей местности в течение года.

2. Запишите местные народные приметы явлений природы.

3. Какие промыслы были развиты в вашей местности в прошлом?

IV. Творческие работы:

1. Сочинение: «День на покосе» (или по выбору описать свое участие в других работах)

2. Конкурс о сельском труде

V. Дискуссия:

«Может ли сельский труд доставлять радость и удовлетворение?» «В чем состоит поэзия сельской жизни и сельского труда?» (Использовать стихи поэтов: И. Никитина, А. Кольцова, Н. Рубцова. С. Есенина и др.).

VI. Музей:

Экспозиция: Круглый год: цикл земледельческих и хозяйствен­ных работ.

 

 

Тема: ПРАКТИКУМ: МИР СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ

Цель занятия: В ходе практикума конкретизировать и закрепить знания о сибирской общине и комплексе хозяйственных забот сибирских крестьян.

Форма работы: коллективно-групповая.

 

Наш коллектив представляет собой просую деревенскую общину, в которой проживают 3-5 социальные категории крестьян: богатые крестьяне, зажиточные, средние, слабые и бедные.

1.      Общинный сход:

Выборы сельского старшины. Каждая группа готовит выступление по представлению своего кандидата. Необходимые качества: хорошее поведение, «рачительность в хозяйстве», «в штрафах и наказаниях не бывал». Обязанности: Руководство повседневными административными делами в общине, забота о благополучии членов общины, равное готношение ко всем старожилам-общинникам, оказание помощи «погорельцам», сиротам, немощным, справедливое распределение повинностей, борьба с правонарушителями, пьяницами и тунеядцами.

От каждой группы проходит представление кандидатов; затем – голосование.

Вопрос:  Представитель какой социальной группы может достойно выполнять без «тягости своему хозяйству»,  «по равной справедливости» и в соответствии с «трудовыми и нравственными качествами» обязанности сельского старшины?    

Приговор схода

Мы, нижеподписавшиеся ___________ губернии, ________ уезда, ________________ волости, деревни _______________ государственные крестьяне, будучи на мирском сходе учинили сей приговор ___________________________________ . К приговору руку приложили крестьяне ______________________________

 

2.      Разверстка повинностей:

Повинности в сумме ____ рублей, наложенные государством на нашу общину, необходимо «разверстать» на души мужского пола (на «бойцов») по домохозяйствам. В Енисейской губернии в среднем приходилось на одно хозяйство по 15-25 рублей. Сумма сборов зависела от «достаточности» хозяйства, количества членов семьи, размера пашни, рабочего скота и пр.

Вопросы: Как «по справедливости и возможностям хозяйства» распределить суммы выплат, чтобы в итоге общая сумма повинностей была, например, 1000-2500 рублей? Как может варьироваться размер повинностей для богатых и для бедных старожилов-общинников, для общинников-переселенцев?

3.      Социально-экономическая жизнь деревни:

Произведем по группам (социальным группам, категориям) расчеты по выполнению круга работ и распределения полученных доходов в течение хозяйственного года. Для этого воспользуемся общей формой выполнения расчетов:

посев:   ___пуд. х (умножить на) ___дес. = ___ пуд.

урожай («Сам-__»): ___пуд.  х  _______ дес.  =  ____ пуд.

Выращенный урожай начинаем распределять по отдельным статьям расходов и потребностей: на посев будущего года, на питание членов семьи, на корм рабочему скоту(фураж), на выплату повинностей, на оплату труда работников и т.д. В результате получим доход в качестве излишков, идущих на покупку необходимых товаров в лавке, орудий труда, сельскохозяйственных машин и пр. Условно предложим стоимость пуда зерна равной 1 руб. (Стоимость хлеба колебалась в зависимости от урожайности в Енисейской губернии от 75 коп. до 1 руб. 25 коп.)

на посев-2:    ___пуд.  – (вычитаем) ___пуд. = ___пуд.

на питание:   ___пуд. -- ___пуд.  = ___пуд.

повинности:  ___пуд. -  ___пуд.  = ___пуд.  

фураж скоту:  ___пуд.  - ___пуд.   = ___пуд.

работникам: ___пуд.  - ___пуд.    = ___пуд.

другие расходы: ___пуд. - __пуд. = ___пуд.

излишки зерна:_______пуд.

 

Материалы для расчетов по группам:

1.      «Богатые»: Хозяйство: 25 дес. пашни, 15 лошадей. Используется труд 1-2 годовых работников и 1-2 сезонных.

Хозяйственный цикл: посев – 15 пудов зерна на 1 десятину; урожай – «Сам- 7».

Расходы: повинности ___ пуд/руб. На питание одного человека в семье – 25  пуд. Фураж – по 25 пуд. на одну лошадь. Работникам: годовому – до 70 руб. в год и питание; оплата сезонному – до 1 пуда в день. На помочи  и т.д.

2. «Зажиточные»: Хозяйство: 15 дес. пашни, 10 лошадей. Используется труд 1 годового работника и 1-2 сезонных.

Хозяйственный цикл: посев – 15 пудов зерна на 1 десятину; урожай – «Сам- 6».

Расходы: повинности ___ пуд/руб. На питание одного человека в семье – 20  пуд. Фураж – по 20 пуд. на одну лошадь. Работникам: годовому – до 70 руб. в год и питание; оплата сезонному – до 1 пуда в день. На помочи  и т.д.

3. «Середняки»: Хозяйство: 8 дес. пашни, 5 лошадей. Используется труд работников-«поденщиков».

Хозяйственный цикл: посев – 15 пудов зерна на 1 десятину; урожай – «Сам- 5».

Расходы: повинности ___ пуд/руб. На питание одного человека в семье – 20  пуд. Фураж – по 20 пуд. на одну лошадь. За «поденную» работу – до 1 пуда в день. На помочи  и т.д.

4. «Маломощные»: Хозяйство: 4 дес. пашни, 3 лошади. Используется труд членов семьи.

Хозяйственный цикл: посев – 13 пудов зерна на 1 десятину; урожай – «Сам- 4».

Расходы: повинности ___ пуд/руб. На питание одного человека в семье – 18  пуд. Фураж – по 15-18 пуд. на одну лошадь.

5. Хозяйство: 2 дес. пашни, 2 лошади. Используется труд членов семьи.

Хозяйственный цикл: посев – 13 пудов зерна на 1 десятину; урожай – «Сам- 4».

Расходы: повинности ___ пуд/руб. На питание одного человека в семье – 18  пуд.

 Примечания: В течение занятия при проведении расчетов необходимо учитывать взаимосвязь членов хозяйственного мира. Сумма повинностей может варьироваться от 70-50 руб. до 1-5 руб. Учитывается степень зажиточности, статус старожила или переселенца, стихийные обстоятельства и пр. К «маломощным» и беднякам относились, прежде всего, переселенцы, зачисленные в общину.

Обратить внимание на сохранение патриархальных отношений в семье и социальных отношений в сибирской общине. Обратите особое внимание на возможность договариваться между членами различных социальных категорий (групп нашего коллектива) по вопросам найма на работу, аренды земли и рабочего скота, займа зерна под будущий урожай и т.д.

 

Вопросы: Общие вопросы по истории Сибири. Была ли актуальна для Приенисейского края и Сибири в целом реформа 1861 г.? Можно ли ее считать рубежной для истории сибирской деревни? В чем состояли позитивные и негативные последствия освобождения крестьян для сибирской общины? Массовое переселение бывших крепостных крестьян в сибирскую общину – это благо или отрицательное явление для общинников-старожилов? Кого быстрее и охотнее принимали в сотав общины переселенцев из северных или центральных губерний России?

Каковы итоги трудовой деятельности за год в хозяйствах различных социальных категорий крестьян? Каков товарный выход зерна в хозяйстве? Есть ли необходимость в  дополнительном труде членов семьи, работы «в строку», найме работников? Каковы условия согласования интересов членов «общества»? Можно ли иметь значительные наделы без использования наемного труда? От каких факторов зависело экономическое процветание отдельного хозяйства и всей общины?  Как согласовать личные интересы и социальное «равенство»? В чем появляется принцип «круговой поруки»? Каково отношение в данной общине к понятиям: «кулак», «кровопийца», «эксплуататор», «пролетарий», «тунеядец», «пьяница», «вор» и т.д.? Каково отношение в общине к ссыльным-поселенцам; их место в хозяйственной жизни села? Если разделить повинности поровну, то может ли община выплатить их? Какова роль сельского старшины в экономической жизни «общества»?

Какие социальные проблемы, по-вашему были в сибирской общине? Если разрушить общину, будут ли решены проблемы? Как это повлияет на жизнь общины? В чем крылись противоречия между старожилами и переселенцами внутри общины? Каковы, по-вашему, противоречия между старожильческими и переселенческими селениями? Назревали ли в сибирской общине явные предпосылки к революционному переустройству жизни?

Подведение итогов практикума и выводы о специфике сибирской старожильческой общины и социальных отношений внутри крестьянского мира.

 

Тема: КРУГЛЫЙ ГОД:  КАЛЕНДАРЬ СИБИРСКИХ

НАРОДНЫХ ПРИМЕТ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

             I.      Исследования:

1.      На основе бесед с пожилыми людьми, со старожилами, и собственных наблюдений погоды положите начало ведению календаря народных примет: долгосрочных, сезонных и частных явлений природы.

2.      Исследуйте степень совпадаемости примет народного календаря общих для Европейской России и Сибири. При использовании народных примет и прогнозировании погоды учтите, что все прогнозы составляются по 5-10 и более приметам одновременно, в комплексе. По одной-двум приметам крайне велика вероятность ошибки.

          II.      Творчество:

Изготовьте старинный народный «барометр» для прогнозирования краткосрочных  изменений в природе - ясной или дождливой погоды в течение 2-4 ближайших дней. Для этого отпилите от ели отрезок ствола длиной 20-30 см с одной длинной веткой (Лучше – от Новогодней елки). Очистите от коры и прикрепите к стене в естественном положении за ствол так, чтобы ветка слегка прилегала к стене.

«Барометр» устанавливается в тени, на стене балкона, дачного домика, на крыльце. Движение ветки вверх предскажет наступление «вёдра» (солнечной погоды); отклонение вниз – дождливой. Проградуируйте на стене по ходу ветки ваш «барометр».

 

Тема: МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Мастера своего дела.

2. Урок-экскурсия (посещение кузницы, мастера-кустаря и др.).

II. Исследования:

1. Какие ремесла были распространены в Вашем селении в прошлом? Имена каких мастеров старой деревни сохранились в памяти людей? Их судьба в советское время? Соберите приме­ры перехода мастерства по наследству.

2. Сфотографируйте образцы сохранившегося мастерства ремес­ленников прошлого, здания: лавки торговцев, кузницы, мельницу, сфотографируйте мастеров-ремесленников за их работой.

3.      Существовало ли в селении предприятие по изготовлению кирпича? (Для справки: старинный кирпич не стандартный, по необходимости фигурный, чаще всего с клеймом мастера).

4.      Попробуйте восстановить технологию изготовления бочек, колес для телег, саней, пимокатного дела, кладки печей, шитья сапог, изготовления лодки, выгонки дегтя, смолокуре­ния, выжига извести, изготовления сбруи и др. Опишите технологии.

5.Были ли в селении профессиональные копатели колодцев. Исследуйте технологию копки колодца, установки сруба. Как определяли место будущего колодца?

6. Посетите кузницу и изучите процесс ковки и закалки изделия из металла, технологию подковывания лошадей.

III. Творческие работы

Сочинения:

    «Дело мастера боится»; «День в мастерской...»; «В гостях у деревенского кузнеца»; «На мельнице».

— Изготовьте макеты (по выбору): — деревянной кадки, лодки, мельницы, кузницы, деревянных конных саней, макет телеги и др.

IV. Музей:

— Экспозиция: «Мастера своего дела» по отдельным ремеслам.

— Представьте в музее инструменты ремесленников, их изделия, фотографии изделий. Опишите технологию изготовления. Установите макет-модель действующей мельницы (в разрезе) с демонстрацией помола муки. Макет кузницы или кирпичного «завода», станок-кросна, самопряха и др.

    Представьте изделия кузнеца: кресла, сошники, подковы, гвозди.

 

                                                               

Тема: СИБИРЯК: ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерное планирование занятий:

1. Ценности и традиции сибирского общества.

2. Урок — обсуждение: «Ценности и традиции современной Сибири».

II. Термины:

Традиции, ценности, добродетели, свобода, права, обязанности, гражданин, закон, мораль, совесть, гуманизм.

III. Исследования:

1. Какие старинные и новые традиции характерны для Вашего села, поселка, деревни? Как поддерживаются старинные традиции, кто является носителем их?

2. Какие национальные традиции сохраняются у жителей Вашего селения? Опишите их.

3. Как, по-вашему, соотносится ценностные ориентации жителей селения в прошлом и настоящем?

4. Каково влияние христианской православной религии на уровень нравственности жителей селения, молодежи?

5. Исследуйте негативные привычки и традиции Ваших односель­чан. Определите их истоки. Какие социальные группы в селе являются носителями отрицательных явлений?

6. Соберите комплексы документов, материалов, воспоминаний и размышлений о крестьянской жизни Ваших земляков, ныне олицетворяющих истинных крестьян — землепашцев прошло­го.

IV. Обсуждение

— Какие ценности, традиции, жизненные установки принесли с собой в Сибирь русские переселенцы. Что из них было забыто и отвергнуто, что видоизменилось. Какие сибирские ценности и традиции зародились здесь.

В каких жизненных ситуациях черты характера сибиряков, традиции, добродетели проявлялись особенно обостренной?

— Каковы трудовые традиции и трудовые ценности у нынешних сибиряков. Сравните: крестьянин-единоличник и крестьянин-колхозник. Как связать воедино понятия заинтересованность в трупе и результат в условиях коллективного хозяйства?

— Какие жизненные ценности, традиции, добродетели являются основной жизни сибиряков в наши дни?

V. Музей:

Экспозиция: «Традиции и ценности сибирского села». Материалы, раскрывающие на конкретных примерах лучшие черты сибирских крестьян.

 

Тема: СИБИРСКАЯ ДУХОВНОСТЬ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерное планирование занятий:

1. Храм и Вера. Двоеверие

2. Посещение православного Храма.

II. Исследования:

1.      Восстановите изображение храма в Вашем селении или прихо­де, опишите его и нарисуйте. Когда был построен храм? Когда закрыт или разрушен? Сохранилось ли здание бывшей церкви?

2.      Запишите воспоминания о Храмовом празднике в вашей волости. По имени какой иконы ил святого назывался приход? Когда в селе проходил главный съезжий праздник, совмещался ли он с Храмовым приходским праздником?

3.      Нарисуйте план храма и определите расположение следующих его частей Алтарь, Притвор, Иконостас, Престол, Жертвен­ник, Горное место, Ризница, Солея, Амвон, Клиросы.

III. Термины:

Иконы, «божница», церковь, приход, «грех», крестное знамение,

купель, православные праздники, двоеверие, язычество.

IV. Вопросы:

1. Какие православные праздники Вы знаете? Как они отмечаются верующими людьми?

2. Как взаимосвязаны православные, нравственно-этические и традици­онные сибирские ценности?

3. Как, по-вашему, возникли верования: «Кидать хлеб на пол — грех»; «Есть в шапке хлеб — грех»; «Садиться на стол — грех»; «Хлеб творить нужно с молитвою»? Какие другие верования распространены в вашей местности? Каковы особенности двоеверия?

V. Музей:

— Экспозиция: «Храм и Вера». Фотография или рисунок церкви прихода, его план; история прихода, деревни прихода, причт. Храмовый праздник. Икона или изображение Храмовой иконы.

— Экспозиция: «Святой», «красный «угол крестьянского жома». Божница, икона, книги, лампадка и др. Украшение «святого» угла.

— Создание альбома о роли православия в жизни крестьянского мира, прихода, селения. Макет храма Вашего села. (См. книга: «Краткое описание приходов Енисейской епархии. - Красно­ярск, 1916).

    Экспозиция или альбом о наличии двоеверия в мировоззрении старожилов вашей местности.

 

 

Тема: КРУГЛЫЙ ГОД: ДОСУГ И ПРАЗДНИКИ СИБИРЯКОВ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерное планирование темы:

1. Праздники, развлечения, игры в сибирской деревне.

2. «Вечерка». Игровое занятие во внеурочное вечернее время.

II. Термины:

Храмовый престольный праздник, съезжие праздники, вечерки, супрядки, посиделки, беседы, святки, ряженые.

III. «Вечерка».

— Соберите местный этнографический материал об отдыхе и развлечениях, об играх в вашем селении в прошлом. Запишите воспоминания о «вечерках», «беседах».

— Разработайте сценарий игрового занятия. Определите дом, где состоится «вечерка», время, занятия участников (шитье, вышивка, прядение и др.), одежду участников, порядок небольшого чаепития и др. На основе собранного этнографи­ческого материала, дополнительной литературы, подберите игры для занятия, песни, загадки, скороговорки, шутки и др.

    Пригласите 2—3 пожилых людей, помнящих старинные посиделки, праздники, игры и развлечения молодежи в прошлом. Они помогут вам лучше «сыграть» роли участников соответствующую обстановку (скамьи, лампы, одежда участников и др.).

Ни в коем случае «вечерку» нельзя превращать в театрализованное представление: цель занятия — совместное общение, отдых, игры и развлечения с элементами «старого» труда, постижение духа старожильческой Сибири.

IV. Исследования:

1.      Провести исследования о храмовом престольном празднике села, о съезжих праздниках в Вашей местности, о праздничных обычаях Сохранились ли традиции старых праздников?

2.      Записать сохранившиеся в селении старинные песни, поговор­ки. детские считалки, старинные частушки и др. Записать воспоминания о святках и ряженых. Описать сохранившиеся старинные детские игры, развлечения, игрушки.

V. Музей:

Экспозиция, раскрывающая характер проведения досуга в вашей местности. Собрать старинную одежду, украшения, праздничную сбрую, колокольчики и др. Оформить альбом «Старинные народные игры и развлечения».

 

 

Тема: ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В СИБИРИ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

       III.      Примерная тематика занятий:

        IV.      Традиционная система воспитания в старожильческой Сибири.

           V.      Грамотность и просвещение в Енисейской губернии.

3.      Прошлое и настоящее нашей школы.

4.      Школьные краеведческие чтения: «История просвещения в истории края».

        VI.      Термины:

Церковно-приходские школы, просвещение.

     VII.      Тематика выступлений и сообщений на краеведческих чтениях:

1.      Становление просвещения в Сибири в XVIII – первой половине XIX вв.

2.      Развитие просвещения в Енисейской губернии в период реформ Александра II

3.      Школа и воспитание в Енисейской губернии в начале XX в.

4.      Образовательные учреждения XIX- начала XX в. в нашем городе (уезде, селе).

5.      Образовательные программы, учебные пособия и школьное оборудование в дореволюционной школе.

6.      Состояние грамотности среди горожан и крестьян Енисейской губернии в XIX начале XX вв.

7.      Система оценки знаний и поведения учащихся в XVIII-начале XX вв.

8.      Декабристы и развитие просвещения в Сибири.

9.      Учительство Сибири в XIX – начале XX вв.

10.  Этапы развития родной школы.

11.  Педагогический коллектив нашей школы в истории школы.

12.  Наши выпускники.

  VIII.      Исследования:

1. Соберите материалы об истории образования в вашем городе, районе, селении. Когда была открыта первая школа? Иена первых учителей школы? Каковы судьбы первых учеников школы? Как повлияло образование на их жизнь?

2. Какие типы школ были в Вашем селении, волости? Сохранились ли помещение первой школы?

3. Соберите сведения о внутренней планировок помещений школы, о характере школьной мебели, о наличии учебных пособий и приборов, карт. Какими учебниками пользовались в школе в начале XX века, сохранились ли они? 

4. Составьте летопись школы. Соберите фотографии знаменитых учеников Вашей школы, всех учителей прошлых лет. Запишите воспоминания о школе, об учителях.

5. Соберите сведения об уровне грамотности среди горожан и крестьян до революции. Как обучались грамоте, каково было отношение к учителю среди крестьян и горожан?

6. Выясните, выписывали ли ваши земляки газеты и журналы? Сохранились ли периодические издания того времени?

7. Участвовали ли ваши земляки в сельскохозяйственных выставках, использовали ли новые орудия, культуры?

8. Кто из выпускников вашей школы стал знаменит, достиг значительных успехов в различных областях науки, производства, в воинском деле, в спорте и искусстве, был награжден правительственными наградами?

        IX.      Музей:

Создайте в школьном музее раздел об истории своей школы. Оформите экспозиции с фотографиями зданий, учителей школы, документов об образовании, воспоминаниями. Представьте в экспозиции старинные парты, учебные приборы и пособия, школьные учебники, картины и муляжи. Разместите в витринах учебно-школьные принадлежности (чернильницы, пеналы, ручки, перочистки, карандаши, перья и др.), классные журналы, школьные отчеты и др.

Оформите стенд с материалами о знаменитых земляках, учениках и выпускниках школы, о первых учителях. Проследите связь школьных документов с развитием образования в стране.

Разместите выставку фотографий и вещественных источников о связи школы с предприятиями города, села. Оформите стенды о медалистах и лучших учениках школы различных лет.

Установите в музее мемориальную доску с именами воинов-выпускников школы, павших в годы войн и исполнения воинского долга в мирное время.

 

Тема: НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА В СИБИРИ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

1. Сибирская народная медицина.

2. Практикум: «Сибирский травник» (Болезни и их лечение с помощью сибирских трав и растений. Приглашение медицинс­кого работника или знахаря-травника).

II. Исследования:

1. Определить, какие лечебные растения; травы, деревья и кустарники, ягоды произрастают в Вашей местности, какие из них традиционно используются в народной медицине. (Спра­вочная литература: «Лесная аптека», «Лекарственные растения Сибири», «Справочник народной медицины», «Справочник-лечебник по народной и нетрадиционной медицине» и др.

2. Соберите сведения и опишите ядовитые растения в вашей местности, оформите в школе стенд о ядовитых растениях, о предупреждении отравлений этими растениями.

3. Исследуйте степень сохранности лекарственных растений вашей местности, какие растения находятся на грани уничтожения. Продумайте механизм защиты исчезающих растений. Как экологическая обстановка влияет на лекарственные растения?

4.  Напишите нетрадиционные технологии приготовления лекарств из растений, нетрадиционные, характерные только для вашей местности, способы лечения различных болезней. Какие суеверия бытуют в народной медицине; какова степень досто­верности в этих верованиях?

III. Практикум:

— Технология приготовления отваров, настоев, лекарственных напитков, лечебного чая, припарок, мазей и др. Знакомство учащихся с возможностью использования растений в общеукрепляющих целях, лечения простудных заболеваний.

IV. Музей:

    Экспозиция и материалы о знаменитых знахарях и народных ценителей прошлого в вашей местности, воспоминания о них. Материалы о медицинских работниках прошлого и настоящего времени, об энтузиастах и подвижниках, их фотографии, инструменты, личные вещи и др. Старинные медицинские инструменты и оборудование.

 

Тема: ОДЕЖДА РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ

 

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий

1. Одежда русских старожилов Сибири.

2. Практикум: «Сибирская одежда». Групповая работа.

II. Термины:

Азям, армяк, балахон, душегрейка, епанча, зипун, кафтан, пониток, однорядка, салоп, снизка, серьмяга, телогрея, ферязь, шабур, шойданник, шуба, шугай, шушун, тулуп, шуба, даха, душефея. балилы, бродни, ичиги, обутки, коты, чибрики, пимы чижи, чуни, безумент, кичка, кокетка, кокошник, колпак косник, накосник, повойник, поздатыльник, подбрусник (подобрусник), сетка, убрус, файшонка, чебак, шаленка, малахай, самокатка, лесовица, сетошник, треух, картуз, вареги, верхоницы, голицы, шубенки.

III. Исследования:

1.      На основе материала об одежде и приложенного списка одежды старожилов Приенисейского края проведите этнографическое исследование старинной одежды крестьян вашего селения.

2.      Составьте таблицу различных типов одежды, обуви, головных уборов вашей местности. В таблице укажите конкретные виды одежды для выполнения конкретных работ, праздничные одежды, одежду различных сезонов и групп по социальному признаку. Отлича­лась ли одежда старожилов и переселенцев?

3.      Зарисуйте или сфотографируйте сохранившиеся у пожилых людей образцы старинной крестьянской одежды; сделайте рисунки одежды по старым фотографиям, по описаниям.

IV. Практикум:

1.      Каковы особенности рабочей летней крестьянской одежды Сибири? Праздничной одежды?

2.      Нарисовать сибирскую крестьянку в традиционной одежде.

3.      Нарисовать армяк, шубу, бахилы, кокошник, шубенки. Исследуйте и опишите технологию изготовления валенок.

IV. Музей:

— Развернуть экспозицию: «Одежда крестьян-сибиряков. Представить все возможные виды одежды, обуви, головных уборов. Представить одежду переселенцев (в т. ч. лапти). Оформить фотографии, рисунки, описание одежды крестьян Сибири.

— Представить в экспозициях различные виды тканных крестьян­ских изделий: занавеси, полотенца, скатерти, покрывало, половинки, вязанные изделия. Представить старинные иглы, спицы, пяльцы и др.

    Найти или восстановить для музея крестьянский ткацкий станок — кроcна.

 

Таким образом, наше учебное пособие позволяет решить следующие задачи:

·         формированию личности выпускника школы и  вуза как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций Сибири и Приенисейского края;

·         социализации молодого поколения края по месту рождения и проживания;

·         возрождению сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности;

·         расширению, углублению и конкретизации знаний учебных дисциплин, предусмотренных федеральным компонентом и учебными программами;

·         углублению навыков гуманитарных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформлению результатов собственных изысканий;

·         формирование у учащихся и студентов навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация полевого историко-этнографического материала, методики создания и деятельности музея.

 

Нами ставилась следующая цель по достижению показателей сформированности компетентностей учащихся (студентов) по итогам курса «Сибирское краеведение»:

По завершению обучения по программе «Сибирское краеведение» учащийся  (студент) должен овладеть и практически закрепить навыки научных исследований в краеведении, уметь узнавать и формулировать  проблемы в контексте региональной тематики,  видеть возможные пути решения этих проблем, осознанно излагать их.

Учащийся (студент) должен  знать специфику хозяйственной, социальной, этнокультурной и психологической адаптации русских людей на сибирской земле. Постичь традиции, обычаи, обряды и ритуалы старожилов Приенисейского края. Понять и осознать условия формирования позитивных черт сибирского характера и постараться укрепить их в себе.

Учащиеся (студенты) должны обладать навыками самостоятельной проектно-исследовательской и поисково-краеведческой деятельности. В процессе изучения курса «Сибирское краеведение» учащиеся (студенты) углубляют навыки работы с документальными источниками, таблицами, схемами, картами.

Владение информационными компетентностями. Выпускники школы и вуза должны обладать знаниями в рамках стандартов за курс отечественной истории в содержании учебного материала по истории культуры Сибири, Приенисейского края, своего населенного пункта:

Владение понятийными компетентностями осуществляется в рамках требований учебной программы по национально-региональному компоненту и стандартов по отдельным курсам.

Владение общеучебными и предметными компетентностями предполагает:

 

 

Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz