На главную страницу сайта "Сибирское краеведение"


<html xmlns:v="urn:schemas-microsoft-com:vml" xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office" xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word" xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40"> <head> <meta name=ProgId content=Word.Document> <meta name=Generator content="Microsoft Word 9"> <meta name=Originator content="Microsoft Word 9"> <link rel=File-List href="./Программы%20НРК.files/filelist.xml"> <title>ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПО НРК ДЛЯ ШКОЛ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПРОЕКТ

национально-регионального компонента стандарта основного и среднего общего образования Красноярского края

в предметной области «История» для школ Красноярского края

 

Пояснительная записка

Закон Российской Федерации «Об образовании», «Закон об образовании Красноярского края», Базисный учебный план выделили и закрепили основные компоненты общей структуры начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является инвариантной (обязательной) частью содержания общего среднего образования. Содержание компонента определяется федеральными программами и учебниками.

Национально-региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона. В общеобразовательных учреждениях Красноярского края рекомендовано школам использовать на региональный компонент 10 % учебного времени. Как и федеральный компонент, национально-региональный компонент образования включает в себя инвариантную и вариативную части, обеспеченные соответствующими программами и УМК.

Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Школа имеет право дополнительно использовать часть учебного времени школьного компонента на реализацию национально-регионального компонента по истории. Школьный компонент позволяет реализовать новые формы и приемы организации  образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой  поисково-исследовательской работы.

Цель, задачи и содержание национально-регионального компонента

Цель: Национально-региональный компонент  в содержании общего среднего образования призван способствовать:

·         формированию личности выпускника как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края;

Национально-региональный компонент призван спобствовать выполнению следующих задач

·         социализации молодого поколения края по месту рождения и проживания;

·         возрождению сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности;

·         развитию устойчивого понимания ценностного социокультурного вклада Сибири и Приенисейского края в истории Российской цивилизации;

·         изучению целостности евразийской истории и культуры русского и сибирских этносов как достижения единой нации россиян;

·         расширению, углублению и конкретизации знаний учебных дисциплин, предусмотренных федеральным компонентом;

·         реализации гарантированного права на получение комплекса знаний о природе, истории, экономике и культуре Красноярского края каждым учащимся независимо от типа учебного заведения;

·         углублению навыков гуманитарных и естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформлению результатов собственных изысканий;

·         формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация полевого историко-этнографического материала, создание и деятельность школьного музея.

Приенисейский край и сибирский регион в целом - есть продукт взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Определяющими чертами этого процесса являются: полиэтничность, поликонфессиональность,  способность к диалогу культур, веротерпимость, толерантность, открытость культуры, способность к культурной адаптации и т.д. Данное региональное своеобразие выступает как выражение общенациональной специфики интегративного характера Российской цивилизации (Запад-Восток). Утверждение национально-регионального компонента в школьном образовании позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных сибирских, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой истории и культуры, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов Приенисейского края и России в целом. Налицо актуальность задачи формирования  мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентация на гражданские и патриотические ценности, формирования позитивного отношение к «Малой Родине».

Содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся.  В учебной деятельности требуется обратить особое внимание на развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование. Не менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

С учетом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель национально-регионального компонента в историческом образовании. Центральной частью социокультурной модели является историко-краеведческое содержание национально-регионального компонента. Историческое краеведение включает в себя системный курс знаниевого краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение федерального компонента содержания образования на базе местного материала.

Социокультурная модель национально-регионального компонента исторического образования позволяет учитывать:

·         Разнообразие этнонационального состава, традиций, обычаев, культурных особенностей, характерных для народов, проживающих в Красноярском крае;

·         Задачи этнокультурного возрождения и культурно-исторической самоидентификации этнических групп края, в том числе и русского старожильческого населения;

·         Задачи воспитания культуры межэтнического общения, уважения к истории и культуре  своего и других народов; 

·         Корректировке целей образования с акцентом на  формирование жизнеспособной личности, готовности реализовывать себя в специфической для региона природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде;

·         Диверсификацию образовательного пространства региона, что предполагает наличие разных типов и инновационных моделей образовательных учреждений; 

·         Возрастающие требования к уровню общекультурной подготовки, гражданственности и толерантности выпускников, социализации в информационное общество;

·         Богатый опыт историко-краеведческой работы учителей, руководителей краеведческих клубов, энтузиастов-краеведов.

Основными формами реализации национально-регионального компонента в содержании исторического образования являются:

1.        Включение разделов и тем национально-регионального компонента в содержании федерального компонента исторического образования в учебные программы основной общеобразовательной школе в 5-9 кл.;

2.        Углубленное целостное системное изучение социокультурного содержания на основе чередования преемственных модульных курсов в виде монопредметного регионально-краеведческого курса с 1 по 11 кл. за счет часов школьного компонента Базисного плана;

3.        Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде вариативных курсов, интегративных и элективных модулей и др. Формирование системного комплекса инвариантного курса в образовательных учреждениях предлагается на конкурсной основе с условием лицензирования программ и обеспеченностью соответствующим УМК. Желательно формирование учебных и проектно-исследовательских групп разновозрастного характера начального, основного общего и среднего общего звеньев образовательных учреждений.

4.        Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская, историко-краеведческая и поисково-музейная деятельность учащихся.

Показатели сформированности компетентностей учащихся в области

национально-регионального компонента исторического образования

По завершению обучения по программе национально-регионального компонента в предметной области история, учащийся  должен овладеть основами научных исследований в краеведении, уметь узнавать и формулировать  проблемы в контексте региональной тематики,  видеть возможные пути решения этих проблем, осознанно излагать их.

Учащийся должен  знать специфику эпох в истории края, вклад исторических деятелей; знать дискуссионные темы во взаимосвязи истории России и Приенисейского края,  уметь раскрывать  их содержание. Учащегося должны видеть общее в ряду отдельных событий, выделять идею, формулировать закономерности исторических и социокультурных процессов.

Учащиеся должны обладать навыками самостоятельной проектно-исследовательской и поисково-краеведческой деятельности. В процессе изучения истории Приенисейского края учащиеся углубляют навыки работы с документальными источниками, таблицами, схемами, картами.

Владение информационными компетентностями. Выпускники школы должны обладать знаниями в рамках стандартов за курс основной школы по отечественной истории в содержании учебного материала по истории Сибири, Приенисейского края, своего населенного пункта:

Владение понятийными компетентностями осуществляется в рамках требований учебной программы по национально-региональному компоненту и стандартов по отдельным курсам.

Владение общеучебными и предметными компетентностями предполагает:

·                Наличие навыков авторской интерпретация известных событий на основе определенных методологических подходов.

·                Проектирование и решение проблемной ситуации в целях самостоятельного добывания знаний в области краеведения;

·                Наличие самоконтроля и умение формировать оценочные категории.

Обладание коммуникативными компетентностями предполагает:

·                этническую, конфессиональную, культурную терпимость, толерантность;

·                свободное участие в дискуссиях, ясное выражение своей позиции, согласование своего мнения с мнением окружающих,

          

1.  ПРОГРАММА:

История Приенисейского края в истории Российской цивилизации.

Национально-региональный компонент в содержании федерального компонента исторического образования в основной общеобразовательной школе

 

Пояснительная записка

Составной частью исторического образования является приобщение учащихся к истории «Малой Родины» на основе изучения курса исторического краеведения. Выделение учебного времени на изучение вопросов и проблем истории Приенисейского края закреплено юридически на основе действующего «Закона об образовании РФ». На темы национально-регионального содержания выделяется 10-15 % учебного времени.

Принципы конструирования учебной программы предполагают выбор наиболее значимых и системно взаимосвязанных фактов, событий, исторических явлений и процессов в истории Сибири, Приенисейского края, своего города или села. Одновременно, «темные пятна» местной истории позволяют организовать на практике процесс исторического исследования на основе локальных письменных, устных и вещественных источников. Возможными формами организации работы являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся. Результатом данной работы может быть написание рефератов, формирование УМК для уроков краеведения, публикации учащихся, создание школьного музея.

Поставленные задачи в деле формирования комплекса учебных и деятельностных компетентностей предполагают движение в хронологическом порядке, от изучения вопросов древнейшей истории края к современности. Данное движение связано с усложнением изучаемого содержания и проблематики, переход к более сложным типам учебной деятельности. Поэтому в преподавании краеведения учитель может столкнуться: а) с проблемами отбора учебного материала и его адаптацией к возрасту учащихся. б) Разработки познавательных задач, творческих заданий,  вопросов для диалога и дискуссий, тематики исследований учащихся. в) с выбором оптимального сочетания аудиторных занятий с экскурсиями, работой в музее, встречами со старожилами и т.п. г) согласованием содержания учебного материала по общим вопросам истории края и узкоспециальным вопросам локальной истории отдельных фактов и событий «местного» значения. д) аспектами формирования интереса, мотивации в изучении курса. Уровень решения данных проблем характеризуют творческое начало и методическую компетентность учителя.

Наиболее оптимальным вариантом является последовательное изучение учебного материала регионального компонента после прохождения федеральной программы. Данный вариант позволяет углубить полученные знания, отработать исторические понятия на локальном материале, закрепить деятельностные компетентности.  

 

История древнего мира: 5 кл.

Древнейшие культуры Сибири и Приенисейского края.

(История древнего мира – 61 час. Региональный компонент – 7 час. Всего 68 час.)

Введение: Археологические источники. Археология – «наука лопаты». Археология и археологи. Раскопки. Раскоп. Культурный слой. «Материк». Орудия труда археолога. Вещественные источники. Подъемный материал. Определение возраста археологического памятника. Археологический музей. Данная тема может изучаться на вводном уроке по истории первобытности в качестве интегрированной с материалом по всеобщей истории.

Тема 1: Расселение первобытного человека по территории Приенисейского края.  Каменный век. Изменения в природе в период каменного века. Человек в «эпоху камня». Орудия труда и занятия людей в древнейшее время. «Появление и расселение «человека разумного» на берегах Енисея и его притоках. Понятия: каменный век, палеолит, стоянка человека, рубило, копье, копьеметалка, родовая община, магия, «великий ледник».

Тема 2. Человек среднего и позднего каменного века. Изменения в природе. Изменения в образе жизни и занятиях людей. Неолит. Многообразие совершенных орудий труда. Неолитические стоянки. Глиняная посуда. Художественное творчество и верования человека. Понятия: мезолит, неолит, род, племя, вождь, старейшины, составные орудия труда, гарпун, керамика, похоронный обряд.

Тема 3. От камня к меди. Афанасьевская культура: вторая половина III -начало II тысячелетия до н.э.. Европеоиды. Приенисейские земледельцы. Городище. Окуневская культура: от меди к бронзе. Монголоиды. Скотоводство.

Тема 4. Бронзовый век. Андроновцы: скотоводы и земледельцы. Зарождение неравенства. Появление знати. Карасукская культура. Отгонное скотоводство и верховая езда.

Тема 5. Железный век на берегах Енисея. Хакасско-Минусинская котловина. Курганы тагарцев-динлинов. Вновь европеоиды. Скотоводство и мотыжное земледелие.

Тема 6. Таштыкская культура: конец I тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия н.э. Искусство и памятники Таштыкской культуры. Особенности железного века на берегах Ангары.

Тема 7. Наша местность в древности. Экскурсия (музей, стоянка, городище, выходы подъемного материала и т.д.). Вариант урока: повторение и обобщение знаний по истории древнего мира в сравнительном освещении. Развитие мировых цивилизаций в сравнении с локальными культурами Приенисейского края.

Литература:

1.     Енисейский энциклопедический словарь. – Красноярск, 1998.

2.     История Красноярского края. – Красноярск, 1967.

3.     История Красноярского края. – Красноярск, 1981.

4.     История Сибири. Т. 1. – Л., 1968.

5.     Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. – Л., 1967.

6.     Ларичев В.Е. Дом из бивней мамонта. – Красноярск, 1981.

 

История средних веков: 6 кл.

Приенисейский край в VIXVI вв.

(История средних веков – 62 час. Региональный компонент- 6 час. Всего 68 час.)

Тема 1. Сибирь и Великое переселение народов. Народы, государства, культуры в IVI вв. Гунны (Хунну): из Азии в Европу. Гяньгуны. Взаимосвязь: природа – человек - образ жизни - культура.

Тема 2. Государство древних хакасов. Общественные отношения. К вопросу о терминах: енисейские кыргызы (киргизы), хакасы.

Тема 3. Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов.

Тема 4. Монгольское государство Чингисхана: возникновение и развитие. Первые завоевания. Занятия, быт, обычаи и культура древних монголов. Чингисхан и его потомки. Порядки монгольских завоевателей на подвластных землях.

Тема 5. Урок-конференция по результатам мини-исследований. Возможные варианты тем для выступлений:

1.    Общие и особенные черты государственности древних хакасов.

2.    Где может находиться могила Чингис-хана (версии)?

3.    Был ли монгольский военачальник Субэдей родом из Приенисейского края (из Восточного Притубинья)?

4.    Посещали ли Приенисейский край А. Невский, Марко Поло, Плано Карпини?

Тема 6. Приенисейский край к XVII в. На обломках империи Чингисидов. Восточные государства и Приенисейский край. Цинская империя. Джунгария.

Литература:

  1. Енисейский энциклопедический словарь. – Красноярск, 1998.
  2. История Красноярского края. – Красноярск, 1967.
  3. История Красноярского края. – Красноярск, 1981.
  4. История Сибири. Т. 1. – Л., 1968.
  5. Абсалямов М.Б. Очерки истории культуры Сибири. – Красноярск, 1995.
  6. Бахрушин С.В. Енисейские киргизы в XVII в. Научные труды. Т. 3., Ч. 2. – М., 1955.

 

История России: 7 кл.

Включение бассейна р. Енисей в состав России (Конец XVI-XVIII вв.)

(Всеобщая история и история России – 61 час. Региональный компонент - 7 час.

Всего 68 час.)

Тема 1. Народы Приенисейского края накануне присоединения к России. Этнический состав. Хозяйственная деятельность. Быт и культура.

Понятия: тюрки (киргизы, бельтиры, сагайцы, качинцы и др.); кеты и кетоязычные племена; самодийские племена (нганасане, селькупы, камасинцы и др.); тунгусские племена (эвенки).

       Тема 2. Присоединение Приенисейского края к России. Основание Мангазеи (1600-1601 гг.) и Туруханска (1607 г.). Проникновение русских на средний Енисей: Енисейский острог (1619 г.), острог Красный Яр (1628 г.). Основатель Красноярска - А.О. Дубенский. Вооруженная борьба с княжествами енисейских киргизов и Джунгарией (XVII-нач. XVIII вв.). «Ясачные люди».

Понятия: острог, «государевы люди», «промышленные люди», ясак, качинцы, аринцы.

Тема 3. Политическое и хозяйственное освоение Приенисейского края в XVII в. Условия и этапы формирования постоянного русского населения края. Воеводское управление. Красноярская «шатость» 1695-1698 гг. «Государева пашня». Многоукладность социальных отношений и хозяйственной жизни. Жизнь и быт жителей Енисейска и Красноярска в XVII в.

Понятия: адаптация, «государева десятинная пашня», «собинная» запашка, промыслы. 

Тема 4. Заселение Хакасско-Минусинского края и притрактовой полосы. Развитие земледелия в XVII-XVIII вв. Появление крупных промышленных предприятий. Расширение торговых связей. Сибирский тракт. Города края. 

Тема 5. Культурное развитие края в XVII-XVIII вв. Материальная культура. Формирование адаптированного сибирского земледелия. Орудия труда и агротехника. Духовная культура. Роль православной церкви в жизни русских сибиряков. Старообрядцы. Научные экспедиции (Д. Мессершмидт, И. Гмелин, Г. Миллер, П. Паласс и др.)

Понятия: материальная культура, духовная культура, церковный раскол, старообрядцы (староверы), «путешественные записки».

Тема 6. Освоение нашей местности русскими в XVII-XVIII вв. Первые остроги и сельские поселения. Хозяйственное освоение русским населением нашей местности. Становление адаптированного земледелия и скотоводства.

Тема 7. Формирование особенностей общинной жизни, семейно-родственных отношений, быта, культуры русских старожилов в нашей местности.

Литература:

  1. Енисейский энциклопедический словарь. – Красноярск, 1998.
  2. История Красноярского края. – Красноярск, 1967.
  3. История Красноярского края. – Красноярск, 1981.
  4. История Сибири. Т. 2. – Л., 1968.
  5. Город у красного Яра. (Документы и материалы по истории Красноярска XVIIXVIII вв.). – Красноярск, 1981.
  6. Безъязыков Л.В. Красноярск изначальный. – Красноярск, 1978.
  7. Богданович к.В. Люди Красного Яра. – Красноярск, 1978.
  8. Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. – Новосибирск: Наука, 1981.
  9. Быконя Г.Ф. История Приенисейского края в XVII – первой половине XIX в. – Красноярск, 1998.
  10. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. – Красноярск, 1990.

 

История России: 8 кл.

Образование и развитие Енисейской губернии в XIX в.

(Всеобщая история и история России – 61 час. Региональный компонент - 7 час.

Всего 68 час.)

Тема 1. Образование Енисейской губернии. М.М. Сперанский в Сибири. Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. Енисейская губерния в первой четверти XIX в. Понятия: ревизия Сибири, губерния, губернатор, губернская администрация.

Тема 2. Политическая ссылка первой половины XIX в. Декабристы в Енисейской губернии (В.Л. Давыдов, А.И. Якубович, Н.С. Бобрищев-Пушкин, М.А. Фонвизин, М.Ф. Митьков, Ф.П. Шаховской, М.М. Спиридов, братья А.П. и П.П. Беляевы, М.О. Мозгалевский, П.И. Фаленберг, братья Н.А. и А.А. Крюковы, А.И. Тютчев, А.П. Арбузов и др.). Деятельность декабристов: исследования края, хозяйственная и культурная деятельность. Ссыльные поляки. Петрашевцы.

Тема 3. Енисейская губерния в пореформенное время (вторая половина XIX в.). Промышленность и торговля в Енисейской губернии. История развития золотодобычи. Техника золотодобычи. Быт и нравы на золотых приисках в XIX в. Купцы-предприниматели, благотворители: В.А. Баландина, А.П.Кузнецов, Г.В. Юдин, М.А. Крутовский, И.Г. Гусев, И.П. Лыткин, А.И. Кытманов, Н.Г. и И.Г гадаловы, В.А. Данилов и др.).

Тема 4. Общественно-культурная жизнь в Енисейской губернии во второй половине XIX в. Областники. Образование и школа. Учителя-новаторы. И.Т. Савенков. Краеведческие исследования и открытие музеев в Енисейске, Минусинске, Красноярске, Ачинске. Театр. Выдающийся художник В.И. Суриков и развитие художественных традиций в Енисейской губернии. 

Тема 5. Сибирский старожильческий субэтнос. Сибирский характер. Сибирская крестьянская община. Крестьяне-старожилы, переселенцы, ссыльнопоселенцы.

Тема 6. Сибирское земледелие.Материальный мир приенисейских крестьян. Типы жилищ. Интерьер сибирского дома. Подворье и хозяйственные постройки.

Тема 7. Культура крестьян-старожилов. Ценности и традиции сибиряков. Семья и семейно-родственные отношения. Вера и верования крестьян-старожилов. Обычаи, ритуалы, обряды. Наш город (волость, село, деревня) в XIX в.

Литература:

  1. Енисейский энциклопедический словарь. – Красноярск, 1998.
  2. История Красноярского края. – Красноярск, 1967.
  3. История Красноярского края. – Красноярск, 1981.
  4. История Сибири. Т. 2-3. – Л., 1968.
  5. История Сибири. Ч. 1. – Новосибирск, 1998.
  6. Город у красного Яра. Документы и материалы по истории Красноярска. Первая половина XIX в. – Красноярск, 1986.
  7. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск, 1999.
  8. Беляев А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. – Красноярск, 1990.
  9. Богданович к.В. Люди Красного Яра. – Красноярск, 1978.
  10. Быконя Г.Ф. История Приенисейского края в XVII – первой половине XIX в. – Красноярск, 1998.
  11. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. – Красноярск, 1990.
  12. Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей. – Красноярск, 1995.
  13. Степанов А.П. Енисейская губерния. Ч. 1-2. – СПб., 1835. (Красноярск, 1997).
  14. Федорова В.И. Очерки социально-экономического развития Енисейской губернии в пореформенный период. – Красноярск, 1999.

 

История России: 9 кл.

(Всеобщая история и история России – 91 час. Региональный компонент - 11 час.

Всего 102 час.)

1. Енисейская губерния в 1900-1917 гг.

        Тема 1. Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в конце XIX - начале XX в. Великая сибирская железная дорога и ее влияние на экономику Сибири. Промышленный подъем. Столыпинское переселение крестьян и изменения в сельском хозяйстве губернии. Новые веяния в культурной жизни.

Тема 2. Наш город (волость, село, деревня) в начале XX в. Русско-японская война, героизм офицеров и солдат Восточно-Сибирских дивизий в войне. Енисейская губерния в годы революции 1905-1907 гг. Влияние политической ссылки на политическую ситуацию. Красноярская республика. Газета «Красноярский рабочий».

Тема 3. Енисейская губерния в 1917 г. Первая мировая война и ее влияние на экономическое и социальное положение губернии. Наши земляки на фронтах первой мировой войны. Особенности развития политической ситуации в 1917 г. Приход к власти большевиков. Революционные события 1917- начала 1918 гг. в нашей местности.

Понятия: советы, ЕГСНХ, продразверстка.

Литература:

  1. Енисейский энциклопедический словарь. – Красноярск, 1998.
  2. История Красноярского края. – Красноярск, 1967.
  3. История Сибири. Т. 3. – Л., 1968.
  4. История Сибири. Ч. 2. – Новосибирск, 1999.
  5. Красноярский край в истории Отечества. Кн. 1. – Красноярск, 1995.
  6. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск, 1999.
  7. Бердников Л.П. Вся красноярская власть. Ч. 1. – Красноярск, 1995.
  8. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. – Красноярск, 1990.
  9. Красноярск и красноярцы. – Красноярск, 1978.
  10. Красноярск. Очерки истории города. – Красноярск, 1988.
  11. Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей. – Красноярск, 1995.
  12. Федорова В.И. Очерки социально-экономического развития Енисейской губернии в пореформенный период. – Красноярск, 1999.

 

2. История края с 1918 г. по настоящее время.

Тема 4. Гражданская война в Енисейской губернии. События гражданской войны в нашей местности. Мятеж чехословаков. Режим Колчака. Положение народных масс. Восстание солдат Красноярского гарнизона. Партизанской движение. Партизанские республики. Боевой путь армии Щетинкина-Кравченко. Взаимодействие  партизан и частей Красной Армии.

Понятия: ЕГСНХ, комбед, колчаковщина, террор, партизаны, партизанская республика.

Тема 5. Енисейская губерния в годы НЭПа: развитие промышленности и сельского хозяйства. Образование Красноярского края. Рост уровня жизни сибиряков. Социально-экономическое развитие края в 1930-х годах. Индустриальное развитие и новые городские поселения в крае. Наш город в 1930-е годы. Развитие культуры в крае. Понятия: новая экономическая политика, денационализация, кооперация, коммуны, индустриализация, стройки первых пятилеток, «социалистическое соревнование», стахановцы, коммуналка.

Тема 6. Сельское хозяйство в 30-е годы. Коллективизация. «Раскулачивание» как трагедия сибирского крестьянства. Колхозы 30-х годов в нашей местности. Наше село (деревня) в довоенный период. Понятия: колхоз, кулак, трудодни, минимум трудодней, правление колхоза, уполномоченный.

Тема 7. Политические процессы 30-х годов, репрессии. Красноярский край в системе ГУЛАГа: лагеря и лагпункты  в крае. Положение заключенных. Жизнь и быт населения края в довоенный период. Культура и образование в крае.  Понятия: НКВД, тройка, 58-я статья УК, «враг народа», ГУЛАГ, ссыльнопоселенец.

Тема 8. Красноярский край в годы Великой Отечественной войны. Перестройка жизни в крае на военный лад. Эвакуированные предприятия. Город и деревня в годы войны. Эвакуированное население. Трудовой героизм. Помощь фронту. Сбор средств. Понятия: военно-промышленный комплекс, всеобщая трудовая повинность, эвакуация, карточная система, трудармия, депортация народов.

Тема 9. Красноярские воинские соединения на фронтах войны. Герои-красноярцы. Красноярцы - участники партизанского движения. Не сломлены духом (в фашистских застенках). Наш город (район, село, деревня) в годы войны. Наши земляки на фронтах ВОВ. Мои родственники - участники войны.

Тема 10. Наш край в послевоенный период (1945-1956 гг.). Перестройка жизни в крае на мирный лад. Промышленность и сельское хозяйство. Миграция населения в крае в 1945-1956 гг. Подъем целинных земель.

Понятия: реэвакуация, конверсия, урбанизация, образ жизни, культ личности, реабилитация, целина.

Тема 11. Край в условиях форсированного индустриального развития в середине 1950-х - 1980-х годах. Этапы развития экономики в крае. Стройки 1950-70-х годов: КРАЗ, Красноярская ГЭС, Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенская ГЭС, КАТЭК. Красноярцы на БАМе. «Край высокой культуры». Понятия: коммунизм, Ударник коммунистического труда, НТР, ТПК, «неперспективная деревня», номенклатура, стагнация.

Дополнительная тематика региональных проблем

для изучения на интегрированных занятиях по истории России. 1985-2000-х гг.

Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.)

Развитие Красноярского края в конце 1980 - по настоящее время. Перестройка: вариант региональный реализации. Изменение административных границ: выход Хакасии из состава края. Экономические реформы в крае.

Раздел IX. Новая Россия (1991-2000-е гг.)

Переход к рынку: первые итоги (пример реализации на региональном уровне). Динамика промышленного производства. Сельское хозяйство.

Развитие политической системы (на примере региона).

Социальная ситуация в крае. Образование, наука, культура.

Интегрированное семинарское занятие. Наш город (район, село) в 1980-х - по настоящее время: реформы, кризис и пути выхода из кризиса. Новые веяния в социально-экономической жизни в нашей местности.

Понятия: перестройка, ускорение, «шоковая терапия», аренда, кооперация, приватизация, индивидуальные предприятия, рыночная экономика, альтернативные выборы, демографический кризис, уровень жизни, потребительская «корзина».

Литература:

  1. Енисейский энциклопедический словарь. – Красноярск, 1998.
  2. История Красноярского края. – Красноярск, 1967.
  3. История Сибири. Т. 4-5. – Л., 1968.
  4. История Сибири. Ч. 3. Сибирь: XX век. – Новосибирск, 2000.
  5. Красноярский край в истории Отечества. Кн. 2-5. – Красноярск, 1996-2002.
  6. Архивы – школе. Гражданская война в Енисейской губернии 1918-1920 гг. – Красноярск, 1996.
  7. Бердников Л.П. Вся красноярская власть. Ч. 2. – Красноярск, 1995.
  8. Логвинов В.К. В борьбе с колчаковщиной. – Красноярск, 1980.
  9. Логвинов В.К. В бой идут сибиряки: красноярцы на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны. – Красноярск, 1977.
  10. Красноярск и красноярцы. – Красноярск, 1978.
  11. Красноярск. Очерки истории города. – Красноярск, 1988.

 

Примерная тематика рефератов

1.      Жизнь и подвиг Андрея Дубенского. 

2.      Успехи и неудачи в воспроизводстве экономического уклада и этнической культуры на сибирской земле.

3.      Белое движение в Сибири: герои и жертвы.

4.      Приенисейский край в годы российских реформ: общее и специфическое.

5.      Взаимопроникновение языческих верований и  христианских идей в культуре приенисейских старожилов.

6.      Противоречия между Енисейском и Красноярском: исторический выбор «столицы» Приенисейского края. 

7.      Новые открытия  красноярских археологов.

8.      Город и формирование мышления горожанина в годы советской власти (На примере одного из городов Красноярского края).

9.      История развития местного самоуправления в границах (…………….) уезда Енисейской губернии.

10.  Судьбы солдат и офицеров армии Колчака в Приенисейском крае.

11.  Крестьянское движение в Енисейской губернии в 1920 - 1922 гг.

12.  Правовое воспитание в народной педагогике крестьян Енисейской губернии.

13.  Всемирный контекст сибирской истории.

14.  Формирование административных границ Енисейской губернии.

15.  Причины и условия активизации общественно-политического движения в Енисейской губернии в начале ХХ в.

16.  Цивилизационные аспекты развития культуры в Приенисейском крае.

17.  Личность, общество и государство в сибирской истории.

18.  «Белые» пятна в истории сталинских репрессий в Красноярском крае.

19.  Проблема «Запад-Восток» в истории Приенисейского края.

20.  Направления и достижения социальной политики в Красноярском крае в 1956 - 1980 гг.

21.  Проблемы формирования этнического согласия в истории Приенисейского края.

22.  Центральная Россия и Сибирь во второй половине XIX в.: противоречия и сближение.

23.  Проблемы деколонизации Сибири в трудах «областников» XIX – начала XX вв.:.

24.  Дикуссионные вопросы истории Приенисейского края.

25.  «Белые пятна» гражданской войны 1918-1921 гг. в Енисейской губернии.

                                                        Примечание: Программа выполнена в соавторстве с Л.Э. Мезит

 

 

ПРОГРАММА:

История и культура Приенисейского края.

Инвариантный модульный региональный курс в составе школьного компонента образования учебного плана образовательных учреждений Красноярского края.

 

Пояснительная записка

Положения «Закона об образовании РФ» и «Закона об образовании Красноярского края» предоставляют возможность реализации целей, функции и содержания национально-регионального компонента за счет часов школьного компонента Базисного плана. Содержание школьного компонента определяется образовательными учреждениями самостоятельно. Модульный курс «История и культура Приенисейского края»  в составе школьного компонента обеспечивает вариативность образования, потребности учащихся и образовательного учреждения.

Цель: Системное изучение социокультурного содержания регионально-краеведческих дисциплин на основе чередования преемственных модульных курсов с 1 по 11 кл.

Курс «История и культура края» ставит задачи:

·         формирования личности выпускника как достойного гражданина России, Сибири и Красноярского края;

·         изучения целостности евразийской истории и культуры русского и сибирских этносов как достижения единой нации россиян;

·         формирования у учащихся высокой степени адаптации к природно-географическим, историческим, социально-политическим и поликультурным факторам края;

·         привития открытости и способности к диалогу культур, веротерпимости и толерантности;

·         формирования деятельностных компетентностей на основе коллективной и индивидуальной проектно-исследовательской, историко-краеведческой и поисково-музейной работы учащихся.

Владение общеучебными и предметными компетентностями предполагает:

·                наличие информационных компетентностей регионального социо-культурного содержания, ориентацию учащихся на поиск информации и самостоятельное образование;

·                сформированность деятельностных компетентностей в научно-реферативной, проектно-исследовательской, поисково-краеведческой сферах регионального образования;

·                развите коммуникативных компетентностей на сонове свободного участия в дискуссиях, ясного выражения своей позиции, согласования своего мнения с мнением окружающих;

С учетом специфики Приенисейского региона в качестве определяющей выбрана социо-культурологическая модель модульного курса. Данная модель отражает национальное и культурно-историческое своеобразие Сибири и Красноярского края, характеризуется высокой степенью междисциплинарности. Модульный национально-региональный курс в составе школьного компонента может включать в себя разнообразие спецкурсов и факультативов. Одной из оптимальных региональных форм комплексной реализации школьного компонента является организация деятельности по программе «Школа культуры». Данный способ позволяет произвести системное включение социо-культурного и историко-краеведческого ядра и исследовательскую деятельность в целостный процесс всего образовательного учреждения («Школа русской культуры», «Школа сибирской культуры», «Школа православной духовности», «Школа сибирского этнокультурного единения»).

Формирование системного национально-регионального курса в образовательных учреждениях предлагается на конкурсной основе с условием лицензирования программ и обеспеченностью соответствующим УМК. Желательно формирование учебных и проектно-исследовательских групп разновозрастного характера начального, основного общего и среднего общего звеньев образовательных учреждений.

 

Раздел I. Национально-региональный компонент в составе школьного компонента начального образования: 1-4 кл.

1. Модули инвариантного социокультурного курса:

·         1 кл. «Моя Малая Родина».

·         2 кл. «Красноярский край: природа и люди».

·         3 кл. «Мой дом. Моя семья. Моя родословная».

·         4 кл. «Мифы народов Сибири: мир богов и людей».

2. Примерная тематика модулей и факультативов вариативной  части школьного компонента. Вариативный курс по выбору состоит из ряда модулей для разновозрастных групп уч-ся 1-4-х кл.

Примерная тематика для конкурсного отбора школой авторских программ и УМК:

 «Наши православные традиции», «Песни, сказки, поговорки сибиряков», «Наш Домострой», «Путешествие с Домовёнком по сибирскому дому», «Верования и приметы старой Сибири», «Наши соседи-хакасы (тувинцы, эвенки и др.)», «Народные игры России и Сибири», «Что такое экология?», «Умельцы и промыслы сибиряков» и др.

2.      Содержание познавательной работы учащихся в целях ознакомления с навыками исследования истории и культуры края.

Примерная тематика: «Природа и история нашего края», «Правила выживания в лесу».  «Моя родословная», «Мои сибирские корни». «Мифы народов Сибири». «Фольклор русских сибиряков», «Сибирские умельцы», «Игры и развлечения детей в  прошлом». Экскурсии, праздники, конкурсы.

 

Раздел II. Национально-региональный компонент в составе школьного компонента

основного общего образования: 5-9 кл.

1. Модули инвариантного социокультурного курса:

·         5 кл. «Уроки выживания в сибирской тайге (в степи, тундре, горах и т.д.)»

·         6 кл. «География и экология Красноярского края».

·         7 кл. «Беседы о культуре и о традициях: Мы - россияне».

·         8 кл. «Русские в Сибири: история присоединения и освоения края. (до нач. XX вв.)».

·         9 кл. «Сибирь и Красноярский край в XX веке».

2. Примерная тематика модулей и факультативов вариативной  части школьного компонента. Вариативный курс по выбору состоит из ряда модулей для разновозрастных групп учащихся 5-9 кл.

Примерная тематика для конкурсного отбора школой авторских программ и УМК:

«Культура русского народа и традиционная духовность», «Православие и язычество»,

«Археология Сибири и края»

«История моего города, (района, села)», «Туризм и ориентирование», «Природа и люди в Сибири», «Экология и мы», «История железнодорожного транспорта в крае», «Наши земляки в ВОВ», «Меценатство и благотворительность предпринимателей Сибири», «Флора и фауна  края», «Сибирские ремесла и промыслы», «Занимательная геология», «Искусство Красноярского края» и др.

3. Содержание практической работы учащихся в целях включения в процесс исследования истории и культуры края (Проекты, рефераты, создание музея). Проблемы, тематика и направления практической деятельности:

«Археологические памятники Приенисейского края», «Древние цивилизации Приенисейского края», «Народы и культуры края», «Проблемы экологии Сибири и края», «Флора и фауна Сибири», «История исчезнувших селений района» «Разделы и экспозиции музея», «Культура русских старожилов края», «Сибирский говор», «По следам первопроходцев», «Госпитали нашего города в годы ВОВ».

 

Раздел III. Национально-региональный компонент в составе школьного компонента

среднего общего образования: 10-11 кл.

1. Модули инвариантного социокультурного курса:

·         10 кл. «Сибирское краеведение: быт, обычаи, традиции, русских  старожилов».

·         11 кл. «Культура Красноярского края: литература, искусство, живопись, театр».

2. Примерная тематика модулей и факультативов вариативной  части школьного компонента. Вариативный компонент состоит из ряда модулей на условиях конкурсного отбора школой программ и УМК:

«Сибирское месторазвитие: природа, климат, экология», «Цивилизационный диалог культур», «Сибирь на стыке цивилизаций и культур», «Традиционная духовность: синтез православия и язычества», «Развитие «городской» культуры: литература, искусство, театр в XIX - нач. XX вв.», «Сибирская литература и поэзия в XIX-XX вв.», «Законодательство края, города, района», «Экономика края», «Валеология», «Развитие научных исследований в крае», «Сибирский суперэтнос: основы этнологии», «Красноярский край в годы ВОВ» и др.

3.      Содержание проектной, научно-исследовательской и поисково-краеведческой  работы учащихся в целях исследования истории и культуры края (Проекты, рефераты, создание музея).  Примерная тематика проектов, рефератов, научно- исследовательских работ:

«Красноярск: диалог культур», «История моего района (улицы, села)». «Традиции, обычаи, фольклор старожилов и переселенцев нашего района (села), «История партизанского движения в нашей волости в 1918-20 гг.», «Белая Сибирь: 1918-1920 гг.», «Наши земляки на фронтах первой мировой войны», «Наш город (район, село, деревня) в Великой Отечественной войне», «История школы», «Наши земляки в «горячих точках», «Знаменитые выпускники школы», «Политические партии и движения в крае», «Проблема и пути выхода из экологического тупика», «Оптимизация маршрутов пассажирского транспорта в нашем районе», «Наш красноярский двор», «Проект благоустройства нашего микрорайона» и др.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

Представленные на сайте программы рекомендую использовать в комплексе. Инвариантная часть (обязательная, в целях выполнения требований «Закона РФ об образовании») НРК выполняется за счет учебного времени предметной области «История». Согласно положению Закона, в Базисном плане необходимо предусмотреть в планах на учебнй год  выделение до 10 – 15 % уч. времени на темы регионального компонента. Например: в уч. плане на год отводится 68 час. (по 2 урока в неделю) в 5-8 кл. Значит на НРК необходимо выделить до 6 – 8 час.

Желательно, чтобы планирование тематики уроков по истории края не выходило хронологически за пределы хронологических границ по истории России. Во-вторых, ряд тем НРК можно (в 8-9 кл - необходимо) интегрировать с темами по истории России. В-третьих, реализацию программы НРК выполнять в деятельностном режиме исследований, проектов, рефератов, творческих работ, создания экспозиций музея и пр.

В течение 2003-2005 гг. по линии ИПК РО и ГУНО запланировано проведение эксперимента по реализации первой части Программы (инвариантная часть).

Вариативная часть программы выполняется за счет школьного компонента Базисного плана.  На данный компонент выделено до 10 % времени. Обратите внимание, что это профинансировано за счет бюджета! Она сугубо индивидуальна для образовательного учреждения. Вы можете настаивать на выделении по 1 часу в неделю (взамен часто слабоэффективных факультативов по отдельнвм предметам) на параллели на инвариантные курсы. Данные курсы могут быть как для данной параллели, так и разновозрастные. Примерная тематика предлагается во 2-й программе.  Здесь обязательно (!) должна присутствовать самостоятельная деятельность учащихся.

В качестве рекомендуемого мной варианта реализации инвариантной программы предлагаю курс «Сибирского краеведения: хозяйство, быт, культура, традиции старожилов Енисейской губернии».   

Сайт управляется системой uCoz
.
Сайт управляется системой uCoz