На главную страницу сайта "Сибирское краеведение"
Андюсев Б.Е. (КГПУ) Экспериментальная деятельность учителля истории в контексте атестации на высшую категорию

                                                                                     Б.Е. Андюсев, к.и.н., доцент КГПУ                  

                                                

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ АТТЕСТАЦИИ НА ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ

 

1.1 От учителя-практика к учителю-исследователю

Учителя высшей квалификации – это золотой фонд педагогических кадровв современной школы. Их отличает достаточно продолжительный стаж практической работы по специальности, высокий уровень практических достижений, позволяющий добиваться стабильных положительных результатов. Их ученики постоянно участвуют в работе НОУ, олимпиад, конкурсов. Выпускники – успешно сдают вступительные экзамены в вузы и стабильно продолжают дальнейшее обучение. Многие из мастеров педагогического труда имеют продолжателей в лице учеников в своей предметной области.

Работая в режиме учителя-практика, данная категория предметников часто сталкивается с проблемой теоретического осмысления итогов своей работы, обобщения своего опыта, систематизации и описания своих методических приемов, использованных форм и методов работы. Наиболее зримо данная проблема встает в связи с необходимостью системного представления педагогической деятельности в виде авторской технологии работы, авторской концепции и ее поэлементной реализации. Значительных усилий требует преодоление препонов в случае возникновения конфликтных ситуаций с чиновниками от образования различного уровня. Именно нестандартные, творческие личности наиболее часто выходят на уровень обучения в режиме поиска, эксперимента, создания авторских методик. К сожалению, далеко не всегда администрация способна разглядеть и поддержать творческий порыв, и тем более, помочь в научном оформлении процесса и результатов образовательной практики.

Учитель истории и обществознания, работая долгие годы в режиме учителя-практика, выполнял конкретные образовательные задачи, решал повседневно встающие проблемы и преодолевал сиюминутные конфликтные ситуации в классе. И, во многом, эти проблемы решались им за счет применения опыта коллег, новаций и рекомендаций различных методических пособий. У творчески работающего учителя постепенно формировался объемный багаж собственных наработок. Однако с определенного времени, нелегкие искания учителя вдруг начинают осложняться растущим уровнем самооценки и самооценки. Будучи по стажу работы и опыта достаточно авторитетным среди своих коллег, он начинает понимать, что адекватная оценка работы требует далее представлять не количественный уровень достижений повседневной практики, а качественную систематизацию элементов образования с их концептуальным оформлением.

Современная наука утверждает, что учитель-мастер отличается прежде всего тем, что его практическая деятельность предваряется  разработкой долговременной стратегии (в современном понимании - технологии) исторического образования вверенных учащихся. Но истинный учитель высочайшей квалификации моделирует множественные стратегические векторы развития на дифференцированном и индивидуально - ориентированном уровнях. Во главу ставиться не цель, а результат, заведомо определенный по конкретным множественным параметрам. Таким образом, цели и задачи выстраиваются в виде цепочки причинно-следственных связей, где цель обусловливается последующей, более высокой целью. Промежуточные результаты органично трансформируются в целевые условия достижения последующего этапа. Все наработанные методы, приемы работы, могут быть включены учителем в качестве инструментария для поэтапной, поэлементной реализации промежуточных задач. Данная постановка цели в зависимости от конкретного результата, опирающегося на реализацию потенциальных возможностей субъекта образования, его наклонностей, интересов, выбранного профиля учебных дисциплин есть не что иное, как технология проектирования. Выход на уровень проектирования, технологизации образовательной деятельности потребует от учителя-практика освоения научно-исследовательскими компетентностями. Адекватной оценкой данных достижений в работе учителя станет заслуженное присвоение высшей квалификационной категории.    

Одной из форм реализации притязаний учителя–мастера на высшую категорию в виде адекватной оценки творческих достижений, является включение в эксперимент. На основе эксперимента учитель может ввести в практику комплексы дидактических материалов по отдельным историко-обществоведческим дисциплинам, апробировать в инновационном режиме идеи учителей–новаторов. Приступив к процессу адаптации педагогической новации к возможностям и запросам конкретного класса, профиля, группы уровневой дифференциации, учитель-энтузиаст способен как переработать данные идеи, так и создать на основе развития идей свою методику, технологию. Согласно положениям Закона об авторских правах, открытие, описание и представление учителем педагогической общественности собственных методических наработок в виде двадцати пяти и более процентов по отношению к тексту базовой новации  позволяет претендовать на авторство. Учитель может реализовать положения своей концепции на основе разработки и апробации авторской программы, учебного пособия по модульным или факультативным курсам.

Эксперимент - исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в контролируемых и управляемых условиях, результатом которых является новое знание, выделение существенных факторов, влияющих на результаты образования. Это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к результату и пошаговой организации их реализации.

 

1.2 Типология эксперимента

Констатирующий эксперимент отвечает на вопросы: «Что есть или что не устраивает в изучаемом предмете, предлагаемой для апробации новационной методике? Соответствуют ли адекватно решению педагогической проблемы комплекс предлагаемых методов, формы организации учебного процесса, внедряемые педтехнологии?» В основном, констатирующий эксперимент служит целям апробации новации с целью введения в инновационную практику. Данный тип эксперимента служит для формирования комплекса материалов доказательства эффективности (неэффективности) новой программы, учебного пособия. (Одним из необходимых для школьного исторического образования является доказательство через эксперимент приемлемости для основной школы ряда учебников по всеобщей истории и истории России) По итогам эксперимента регистрируются выявленные факты, предлагаются конкретные рекомендации по изменению программы, концепции и содержания учебного пособия, констатируются положительные и негативные результаты.

Проектно-исследовательский, поисковый эксперимент служит поиску системы мер, методов, приемов образовательной деятельности. Практически все проблемные ситуации в образовании и конкретной предметной области можно попытаться решать на основе научного осмысления причин, механизмов преодоления, а главное, формирования механизма недопущения их систематического повторения в будущем. Здесь наглядно проявляется разница между практикой и технологизацией образования. Если практика направлена на постоянную изнурительную борьбу с возникающими однотипными проблемами, то технологизация образования в поисковом режиме ставит цели нейтрализации возможностей формирования причин проблемных ситуаций. Меры позитивного «воздействия» на проблемную ситуацию – это широкое поле творческого проектирования

Формирующий эксперимент служит для преобразования как учащихся, так и всего образовательного пространства. Формирубщий эксперимент может решать проблему демократизации учебного процесса, изменения характера взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений внутри классного микросоциума. Эксперимент данного типа может быть направлен на развитие памяти, восприятия, мотивации, мышления, внимания. Он может служить задачам активного позитивного воздействия на личность ученика на основе включения механизмов самоорганизации учебного процесса, самообразования и самовоспитания. Для учителя, разрабатывающего авторскую методику в предметной области, данный эксперимент поможет исследовать степень результативности в формировании общеучебных компетентностей ученика.

 

1.3 Этапы экспериментального цикла:

                                               1.3.1Подготовительный этап.

Функции этапа: диагностическая, прогностическая, организационная. На данном этапе идет изучение состояния объекта исследования, анализ опыта и затруднений, потребностей педагогического процесса. Идет обоснование проблемы, формулировка темы, целей, задач, положений эксперимента, типа эксперимента. Определяются основные критерии и параметры конечного результата для учащихся и учителя в следующем контексте.

Эксперимент можно представить виде бинарных составляющих компонентов решаемых проблем с соответствующими конечными установками-результатами:

1.        Учитель продолжает работать над достижением высоких показателей в образовательной деятельности. В оптимальном варианте учащиеся выходят на уровень обучения в проектно-исследовательском, деятельностном режиме. Исследуются качественные достижения учащихся, регистрируемые на основе зачетов, контрольных работ, творческих отчетов, промежуточного и итогового тестирования, экзаменов. Конечным продуктом является высокообразованный, воспитанный, успешно социализирующийся выпускник школы.

2.        Учитель работает над совершенствованием своего мастерства, по реализации своей авторской концепции. В экспериментальном режиме рефлексивно исследуется своя технология образования от этапа проектирования и формирования рабочей гипотезы к ее пошаговой реализации. Конечный продукт – учитель-исследователь, учитель высшей квалификации, способный создавать образовательное пространство, адекватно отвечающее запросам современного цивилизационного развития.

Разрабатывается  программа и оценочная шкала диагностики промежуточных и итоговых результатов. Подготовка базы эксперимента выражается в определении экспериментального и контрольного классов, групп, Идет согласование мотивации учителя и учащихся, участвующих в исследовании. При этом приемлемо даже распределение функций с целью включения учеников в решение отдельных вопросов. На данном этапе определяются научный руководитель эксперимента, консультант, оппоненты. Выход на эксперимент согласуется с руководителем РМО, администрацией учебного заведения. Формируется график промежуточных посещений занятий со стороны заинтересованных лиц, формы контроля за «чистотой» эксперимента. Учитель изучает теоретические работы по данной проблеме, публикации об опыте работы коллег. Необходимо и методическое обеспечение данного исследования.

Исследование (эксперимент) учителя в основном носит прикладной характер. Поэтому тема эксперимента определяется значимой для учителя и школы проблемой, назревшими трудностями, желанием учителя «погрузиться» в интересующую область. В качестве темы эксперимента может быть выбрана задача систематизации всего предыдущего опыта в виде единой авторской системы преподавания своего предмета.

Заслуживает внимания наш опыт включения учителя в экспериментально - исследовательскую работу. Мы установили в ходе работы со слушателями института повышения квалификации работников образования, что наиболее эффективной темой является традиционная для него всех школ методическая тема учителя. Существующая на сегодняшний день практика формулирования методической темы абсолютно не соответствует целям и требованиям исследовательской работы. Мы считаем, что в теме эксперимента должен быть заложена установка на конечный конкретный результат и включать установку на достижение конкретного результата (в первую очередь на формирование определенных компетентностей).

 

1.3.2 Заявка-обоснование. В целях придания эксперименту законного статуса и согласования интересов учителя с требованиями Устава школы, привлечения внимания и интереса администрации школы в успешном проведении эксперимента, необходимо подать и утвердить заявку-обоснование. В данной заявке не только содержатся данные об учителе-экспериментаторе, но и дается обоснование готовности к эксперименту. Мы считаем, что важнейшими условиями является наличие первой квалификационной категории и достаточно высокого уровня работы в режиме учителя-практика. Кратко представляются цель, задачи, проблема как предмет исследования, экспериментальная база, этапы и сроки, конечные результаты.

1.3.3  Программа и структурные компоненты экспериментального цикла.

Тема. Формулировка экспериментальной темы с учетом основной проблемы и итоговой результативности. Словосочетание содержания темы в одной фразе.

Проблема. В данном пункте формулируется круг трудностей, проблем, требующих разрешения, причин неудач в образовательной деятельности учителя и школы в целом. Это и круг проблем, представляющих научный интерес учителя. Может быть представлена проблема адаптации конкретной программы для данной категории учащихся или проблема апробации нового учебного или методического пособия.

Идея эксперимента. Учитель описывает свое видение механизма преодоления возникающих проблем на основе новых методов, способов, авторской методики. Дается представление о желаемом результате, как позволяющем решить проблему, так и результате деятельности учащихся и продукте учителя по итогам эксперимента.

Замысел эксперимента. Здесь дается предполагаемый механизм пошаговых действий. Определяются механизмы воплощения идей эксперимента в практику.

Актуальность и новизна исследования. Определяется актуальность и новизна с позиций исследования проблемы и с позиций определенного вклада в исследования ученых. Дается обоснование корреляции (уточнения и развития) выводов работ других исследователей. Подчеркивается значение результатов данного исследования в целях применения учителями других школ при решении идентичных проблем.

Объект исследования. Определяются общее пространство, поле работы, границы и совокупность связей. Учащиеся не должны быть представлены в качестве объекта эксперимента! Объектом может быть учебная деятельность или проблемы учащихся. Для учителя объектом исследования предстает его педагогический творческий процесс, проблема преодоления возникших трудностей в работе. Для констатирующего эксперимента – это новый учебник, программа, методика, педагогическая новация. Для формирующего эксперимента – это самостоятельная учебная деятельность, компетентности, память, восприятие, мотивации, мышление, внимание и т.д.

Предмет исследования. Формулируются свойства, условия, факторы преодоления проблем. Предметом исследования могут выступать: а). педагогические условия организации учебного процесса; б). психолого-педагогические, здоровье сохраняющие условия; в). соответствие компонентов УМК, программ, образовательных технологий, частных методик целям образования и повышения его качества. в). умения, навыки, компетентности учащихся.

Цель. В формулировке цели присутствует желаемый результат эксперимента.

А). Цель образовательная, направленная на достижение результатов учащихся в виде определенного набор намечаемых технологических достижений;

Б). Цель учителя. Научно-исследовательская цель. Цель исследования трудовой (учебно-методической) деятельности учителя, авторской технологии.

Задачи: Конкретизированные, частные аспекты цели. Пошаговые элементы в решении проблемы, формулирование параметров достижения промежуточных результатов. В качестве задач должны быть представлены - достижение определенного уровня самоидентификации, формирование доказательной базы соответствия притязания на высшую квалификационную категорию и т.д.

Этапы. Определяются хронологические рамки эксперимента, последовательные этапы. Обязательно должны быть выделены конкретные сроки «срезов» промежуточных результатов, оценок и корректировки действий. Здесь же определяются этапы представления промежуточных результатов научному руководителю, администрации школы.

Критерии. В программе эксперимента определяются способы проверки истинности или ложности результатов, параметры. Для проведения эксперимента часто требуется более дробная, чем традиционная 5-балльная шкала оценок. Поэтому учитель может ввести 10-балльную, рейтинговую или иную систему оценки промежуточных результатов.

Сравнение результатов эксперимента в констатирующем или поисковом эксперименте может осуществляться двумя способами:

а). На основе параллельного отслеживания результатов экспериментального и контрольного классов. Для «чистоты» результатов учащиеся двух классов не должны значительно отличаться на исходной позиции качеством учебы. Поэтому не должны выбираться для сравнения классы «а» и «д», «б» и «ж» и т.п.;

б). Более приемлемо отследить уровень средней текущей успеваемости за последние 2-3 года в данной группе классов по данному предмету и использовать итоги для определения критериев контрольных результатов.

1.4 Практический этап эксперимента.

          В ходе реализации исполнительской функции экспериментатора осуществляются  пошаговые действия на практике с постоянной диагностикой промежуточных результатов, сравнение с контрольным объектом (классом, группой, программой, методикой и т.д.) Постоянная корректировка элементов технологического планирования на основании  результатов промежуточной диагностики.

1.5 Обобщающий этап.

Аналитическая деятельность по обобщению материалов эксперимента ставит целью создание единой таблицы сравнительных результатов контрольного и экспериментального групп, классов. Еще раз обращаем внимание на получение двух продуктов исследовательской деятельности:

1. Результат в обученности и воспитанности учащихся, в новых знаниях, умениях, навыках. Контрольные срезы, тесты, экзамены, практические работы демонстрируют высокие текущие и итоговые оценки учащихся. Глубоко продуманное и обоснованное вовлечение учащихся в эксперимент дает новую мотивацию образовательного процесса. Успешная социализация в специфику исследовательской деятельности высшего учебного заведения.

2. Выход учителя-практика на уровень деятельности учителя-исследователя, экспериментатора, достижение результатов в создании новой технологии (методики), авторской концепции образования и т.д. На основе вовлечения в исследовательско-экспериментальную работу формируется новое мышление учителя. Если эксперимент был проведен на высоком научно-методическом уровне, то присходит внутреннее преображение учителя-практика в учителя-исследователя. Данный учитель выходит в группу лидеров образовательного процесса своего района, методического объединения.       

На обобщающем этапе крайне важно написание «текста» по результатам экспериментально - исследовательской работы. «Текст» может быть в форме научного реферата, статьи для публикации в предметном журнале, обобщающего печатного труда, квалификационной работы для представлении на аттестационную комиссию.

1.6 Внедренческий этап.

Данный этап желателен для социализация полученного результата в сообществе коллег. Учитель должен содействовать трансляции результатов своего положительного опыта в массовую практику. На основе достижений возможно создание базовой .азовой площадки ИПК РО для участия в повышении квалификации учителей, создание авторской площадки, обучение последователей и молодых педагогов, наставничество, руководство методическим объединением и т.д.

Внедренческий этап может быть переходной ступенью к последующему эксперименту для уточнения и углубления ряда выявленных результатов, поиска ответов на сопутствующие вопросы. Итоги эксперимента одного учителя, опубликованные в виде  «текста» (публикации) могут послужить для апробации его другими исследователями в режиме констатирующего эксперимента.

 

ПАМЯТКА

Сравнительные характеристики образовательной деятельности

учителя-практика и учителя-исследователя

 

Работа в режиме практики

Работа в исследовательско - экспериментальном режиме

1.  В сложной ситуации учитель-практик ищет выход «здесь и теперь», в практической деятельности.

1.        Исследователь ищет не столько решение, сколько предварительно проектирует и прогнозирует максимально удачные варианты, ищет причины неудач. Технология предварительного прогнозирования процесса обучения.

 

2.  Труд учителя – практика оценивается за высокую образованность ученика, за достижение практических результатов.

2. Исследователь выявляется не только по высоким показателям качества знаний, но и, прежде всего, наличием достоверно тиражируемых знаний о том, как эти высокие показатели достигнуты; за счет чего, в какой последовательности действий на промежуточных этапах обучения, как продиагностированы промежуточные и конечные результаты обученности.

 

3. Работа по опубликованным программам или корректированым разделам учебных курсов (по содержанию материала, и содержательной интеграции). Цель работы по новым программам - применение их в практической работе с детьми. (Работа по программе).

3.  Авторская исследовательская работа по качественному переструктурированию, корректированному методическому обеспечению, по существеннму добавлению авторского содержания (текста) на 25 и более %. Апробация в режиме эксперимента по исследованию приемлемости данной программы в целях повышения эффективности учебного процесса. (Работа над программой).

 

4.  Применение на практике новационных методических разработок (инновационная деятельность). Работа «по методике».

4   Новаторская деятельность: Работа «над методикой» как объектом исследования в целях возможностей решения проблемы на основе ее апробации и внедрения.

5.Фиксация результатов обученности учащихся в школьно-ученической документации. Использование оценок в практической работе.

5. Оценочные результаты как диагностический инструментарий для корректировки хода эксперимента и подведения итогов. Оценка не столько для ученика, сколько для оценивания эффективности пошаговых действий на пути к реализации  образовательной технологии и эксперимента.

5.  По завершению процесса обучения получает личный результат в виде обученности учащихся, накопленного опыта работы и т.д.

6.  На основе работы решается образовательная проблема, создается авторский «текст»: авторская методика, технология, программа, тиражируемый опыт (какая проблема решалась, что проверялось, как, какими способами (поэлементная технология), какова эффективность, выполнение цели и задач и т.д.).

 

 

Директору________________________

_________________________________

_________________________________

Заявка

об организации школьного эксперимента в ……/…....уч. году

Тема:………………………….……..………………………………

………………………………………………………………………

Учитель истории и обществознания  ……………………………… просит разрешения на проведение школьного эксперимента ……………………………………….. типа по курсу ……………………………………….. Цель: Выход на поисково-исследовательский уровень работы, обобщение педагогического опыта и практическое осуществление творческих замыслов по решению проблемы  ……………………. 

…………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Основные задачи…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

Идея эксперимента …………………………………………………………….…..……………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………

Сроки и этапы проведения эксперимента …………………………………………    … ……………………………………………

Эксперимент проводится на базе …………………..…………… ……… …… … ………

Контрольный класс (группа) ………… ……………… …………………………………..

Научный руководитель эксперимента ………………………………………………… ….

Рецензент квалификационной работы по итогам эксперимента ………. ……. 

Считаю необходимым обосновать мою профессионально-функциональную готовность к проведению школьного эксперимента    ……………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Прошу использовать итоги и авторские материалы эксперимента при проведении очередной аттестации в _______________уч/году.

Прошу считать итогом моего предлагаемого эксперимента выход на уровень деятельности учителя – исследователя.

Прошу учесть диагностику достигнутого уровня обученности учащихся, сформированных умений и навыков проектно-исследовательской работы, материалы  результативного блока в качестве доказательной базы соответствия  моей педагогической деятельности требованиям одному из основных критериев при аттестации на высшую квалификационную категорию.

……………200…г.                                       ……………………./……………/    

 

 

Основы педагогической концепции школьного эксперимента

Учитель-профессионал глубоко анализирует два образовательно-педагогических пространства:

1.                  Пространство практической образовательной деятельности. Анализ ситуации как возникающей, так и проектируемой. Особое внимание уделяется проблемам и противоречиям. Они выступают не только объектами преодоления, но и «двигателями» образовательного процесса, условиями развития теоретической, методической, коммуникативной и других компетентностей..

2. Пространство мыслительное, субъективное (Педагогическая мысль, исследование концепции педагогической деятельности). Учитель исследует причины проблемы, выстраивает траекторию разрешения (проект), гипотезу устранения противоречий. Таким образом, предварительно и параллельно идет мыслительная работа в проектном пространстве.

 

Вариант оформления результата эксперимента (научный отчет, квалификационная работа, методическое пособие и т.д.)

Титульный лист. Отдел образования, школа. Тема эксперимента. Ф.И.О. учителя. Научный руководитель,

Освещение следующих вопросов:

1.             Вводная часть. Исходные позиции. Излагаются состояние вопроса в науке и практике по данной проблематике. Обосновывается выбор темы исследования, актуальность.

2.             Поставленные предварительно цель, задачи, гипотеза.

3.             Основные методы (комплекс методов) исследования для каждого этапа. Оценочные критерии в ходе эксперимента. Экспериментальная и контрольная группы.

4.             Развернутое описание авторской технологии, методики, программы в контексте реализации методической темы учителя (или методической темы учителя из темы школы).

5.             Отчет: таблицы результативности (в сравнении), итоги промежуточные и конечные. 

6.             Значимость: Как влияют результаты эксперимента на развитие теории и практики образовательной деятельности.

 

 

АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ЭКСПЕРИМЕНТА

Цель: Стимулирование роста квалификации и профессионализма, повышение качества педагогического труда, развитие творческой инициативы, оценка итогов формирования учителя-исследователя, экспериментатора.

Задача: Присвоение педагогу квалификационной категории соответственно с уровнем его профессионализма.

Средство оценки: Экспертиза его профессиональной компетенции, экспертиза педагогической результативности, ориентированной на достижения учащихся и воспитанников, достижений учителя в теоретической подготовке и научно - исследовательской деятельности.

Экспертиза: 1. Изучение результатов учебной и методической или научно-исследовательской, экспериментальной работы.

2. Наблюдение за практической деятельностью.

3. Изучение результатов обучения за последние 3 года.

4. Проведение тестирования (промежуточной проверки знаний, умений, навыков) учащихся для выявления уровня обученности на момент аттестации.

5. Анкетирование участников педагогического процесса для изучения коммуникативных и организаторских способностей аттестуемого.

6. Рецензирование и экспертная оценка квалификационной (аттестационной) работы.

 

 

Квалификационная (аттестационная) работа по итогам школьного эксперимента

1.      Титульный лист. Тема, автор, консультант или руководитель.

2.      Введение (о выборе темы исследования, интерес и актуальность, новизна проблемы). Цель и задачи работы (по выбранной теме и проблеме исследования). Краткая история изучения данной проблемы, краткий анализ предыдущих работ исследователей по данной тематике (Дореволюционные, советского периода и в постсоветское время). Новизна исследования по проблеме и с позиций научных достижений в данной области. Что нового вносит данная работа, кратко о собственных подходах и предположениях.

3.      Глава 1. Программа эксперимента (структурные компоненты эксперимента. (Проект). Текст программы (проекта) с подробным тестом по каждому пункту программы. Экспериментальный класс или группа (или объект исследования). Диагностическая характеристика. Контрольный класс или группа (или объект исследования). Педагогическая концепция учителя.

4.      Глава 2. Эксперимент. Дневник или карта эксперимента. Общая характеристика пошаговых действий и корректировка. Сравнительные таблицы оценок экспериментальных и контрольных. Описание важнейших аспектов авторской технологии, методики в деятельностном режиме. Общие и частные действия по преодолению проблемы или решению частных задач эксперимента.

5.      Глава 3. Выводы и итоги эксперимента. Обобщение сути технологии или методики. Авторство: более 25 % нового «текста» в виде идей, приемов и методов обучения.

6.      Заключение.

7.      Приложение.

 

Аттестация на высшую квалификационную категорию

 

Образец экспертного заключения

Ф.И.О. работает учителем…в школе…с.. г. Общий педагогический стаж…лет. В …/… уч. Году учебная нагрузка учителя… час. В неделю. Образование высшее. В … г. окончил(а)….по специальности… с присвоением квалификации «…». Имеет первую квалификационную категорию (…г.). Награжден(а)… В … г. окончил(а) курсы повышения квалификации.. по теме……

….преподает историю,…. В … кл. по федеральным программам, утвержденным Мин. Образования РФ, с использованием базовых учебников. В … кл. обучение в гуманитарном классе осуществляется по авторской программе, утвержденной ….

При проведении аттестации представлена авторская разработка (технология, методика, эксперимент…, авторская программа…). Учитель… работает по авторской научно-исследовательской (экспериментальной) теме «…» в течение… лет. Целями исследовательско-экспериментальной работы являлись ….… В результате проведения эксперимента учителем решена проблема… По итогам … опубликована статья… в … (обобщен опыт на РМО, тиражировано для школ района пособие учителя…). Уроки в … кл. направлены на формирование основ научной деятельности, решение проблемы …путем использования исследовательско-поисковых методик. Учащиеся … активно используют полученные знания и умения работы в исследовательском режиме работы в рефератах, творческих работах, экзаменах. По итогам образовательной деятельности в проектно-исследовательском режиме аттестационной комиссии представлена  итоговая квалификационная работа (обобщение опыта работы). На данную работу получена внешняя положительная рецензия  (к.и.н., доцент, профессор …..).

…….. отличает высокий профессионализм, он(а) в полной мере осуществляет  основные программно-методические функции учителя истории. Учитель творчески использует различные формы уроков (….), средства повышения познавательной активности учащихся., развивает их интерес к истории, способствует формированию мировоззрения, выработке умений…. , оценивать…, делать самостоятельные выводы, отстаивать … Учитель разработал и использует …(творческие задания, тесты, познавательные задачи..), систему работы с документами. Для обеспечения дифференциации обучения учитель использует разноуровневую (индивидуально-ориентированную) систему образования. К отличительным особенностям учителя эксперты отнесли существенный акцент на изучение…. Учитель активно использует …. Глубоко владеет….

Уровень обученности учащихся определялся путем анализа деятельности  учителя за последние 3 года…. Подтверждением  высокого уровня обученности по предмету учащихся ……, можно считать следующие показатели: в … г. …..% уч-ся освоили учебную программу на 4 и 5 , в … - ….%, в ….г. - ….%. На выпускном экзамене по истории в … г. учащиеся показали …. …% качества знаний, в …. г.- ….%, в … г. – ….%.

В ходе экспертизы были проведены контрольные срезы знаний … в 10-11 кл. Предложенные тесты включали 10 вопросов в … кл. и 12 вопросов в … кл.  и были ориентированы на достижение базового уровня подготовки. По результатам контрольного среза знаний ….. Данные показатели коррелируют высокие показатели текущей и итоговой успеваемости учащихся. Эксперты посетили….(краткий анализ посещенных уроков)

Учащиеся проявляют большой интерес к изучению…, принимают участие в… Учитель проводит в школе… Активно проводится работа по краеведению, в школе работает… Это способствует повышению мотивации познавательной активности по истории. Ученики … занимали призовые места на… За последние … лет выпускники …… поступили в ВУЗы, сдав конкурсные экзамены по истории и обществознанию.

Экспертная группа провела собеседование с …, в ходе которого затрагивались проблемы…. (Предметные. Педагогические. Учебно-методические. Психологические.) Учитель показал(а) глубокое владение… и знания в области… по проблемам сотрудничества педагога и школьников,  владения конкретными методиками, обеспечивающими активизацию деятельности воспитанников.

….. неоднократно делилась опытом работы с коллегами, провела … открытых уроков для учителей района (города, края…), выступала на семинарах и заседаниях РМО с сообщениями, участвовала в работе…..

Учителя отличает глубокий интерес к личности каждого ребенка, умение диагностировать индивидуальные достижения и развитие детей, ставить реальные целевые установки, добиваться личностной мотивации исторического образования, умение органично сочетать высокую требовательность с чуткостью и … к своим воспитанникам. Она отдает приоритеты формированию основ гражданственности, раскрытию творческих способностей детей, ……  ……..является руководителем ….. (РМО. ШМО учителей истории, наставником молодых учителей…). Оказывает …….. методическую помощь, посещает уроки…, делится опытом. Учитель….. пользуется глубоким уважением учащихся и коллег.

На основании вышеизложенного, экспертная группа … считает возможным рекомендовать аттестовать учителя истории и обществознания …… на высшую квалификационную категорию.

                                Председатель экспертной группы :…………………….

                                Члены экспертной группы:………………………………………………..    

                                                                   ………………  ………………………………………

Заявление

Ф.И.О. и стандартные данные о себе. Награды, поощрения, курсовое обучение и другие формы повышения квалификации, специфика работы в последние 3 года, особые условия педагогической деятельности.

Представление авторской темы, технологии, методики, цели и проблемы исследования (эксперимента), результативности (краткие выводы, оценочные данные, публикации, обобщение и «тексты» по эксперименту). Итоги обученности и сформированности компетентностей учащихся в новом режиме образовательной деятельности учителя.

Профессионализм, достижения в области педагогической практики, формы, средства, приемы, системные виды деятельности, дифференцированное и личностно-ориентированное обучение, образовательная диагностика, (личные пед. достижения учителя как практика).

Достижения учеников. Результативность за последние 3 года. Результативность на экзаменах. Контрольные срезы знаний. Открытые уроки и мероприятия. Интерес учеников к истории. Способы повышения мотивации учеников. Участие и итоги конкурсов, олимпиад, НОУ, успехи выпускников. Поступление в профильные ВУЗы и экзамены по истории, обществознанию, экономике, праву, … Количество последователей- учеников по специальности и предмету.

Теоретическая и практическая работа по самообразованию, проблемы и новые направления в области теории и методики преподавания, осмысление вопросов методологии. Междисциплинарные связи, практические достижения. Иные направления внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Краеведческая работа и результативность.

Воспитательная работа. Учитель и классный коллектив. Взаимопонимание и инструментарий в достижении воспитанности учеников, работа в микрорайоне школы (?).

Работа в РМО, выступления, обобщение опыта, методическая помощь (представить функцию – «учитель-учителей»).

Иные показатели (Учитываются экспертами, в квалификационной работе, личном заявлении и отчетах о результативности работы): последователи и стажеры, ученики- педагоги по данной профессии, своя экспериментальная площадка, школа и т.д., работа по модульным курсам и предметам, руководство творческими группами, «Учитель года» (района, города, края); музеи и поисковые кружки, информированность и авторская инновационная деятельность в области новых образовательных технологий, степень активной деятельности по пропаганде своего опыта и авторских разработок, соединение с искусством (эмоциональность, артистизм, увлеченность…).

 

Примечание:  В ходе аттестации выстраивается доказательная база результативности работы, и (обязательно!) дается всесторонний анализ условий достижения успеха, достижений, технологии достижения проектных показателей, механизм согласования и сотрудничества учителя и учащихся.

 

Список литературы:

Загвязинский В.И. Методология и методика диалектического исследования. - М., 1981.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. - М., 1991.

Вы начали эксперимент…/ под ред. А.С. Сиденко. - М., АПК и ПРО, 1996.

Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М.,2002.

Сайт управляется системой uCoz
Приложение (Образцы аттестационных

Приложение (Образцы аттестационных

рекомендаций и отзывов):

 

Отзыв-рекомендация учителя истории и обществознания лицея № 4.

г. Красноярска СТРОЕВОЙ Ларисы Михайловны

 

Образовательная деятельность учителя Строевой Л.М. осуществляется в соответствии с профессиональными и функциональными требованиями, предъявляемыми Законом об образовании РФ и Базисным учебным планом школы. Учителем используются федеральные программы и учебники, утвержденные Министерством Образования РФ. В процессе обучения применяет авторские варианты адаптированного планирования в соответствии с учебными и медико-психологическими возможностями учащихся.

Строева Л.М. разработала целостную программу преподавания истории и обществознания. Работа учителя строиться на основе реализации концепции «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся». Особое место занимает вовлечение учащихся в учебную деятельность на основе исследовательских технологий. На занятиях идет работа в малых группах, в дискуссиях и обмене мнениями, рефлексии по изученным вопросам. Деятельность учителя как организатора учебного процесса позволяет добиваться стабильных результатов. Уроки истории направлены на формирование системных навыков учебной деятельности, решение проблемы путем использования проблемно-поисковых методик. Она комплексно использует уроки-лекции, семинары, уроки-соревнования, исторические диктанты, уроки-конференции, зачеты, уроки-исследования и др. Учитель успешно применяет технологию деловой игры при изучении политических проблем в истории России XIX-XX вв.

Учитель творчески использует различные средства повышения познавательной активности учащихся, развивает их интерес к истории, способствует формированию мировоззрения, выработке универсальных компетентностей, умениям анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение. Учитель разработал и использует творческие задания, тесты, познавательные задачи, целостную систему работы с документами.

Ларису Михайловну отличает высокий профессионализм, позволяющий ей в полной мере осуществлять  основные программно-методические функции учителя истории. Учителя отличает глубокий интерес к личности каждого ребенка, умение диагностировать индивидуальные достижения и развитие детей, ставить реальные целевые установки, добиваться личностной мотивации исторического образования на основе вовлечение в проектную работу. Она органично сочетает высокую требовательность с чуткостью к своим воспитанникам, отдает приоритеты  раскрытию творческих способностей детей.

Учащиеся имеют навыки самостоятельной работы с литературой по широкому кругу проблем. Они постоянно применяют на практике полученные знания и навыки, адекватно оперируют достаточно сложными терминами и понятиями в анализе историко-политических проблем.  Учащиеся активно используют полученные знания и умения работы в рефератах, в творческих работах, на экзаменах. Ученики Строевой Л.М. в дальнейшем успешно поступают для продолжения обучения в профильные гуманитарные ВУЗы.

Лариса Михайловна провела открытое мероприятие в форме деловой игры о выборной ситуации в России в 1905-06 гг. Учащиеся продемонстрировали высокий уровень знаний, коммуникативные компетенции, умения отстаивать собственное мнение, доказательность и логичность суждений, выводов, навыки анализа источников. В процессе собеседования учитель показал владение вопросами реформирования исторического образования, педагогики и психологии,  по проблемам сотрудничества педагога и школьников,  конкретными методиками, обеспечивающими активизацию деятельности воспитанников.

На основании вышеизложенного, рекомендуем учителя Строеву Ларису Михайловну к аттестации на высшую квалификационную категорию.

 

Доцент ИПК РО и КГПУ,

кандидат исторических наук:                                        Б.Е. Андюсев

 

* * * * *

Отзыв о работе учителя истории и обществознания Новополтавской СШ Ермаковского р-на  ЛОГИНОВА  Андрея  Васильевича

 

Отзыв о работе учителя составлен на основе анализа образовательной деятельности учителя по результатам собеседования и анализа:

-       концепции развития Новополтавского школьного музея;

-       программы туристско-краеведческого объединения «Поиск»;

-       краеведческой программы школьного музея в образовательно-воспитательном процессе;

-       исследовательско-экспериментальной работы учителя по теме «Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся на основе реализации программы регионального компонента историко-краеведческого образования»;

-       результатов исследовательской деятельности учащихся 5-11х кл., членов группы «Поиск»

В целенаправленная деятельность учителя успешно решается на основе заявленной методической проблемы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на основе реализации историко-краеведческого компонента образования. Логинов А.В. разработал целостную программу преподавания истории в 5-11 кл. Он комплексно использует интеграцию базового курса истории и краеведения. Успешно применяет на практике уроки-лекции, семинары, игры и соревнования, исторические диктанты, уроки-конференции, зачеты, краеведческие исследования, уроки в музее и др. За многолетний период работы учителем накоплен богатый наглядный материал по итории России, Приенисейского края, своего села. Учащиеся имеют навыки самостоятельной работы с источниками и литературой по широкому кругу проблем. Ученики постоянно применяют на практике полученные знания и навыки, адекватно оперируют достаточно сложными терминами и понятиями в анализе историко-политических проблем.  На занятиях идет работа в малых группах, в дискуссиях и обмене мнениями, рефлексии по изученным вопросам. Данная технология учителя как организатора учебного процесса позволяет добиваться стабильных результатов.

Уроки истории направлены на формирование системных навыков учебной деятельности, решение проблемы путем использования проблемно-поисковых методик. Учащиеся активно используют полученные знания и умения работы в рефератах, в творческих работах, на экзаменах. Ряд учащихся Логинова А.В. занимали призовые места на районных конференциях. Рефератты и доклады учеников отличаются научностью и практической значимостью проведенных исследований.

Андрея Васильевича отличает высокий профессионализм, позволяющий ему в полной мере осуществлять  основные программно-методические функции учителя истории. Учитель творчески использует различные формы и средства средства повышения познавательной активности учащихся, развивает их интерес к истории, способствует формированию мировоззрения, выработке универсальных компетентностей, умениям анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение. Особое место в работе занимает целенаправленное формирование уважения к прошлому села, предков, чувства любви к Сибири и малой Родине.

Особую роль в педагогической деятельности Логинова А.В. занимает разработка и организация комплексной работы по краеведению.  В 1970 г. в школе был создан музей, но второе рождение его связано с деятельностью А.В. Логинова. С 2000 г. он занимается возрождением школьного музея, руководит поисковой работой клуба «Поиск», ведет серьезную исследовательскую работу по истории своего села. Музей является эпицентром исследовательскоой работы в селе, активно сотрудничая с сельскоой библиотекой. За последние годы под руководством Андрея Васильевича было собрано более 500 экспонатов, создано 15 экспозиций.

Учитель разработал и ввел в учебный процесс авторскую программу по изучению истории и культуры Красноярского края. В основные учебные темы курса истории интегрирован материал по истории края и сврего села. Для этого разработана комплексная программа использования школьного музея и его материалов. Педагогическая деятельности учителя отмечена рядом Почетных грамот. Представленные темы, разделы, формы деятельности клуба программы соответствуют медико-психологическим и учебно-познавательным возможностям учащихся 5-11 кл. Значительное место в разработке учителя занимает формирование у учащихся навыков самостоятельной исследовательской и поисковой работы.

Учителя отличает глубокий интерес к личности каждого ребенка, умение диагностировать индивидуальные достижения и развитие детей, ставить реальные целевые установки, добиваться личностной мотивации исторического образования на основе вовлечение в краеведческую работу. Андрей Васильевич органично сочетает высокую требовательность с чуткостью к воспитанникам. Он отдает приоритеты  раскрытию творческих способностей детей.

В ноябре 2003 г. Логинов А.В. обучался на курсах краеведения в ИПК РО, активно участвовал в обсуждении проблем краеведения, показал высокий уровень теоретических и методических знаний по истории и краеведению. Выступил с обобщением опыта работы. В процессе собеседования учитель показал владение вопросами реформирования исторического образования, педагогики и психологии,  по проблемам сотрудничества педагога и школьников,  конкретными методиками, обеспечивающими активизацию деятельности воспитанников.

На основании вышеизложенного, рекомендуем учителя Логинова Андрея Васильевича к аттестации на высшую квалификационную категорию.

 

Доцент Красноярского краевого

ИПК РО, к.и.н.:                                                                     Б.Е. Андюсев

 

* * * * *

Отзыв-рекомендация учителя истории СШ № 58 Центрального р-на

г. Красноярска ХАЕРОВОЙ Ольги Дмитриевны

 

Образовательная деятельность учителя О.Д. Хаеровой строится в соответствии с профессиональными и функциональными требованиями, предъявляемыми Законом об образовании РФ и Базисным учебным планом школы. Учителем используются федеральные программы и учебники, утвержденные Министерством Образования РФ. В процессе обучения она применяет авторские варианты адаптированного планирования в соответствии с учебными и медико-психологическими возможностями учащихся. Хаерова О.Д. разработала целостную концепцию преподавания истории в 5-11 кл. «Система работы с историческими источниками и документами по методике ИОСО как условие формирования универсальных компетенций учащихся». Представленный на рецензирование проект технологических карт для диагностирования творческого роста учащихся не имеет аналогов среди подобных разработок. Особое внимание учитель уделяет формированию мотивации образования, навыков самостоятельной работы, исследовательских компетенций. В целях согласования задач индивидуально-ориентированного обучения и формирования навыков работы с источниками и документами ею разработаны разноуровневые памятки-алгоритмы для учащихся.  Работая по методике ИОСО, О.Д. Хаерова творчески подошла к созданию собственной технологии диагностирования творческого роста учащихся в процессе самостоятельной  исследовательской, познавательной деятельности учащихся. Проект рассчитан на период 2002-2008 г.  В 2003-04 учебном году. Продолжилось формирование комплекта программно-диагностических материалов, групп единомышленников по направлениям источниковедческой работы, внедряются содержательные компоненты источниковедческой познавательно-исследовательской модели исторического образования в школе.

Учитель комплексно использует уроки-лекции, семинары, практикумы, уроки-соревнования, исторические диктанты, уроки-конференции, зачеты, уроки-исследования и др. В системе ИОСО активно использует проблемно-поисковые технологии. За многолетний период работы учителем накоплен богатый разноуровневый материал творческого характера. Учащиеся имеют навыки самостоятельной работы с источниками,  документами и литературой по широкому кругу проблем. Особое внимание учитель уделяет выходу на проблемы современной истории. Ученики постоянно применяют на практике полученные знания и навыки, адекватно оперируют достаточно сложными терминами и понятиями в анализе современных историко-политических проблем.  На занятиях идет работа в малых группах, в дискуссиях и обмене мнениями, рефлексии по изученным вопросам. Хаерова О.Д. глубоко изучила и активно использует технологию КСО на своих уроках. Данная технология учителя как организатора учебного процесса позволяет добиваться стабильных результатов.

Учитель творчески использует различные формы уроков, средства повышения познавательной активности учащихся, развивает их интерес к истории, способствует формированию мировоззрения, выработке универсальных компетентностей, умениям анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение. Учитель разработал и использует творческие задания, тесты, познавательные задачи, целостную систему работы с документами о памятниках истории и культуры. Уроки ее направлены на формирование основ научной деятельности, решение проблемы путем использования проектных и поисковых методик. Учащиеся активно используют полученные знания и умения работы в рефератах, в творческих работах, на экзаменах. Выпускники Ольги Дмитриевны поступают в ВУЗы и далее успешно обучаются по гуманитарным дисциплинам.

Хаерову О.Д. отличает высокий профессионализм. Она в полной мере осуществляет  основные программно-методические функции учителя истории и педагога. Учителя отличает глубокий интерес к личности каждого ребенка, умение диагностировать индивидуальные достижения и развитие детей, ставить реальные целевые установки, добиваться личностной мотивации исторического образования, умение органично сочетать высокую требовательность с чуткостью к своим воспитанникам. Он отдает приоритеты формированию основ гражданственности, раскрытию творческих способностей детей.

Хаерова О.Д. прошла обучение на курсах повышения квалификации при ИПК РО по теме «Исследовательско-экспериментальная деятельность учителя истории».  Учитель показала глубокие знания по современным вопросам реформирования исторического образования, педагогике и психологии,  по проблемам сотрудничества педагога и школьников,  владению конкретными методиками, обеспечивающими активизацию деятельности воспитанников. Она выступила на семинаре с сообщением об опыте работы.

На основании вышеизложенного, рекомендуем учителя Хаерову Ольгу Дмитриевну к аттестации на высшую квалификационную категорию.

 

Доцент ИПК РО и КГПУ,

кандидат исторических наук:                                        Б.Е. Андюсев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Сайт управляется системой uCoz