Список публикаций

Андюсев Б.Е. К вопросу об уровневой дифференциации в условиях перехода к профильному образованию <body> <html xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office" xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word" xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40"> <head> <meta name=ProgId content=Word.Document> <meta name=Generator content="Microsoft Word 9"> <meta name=Originator content="Microsoft Word 9"> <link rel=File-List href="./Диффер-ия.files/filelist.xml"> <title>Андюсев Б

Андюсев Б.Е.

Красноярский государственный педуниверситет

Красноярский краевой ИПК РО

 

К вопросу об уровневой дифференциации в условиях перехода

к профильному образованию

 

Профильное образование как форма организации углубленного обучения неразрывно связана с выходом на развивающее индивидуально-ориентированное обучение. В контексте технологизации образования это понимается как многоуровневое «планирование результатов обучения». Отсюда, профильное обучение с дополнительной уровневой дифференциацией является средством достижения многоуровневых результатов обучения» (1). Все понимают, что требования к уровню знаний и навыков ученика старших классов должны быть адекватны их психолого-педагогическим возможностям. Однако, мы рассматриваем данную проблему несколько в иной плоскости. Базовой основой его является технология мотивированных параметров потенциальной  результативности при выборе профиля и уровня образовательных услуг.

В условиях формирования рыночных отношений мы часто стереотипно воспринимаем образовательные услуги в качестве спецефического товара. Но рынок – это не только услуги-товар, но и долгожданная возможность выбора и мотивированного высстраивания собственного образовательного вектора. Это, прежде всего, выбор определенного круга предметов, учебных программ, курсов, усввоение определенных компетентностей. Индивидуальный вектор профильного образования предполагает выстраивание определенного типа отношений ученика и школы (учителя). Сведение насилия в образовательном процессе к минимуму завершает превращение учителя в организатора реализации мотивированных установок ученика.

Однако, в чем состоит конкретное содержание «технологии технологизации» индивидуального планирования движения ученика в течение 2-х лет обучения в старшей школе от мотивированного выбора профиля к успешному завершению школьного образования? Если «под профильным обучением понимается дифференциация и индивидуализация обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса…, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями… (2), то нельзя ли «намерения» (мотивацию, целевые установки, стимулы выбора профиля и пр.) поставить в центре формирования индивидуальной технологической карты профильного образования? В данном случае «намерения» представляют собой «притязания» на сферу социализации в следующий пост-школьный вектор развития личности. Ниже по тексту мы определяем представителей сторон образовательного процесса в лице заказчика образовательных услуг (ученика) и исполнителя услуг (учитель, педагогический коллектив, образовательное учреждение в целом). Взаимодействие сторон образовательного процесса нацелено на обеспечение реализации мотивированных установок постшкольной социализации выпускника.

Данный подход позволяет органично соединить реализацию задач индивидуальной технологической карты (как конкретного варианта индивидуального вектора развития) с возможностями проектной технологии. Здесь нами видится целостная система проектирования дифференцированного обучения с гаранитрованными конечными параметрами не в оценках аттестата, а в успешной социализации в адекватную «намерениям» и возможностям социальную сферу.

Соединение в рамках проектной технологии воедино личных возможностей ученика, притязаний на конечный результат, мотивации выбора школы, профиля и уровня образовательной деятельности позволяет выстроить адекватную деятельность педагогического коллектива. Она включает в себя, во-первых, выставление школой на рынок услуг допустимого количества профилей для максимальной реализации через данный профиль притязаний на результат. Во-вторых, выбор уровня образовательной деятельности, оформление поэтапных действий, набора дисциплин, курсов, программ в течение 2-х лет в содержании технологической карты. В третьих, согласование пакета требований данного уровня (демо-версии ЕГЭ, стандартов содержания знаниевых и деятельностных компетентностей, количество и примерная тематика практических и контрольных работ, рефератов, индивидуальных и коллективных проектов и пр.). Этот подход позволит снять определенное напряжение в противоречии требований безусловное выполнение стандартов и  притязаний на выполнение заданий по ЕГЭ в ходе выпускных испытаний. В четвертых, реально подписание своеобразного соглашения между учеником и педагогическим коллективом о взаимных правах и обязанностях как в ходе реализации уровневой образовательной деятельности, так и заявленных притязаний на результат образования. В этом лишний раз проявится право ученика на выбор того образовательного учреждения, которое способно реально обеспечить успешную реализацию его запросов. И последнее, немаловажное значение в этом соглашении имеет согласование форм и методов организации процесса обучения.

Мы реально оцениваем современную ситуацию и поэтому осознанно сводим все концептуальные и содержательные аспекты индивидуальных векторов (технологических карт) к трем-четырем вариантам выстраивания дифференцированного образовательного развития от ступени выбора профиля и уровня обучения до заведомо достижимого результата на выходе из старшей школы. На основе данной концепции мы считем возможным и необходимым выстраивание индивидуальной технологической карты в вузе или в среднем специальном учебном заведении. Наш подход во многом позволит решить проблему требований к стандартам информационных и деятельностных компетентностей не столько в контексте проверки результатов обучения, сколько условиий и инструментария социализации в дальнейшую сферу жизни. Общая концепция формирования содержательных областей уровней образовательной деятельности (продвинутого, общего и минимального) разработанная В.В. Гузеевым, стала методологической основной наших разработок (3).

 

I. Продвинутый уровень образовательной деятельности.

Продвинутый уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «отлично». Это проектно-исследовательский уровень адекватно медико-педагогическим возможностям и притязаниям данной категории учащихся на обучение в творческом, проектно-исследовательском режиме Данный уровень независимо от профиля максимально приближен к вузовским технологиям образования.

Выбор учеником предпрофильного класса обучения на «продвинутом уровне» (соответственных форм и методов обучения) определяется мотивацией на следующие конечные результаты :

1.        Установка и получение услуг от образовательного учреждения   гарантированного успешного выполнения ЕГЭ по окончанию школы всех трех уровней сложности («А», «В», «С»), что соответствует оценке «5»;

2.        Установка заказчика (ученика) и обеспечение исполнителем (школой) образовательных услуг для гарантированного поступления и успешного обучения в престижном (ведущем) вузе избранного профиля;

3.        Успешная реализация потенциальных медико-педагогических возможностей и способностей ученика (как заказчика образовательных услуг высокого уровня) как по дисциплинам профиля, так и на продвинутом уровне образования;

4.        В процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся с одной стороны, и образовательной деятельности учителя, с другой, является оценка «отлично».

 

I-а. Обучение на продвинутом уровне по профильным дисциплинам

1.      Обучение в деятельностном, проектно-исследовательскиом режиме. 

Обучение строится на уровне максимального вовлечения данной группы учащихся в процесс постановки и научного оформления проблемной ситуации с дальнейшим ее исследованием. Данный уровень предполагает вначале с помощью учителя, затем самостоятельно включение в процесс изучение Формирование умений и навыков проектирования исследовательской деятельности по вариативному разрешению проблемной ситуации. Закрепление навыков прогнозирования и исследования назревающей проблемы в любой жизненной ситуации и вариативной разработки успешного выхода из данной ситуации. Формирование компетентностей наивысшей успешной социализации в постшкольную образовательную и общественную среду, успешной научной, общественной и профессиональной карьеры.

Обязательным итогом учебной работы должен быть авторский продукт (изучение и рецензирование определенного количества научных публикаций, реферат, доклад, собственное доказательство, индивидуальный или коллективный проект, творческая работа и т.д.)

Обучение данной категории учащихся осуществляется по индивидуальным программам с выделением до 50% учебного времени на самостоятельную работу в лаборатории, с литературой в библиотеке и пр. Основной литературой для данных учащихся являются учебные пособия повышенной сложности (частично вузовские), научные публикации, работы видных ученых в данной области

Учитель. Требования повышенного уровня предъявляются к значительной части учащихся профильного класса. Встречная мотивация учащихся  исходит из необходимости усвоения общей технологии научно - исследовательской работы, на основе согласования требований учителя с индивидуальными способностями и склонностями учащихся, необходимостью достижения определенной результативности.

2. Результативность деятельности учителя: Учитель организует и сопровождает  образовательный процесс на основе реализации проблемно-поискового, коммуникативного и деятельностного подходов в обучении. Гарантированное поступление данной категории выпускников и дальнейшее успешное обучение в ведущем профильном вузе страны. Формирование умений и навыков научного исследования на самостоятельной деятельностной основе.

3. Результативность деятельности учащихся: Выполнение коллективных и индивидуальных проектов, региональных исследований, лабораторных исследований, исследовательских рефератов, работа над публикациями, написание творческих сочинений, рецензий, эссе. Готовность учащихся к успешному выполнению заданий по ЕГЭ базового, повышенного и высокого (проблемного) уровней. Гарантированное поступление и дальнейшее успешное обучение в ведущем (престижном) профильном вузе страны. Готовность выпускников к осознанной научно-исследовательской деятельности в процессе обучения в профильном вузе.

I-б. Обучение на продвинутом уровне по непрофильным дисциплинам

1. Продвинутый  уровень с элементами проектно-исследовательского уровня образовательной деятельности учащихся.

     Обучение строится на уровне применения знаний в новой проблемно-поисковой ситуации. Закрепление и углубление умений и навыков проектирования вариативного выхода из создавшейся проблемной ситуации в процессе обучения на учебном материале непрофильных дисциплин. (Например, для ученика гуманитарного профиля обучение на уроках математики, физиуки и др.) Закрепление навыков прогнозирования и исследования назревающей проблемы в любой жизненной ситуации и вариативной разработки успешного выхода из данной ситуации. Формирование компетентностей наивысшей успешной социализации в постшкольную образовательную и общественную среду, успешной научной, общественной и профессиональной карьеры.

       Учитель непрофильного предмета предъявляет требования данного уровня к заинтересованной части учащихся. Встречная мотивация  деятельности учащихся исходит из необходимости усвоения общей технологии научно - исследовательской работы. Обучение строится на основе согласования требований учителя с индивидуальными способностями и склонностями учащихся по приобретению исследовательских компетентностей для успешного обучения в избранном вузе. Учитель непрофильной дисциплины вовлекается в общий процесс формирования умений и навыков научного исследования в профильной области данного класса.

2. Результативность деятельности учителя: Учитель организует и сопровождает  образовательный процесс на основе реализации деятельностного, коммуникативного и рефлексивного подходов в обучении. Гарантированная подготовка для успешное обучение выпускников по непрофильным дисциплинам в профильном для будущего студента вузе. (Например, успешное обучение в техническом вузе по истории, политологии).

3. Результативность деятельности учащихся: Вовлечение в коллективные и индивидуальные проекты в непрофильной области, региональные исследования, написание творческих работ, защита рефератов, выступления на научных конференциях школьников. Готовность учащихся к выполнению заданий по ЕГЭ базового, повышенного и в значительной мере высокого (проблемного) уровней.

 

II. Общий уровень образовательной деятельности.

Общий уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо» и по возможности «отлично». Это уровень, адекватный медико-педагогическим возможностям и притязаниям основной части учащихся на обучение в реконструктивно-вариативном режиме с ознакомлением и участием в проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Организация образовательного процесса для данной категории учащихся предполагает уровень содержательного расширения знаний основной школы и практического применения их в новых, но сходных ситуациях. Данный уровень независимо от профиля приближен к вузовским технологиям образования в условиях семинаров, практикумов, лабораторных работ и колективных проектов.

Общий уровень предполагает согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо». Выбор учеником предпрофильного класса обучения на «общем уровне» (выбора соответственных форм и методов обучения) определяется мотивацией на следующие конечные результаты :

1.       Установка и получение услуг от образовательного учреждения   гарантированного успешного выполнения ЕГЭ по окончанию школы двух уровней сложности («А», «В» с элементами выполнения заданий «С»), что соответствует оценке «4»;

2.      Установка заказчика и обеспечение исполнителем образовательных услуг гарантированное поступления и стабилное обучение в высшем учебном заведении среднего уровня по избранной специальности;

3.      Реализация потенциальных медико-педагогических возможностей ученика и мотивированных установок на приобретение законченного среднего образования для поступления в вуз;

4.      В процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся с одной стороны, и образовательной деятельности учителя, с другой, является стабильная средняя оценка «хорошо».

 

II-а. Обучение на общем уровне сложности по профильным дисциплинам

1. Обучение строится на условиях постоянного проектирования учителем и вовлечения учащихся в новую проблемно-поисковую  ситуацию с целью углубления умений и навыков осознанного применения учащимися имеющихся и новых знаний. Формирование умений и навыков разрешения  выдвинутой учителем или учащимся проблемной ситуации. Формирование умений и навыков самостоятельного успешного выхода из любой жизненной проблемной ситуации. Формирование компетентностей успешной социализации в постшкольную образовательную и общественную среду, общественной и профессиональной карьеры.

Учитель: Требования предъявляются к основной части учащихся профильного класса. Встречная мотивация учащихся строится на основе необходимости усвоения общей технологии проблемно-поисковой работы, на основе согласования требований учителя с индивидуальными способностями и склонностями учащихся, необходимостью достижения определенной результативности на стабильную оценку «хорошо».

2. Результативность деятельности учителя: Учитель - организатор образовательного процесса на основе реализации проблемно-поискового, коммуникативного и деятельностного подходов в обучении. Реальная возможность подготовки выпускников для поступления и обучения в вузе среднего уровня своего города или областного (краевого) центра.

3. Результативность деятельности учащихся: Написание рефератов по общим проблемам истории и обществознания или по региональной тематике, творческих сочинений, исторических эссе. Готовность учащихся к выполнению заданий по ЕГЭ базового и повышенного уровней. Реальная возможность поступления и обучения в профильном вузе среднего уровня в своем городе или областном (краевом) центре. В процессе дальнейшего обучения в вузе готовность учащихся к успешной социализации в образовательный процесс. Формирование условий для выхода на уровень «отлично» в условиях возникновения мотивации на обучение в более престижном вузе.

II-б. Обучение на общем уровне сложности по непрофильным дисциплинам

1. Обучение строится с опорой на создание новых вариантов стереотипных ситуаций и применение имеющихся знаний данной категории учащихся. Развитие учащихся на основе введения данной категории в проблемно-поисковую деятельность учащихся третьего и четвертого уровней. Формирование умений и навыков разрешения  выдвинутой учителем или учащимся проблемной ситуации. Формирование умений и навыков самостоятельного успешного выхода из любой жизненной проблемной ситуации. Формирование компетентностей для успешной социализации в постшкольную образовательную и общественную среду, общественной и профессиональной карьеры.

        Учитель предъявляет требования данного уровня к основной части учащихся непрофильного класса. Встречная мотивация учащихся строится на основе согласования требований учителя с индивидуальными способностями и склонностями учащихся, необходимостью достижения определенной результативности, возможности поступления и обучения в профильном вузе среднего уровня в своем городе или областном (краевом) центре.

2. Результативность деятельности учителя: Учитель - организатор образовательного процесса на основе реализации коммуникатив-ного, деятельностного и, по возможности, проблемно-поискового подходов в обучении. Реальная возможность успешной подготовки выпускников для продолжения обучения в вузе среднего уровня своего города или областного (краевого) центра.

3. Результативность деятельности учащихся: коллективные и индивидуальные проекты в своей профильной области, региональные исследования, творческие работы. Готовность учащихся к выполнению заданий по ЕГЭ базового и повышенного уровней. Готовность учащихся к успешной социализации в образовательный процесс вуза среднего уровня своего города или областного (краевого) центра.

 

III. Минимальный уровень сложности образовательной деятельности

Минимальный уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «удовлетворительно» и по возможности «хорошо». Процесс обучения и контроля знаний и навыков учебной работы предполагает  в основном репродуктивное применение знаний основной школы и расширение фактологических знаний на уровне общих стандартов (Уровень узнавания, припоминания, запоминания). Данный уровень в значительной степени адекватно предопределен медико-педагогическими возможностями части учащихся, избравших профильное обучение. Притязания данной категории учащихся предполагают уровень закрепления и содержательного расширения знаний основной школы и отработки практического применения их в сходных ситуациях.

Выбор учеником предпрофильного класса обучения на минимальном уровне (выбора соответственных форм и методов обучения) определяется мотивацией на следующие конечные результаты :

5.       Установка и получение услуг от образовательного учреждения   гарантированного успешного выполнения ЕГЭ по окончанию школы уровня сложности «А» с выполнением отдельных заданий уровня «В», что соответствует оценке «3»;

6.      Установка заказчика и обеспечение исполнителем образовательных услуг гарантированное поступления и стабилное обучение в среднем профессиональном учебном заведении по избранной специальности;

7.      Реализация потенциальных медико-педагогических возможностей ученика и мотивированных установок на приобретение законченного среднего образования для поступления в ссуз (училище, техникум, колледж);

8.      В процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся с одной стороны, и образовательной деятельности учителя, с другой, является стабильная средняя оценка «удвлетворительно».

 

1II. Профильные классы

1. Минимальный уровень образовательной деятельности.

В профильном классе необходимо отказаться от обучения даже для самых слабых учащихся на уровне репродуктивного воспроизведения фактов. Требуется создание условий максимального вовлечения учащихся в процесс содержательного расширения и обобщения знаний основной школы (с учетом организации самостоятельной работы по индивидуальным планам). Формирование умений и навыков разрешения  проблемной ситуации на основе изученных аналогов. Обучение на основе практического применения знаний в сходных предметно-образовательных ситуациях. Возможно формирование умений и навыков разрешения  проблемной ситуации совместно с учителем или или учащимся более высокого уровня обучения. Формирование умений и навыков самостоятельного выхода из критической жизненной проблемной ситуации на основе отработки механизма консультирования или развития коммуникативных компетентностей. Формирование компетентностей успешной социализации в постшкольную профессионально-образовательную и общественную среду и для профессиональной карьеры.

Учитель: Требования предъявляются к незначительной части учащихся профильного класса. Встречная мотивация учащихся строится на основе согласования требований учителя с индивидуальными способностями и склонностями учащихся, необходимостью достижения конкретной положительной результативности по истории и обществознанию. Гарантированное поступление и возможность обучения в профильных профессиональных средних специальных учебных заведениях.

 2. Результативность деятельности учителя: Учитель формирует, направляет и сопровождает образовательную деятельность данной категории учащихся на основе реализации коммуникативного и психологического подходов в обучении и процессе имитационного моделирования.

  3. Результативность деятельности учащихся: Удовллетворительная спеваемость по профильным дисциплинам и мотивированное обучение на основе реального развития индивидуальных способностями и склонностей учащихся. Готовность учащихся к выполнению заданий по ЕГЭ базового и, по возможности, элементов повышенного уровней. Готовность учащихся к социализации в образовательный процесс профессионального среднего учебного заведения по избранной специальности.

III. Непрофильные классы

1. Минимальный уровень образовательной деятельности в непрофильной школе (классе) предполагает обучение на основе репродуктивного применения знаний основной школы, расширение и обобщение фактологических знаний на уровне узнавания, припоминания, запоминания. Обучение данной категории учащихся идет с опорой на создание знакомых вариантов стереотипных проблемных ситуаций и применение имеющихся знаний и изученных аналогов для их разрешения. Развитие учащихся на основе постоянного вовлечения данной категории в работу в новой вариативной учебной ситуации. Формирование умений и навыков практического применения имеющихся знаний, развитие памяти, мышления. Формирование умений и навыков самостоятельного выхода из критической жизненной проблемной ситуации на основе отработки механизма консультирования или развития коммуникативных компетентностей. Формирование компетентностей успешной социализации в постшкольную профессионально-образовательную и общественную среду и для профессиональной карьеры.

Учитель предъявляет требования данного уровня к незначительной части учащихся непрофильного класса. Встречная мотивация учащихся строится на основе согласования требований учителя с индивидуальными способностями и склонностями учащихся, необходимостью достижения конкретной положительной результативности. Учащимся предоставляется возможность усвоения содержания учебных программ по непрофильным дисциплинам в выпускных классах и средних специальных учебных заведениях.

 2. Результативность деятельности учителя: Учитель формирует, направляет и сопровождает образовательную деятельность данной категории учащихся на основе реализации коммуникативного и психологического подходов в обучении и имитационного моделирования.

2.      Результативность деятельности учащихся: Мотивированное обучение на основе реальной поддержки и развития индивидуальных способностями и склонностей учащихся, их успеваемости по непрофильным дисциплинам. Готовность учащихся к выполнению заданий базового уровня по ЕГЭ. Готовность учащихся к социализации в образовательный процесс среднего профессионального учебного заведения по избранной специальности.

Профилизация старшей школы на данной основе позволит организовать специализированную подготовку не только для поступления, но и для дальнейшего обучения в вузе, среднем специальном учебном завендении не только по специальностям. При этом обучение будет основано как на личных притязаниях, но и реальном учете трех составляющих. 1. Реализация потенциальных возможностей ученика в процессе обучения и в ходе ЕГЭ на соответствующем уровне сложности и качества образования; 2. Реальный согласованный уровень мотивированных и предоставляемых образовательных услуг; 3.  Формирование адекватных возможностей и компетентностей не только для поступления в высшее и с/специальное учебное заведение, но и для успешного обучения в нем. Старшая ступень должна как углублять знания, так развивать адекватное профильное (гуманитарное или техническое) мышление, навыки исследовательской работы. Современное состояние образования с ее подходом  учить вплоть до последнего звонка - «всех и всему» н6а уровне неких общих стандартов, к сожалению, под благовидными предлогами грозит перейти и в профильную школу.

 

Примечание

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001. – С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. – М. 1982. – С. 192.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Проект. (Авторский коллектив: М. Агранович, А. Баранников,

      А. Водянский, А. и др.)

  1. Названия уровней «минимальный», «общий» и «продвинутый» предложены

       В.В. Гузеевым (см.:  Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001.)

 

Всероссийский августовский интернет-педсовет 2003 г.

Секция общественных дисциплин.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz