Главная страница

Андюсев Б.Е. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

 

1.      ОДЕЖДА РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ СИБИРИ

 

ОДЕЖДА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ. Русское старожилое  население Сибири, включавшее потомков переселенцев раз­личных районов и субэтнических групп Европейской России, принесло с собой традици­онную одежду. Она определялась как общерусскими формами, так и особен­ностями видов одежды и элементов исходного района переселения. Исход­ными для сибиряков, необходимо считать и национальные виды одеж­ды представителей различных этнических групп, принявших участие в ста­новление старожильческого субэтноса. Многое сохранялось неизменным, как в целом в одежде, так и в виде включений отдельных элементов и частей в сибирскую одежду.

Одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим оуспешно осваиваться в новых условиях. В силу специфических условий природы, климата, исто­рии, контактов групп «засольщиков» между собой и с местным населени­ем, в Сибири образовались этнографически сложные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность, замкнутость и взаимосвязь с сопредельны­ми с Россией государствами. Важно отметить, что из  воздействующих факторов на первое место необходимо поставить природно-климатический.

Требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были до­вольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо за­щищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызы­вать усиленного потоотделения Особое внимание сибиряки обращали на обувь и рукавицы. Очень рано у русских сибиряков появляется зимняя шап­ка с вислыми «ушами». Многообразие в одежде дополняется различными ее видами, связанными с профессиональной деятельностью сибиряков: например, «даха» («доха») - у ямщиков, «лузаны» - у охотников.

Высокий уровень жизни сибиряков, будь—то горожан или крестьян, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для рядового жителя Европейской России внешнего вида старожилов. В основе его были опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие празднич­ной «покупной» одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибиря­чек. Они позволяли себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий горожанок Европейской России.

Будучи по сути консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию пошива и украшений, но многое со временем изменялось, заменялось на более раци­ональное.  Если при характеристике субэтноса казаков обращается особое внимание на их одежду, воинскую амуницию и выправку, как на внешний отличительный признак. Также и сибирская одежда не менее влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила. В частности, применительно к зимней одежде сиби­ряки говорили: «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза «хорониться».

 

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полот­нище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недоста­точна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже ши­лись без вставок.

Вырезные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними — сбоку. Ворот соеди­нялся тесемками или металлическими застежками — «схватцами». Значи­тельно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуго­вицы с «воздушными» петлями.

В верхней части рубахи, с изнанки, для прочности подшивали ткань — «подоплеку». С этой же целью под рукава подшивали «ластовицы».

По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болез­ней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где откры­вался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой, сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму.

Мужские «порты» шились на поясе — «гашнике», неширокие, из бе­лого грубого полотна или, чаще всего, из «крашенины», полосатой пестря­ди. Зимние штаны шились из сукна, стеженного ветошью полотна, а иногда даже из овчины.

Порты заправлялись в сапоги. По документам, в XVII—XIX вв. сапоги делили на телятинные, конинные, бараньи, сафьяновые. Были еще коты телятинные, конинные; башмаки телятинные, ичетоги кожаные, ступни и пр. Если для крестьян Европейской России основной обувью были лапти из лыка, конопли или бересты, то сибиряки носили кожаную обувь. Видов ее было множество: неговани, бродни, чижи, бутылы, чарки (чирки), бахи­лы, торбоза (торбаса), поршни и пр. Самыми простыми по изготовлению и наиболее распространенными видами как мужской, так и женской обуви, были чирки и поршни. Изготавливались они из цельного куска кожи, по верхней кромке был продет стяжной сыромятный ремешок.

В зависимости от времени года и характере работ на рубаху сверху надевали одежду из холста, сукна, овчины и т. д. В летнее время сибиряки  носили «однорядки», т.е. одежду из сермяжного сукна без подкладки в один ряд.  Кроме этого перечислим: «охабень» — длинная, широкая, распашная и слегка раскошенная, с глубоким запахом, носимая с опояской одежда, «азям» шился из верблюжьего сукна; «армяк» — верхняя одежда из толстого холста, понитчины; «ферязь», в отличие от перечисленных видов одежды, имела застежку, шилась из шерсти, сукна, хлопчатой ткани.

Во время летних работ в прохладную погоду или в ночное время мужчины чаще всего носили шабуры, камарники, зипуны, серьмяги, полукафтаны и пр. Они были как из холста, так и из сукна, укороченные и более  удобные в движении. При наступлении первых холодов одевали шойданики, теплушки, чекмени, куртачки («куртачок», «куртак»; от этого слова пошли ныне куртки) и др. Они шились из более толстого, часто домашнего сукна или сукна, крытого холстом. Повсеместно были распространены балахоны — одежда широкая, часто большого размера, наде­вавшаяся поверх всего в сырую и дождливую погоду. Шились балахоны из самого грубого плотного холста-«хряща».

С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из ов-чины, телятины, толстого сукна. Кафтаны, шубы, полушубки, тулупы были как «нагольные», так и «крытые». «Нагольными» называли шубы и кафта­ны, не покрытые материалом. Кафтан, в отличие от других одежд, плотно прилегал к телу и имел расширяющийся подол. Зимние виды одежды име­ли большой ворот и большую длину. Многие носили в морозы «снизку» — сшитые вместе две верхние одежды.

Но все же наиболее оригинальной и теплой была «даха» (доха). Ши­лась она чаще всего из шкур собак или диких коз, длиной до пят и более, с объемным воротом, длинными рукавами и широким запахом. По докумен­там XVIII—XIX вв., отмечены довольно редкие случаи гибели сибиряков от морозов в дороге, во время «ямшины», в лесу. Это объясняется, естествен­но, тем, что старожилы-сибиряки тепло одевались, заранее просчитывали свои возможности в пути, думали о дополнительных гарантиях выживания в самых суровых условиях.

Головные уборы сибиряков были также многообразны и рассчитаны как на «свою» погоду, время года, так и определенные занятия людей. Ле­том носили картузы, катанушки — шерстяные шляпы, малахаи из сукна, самокатки -катаные из шерсти шляпы, татарки — четырехклинные ткане­вые шляпы, суконные фуражки и др. Зимой носили меховые головные убо­ры — барловы, бобровые шапки, малахаи из меха, «монгольские» меховые шапки, папахи, татарки, прошитые мехом, треухи меховые, чебаны с ме­ховой опушкой, шапки «стяжные» и «верверетовые».

Особенным видам головных уборов мужчин-сибиряков были колпак из оленьего меха, лесовица (лесовушка), накухтарница, нашейник. Данные уборы были более промысловыми, изготавливались из сукна, самокатан­ной шерсти, меха. Для защиты от снега сзади часто пришивали холщовую лопасть. Летом во время сенокоса мужчины повязывали головы платками или куском холста. Важнейшим элементов головного убора в Приенисейском крае были личинки (из холста и конского волоса), сетошники (сетки), служившие для защиты от мошки и комаров.

 

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА. Женщины носили длинную рубаху. Рубаха по­вседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и от­делки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украша­ли вышивкой.

Поверх рубахи надевали сарафан (термин «сарафан» появился на Руси в XIV в.) Были сарафаны двух типов: застегивающиеся сверху вниз спереди и сшитые с длинной полоской — украшением. Сарафаны украшались лента­ми, вышивкой, пояском, пуговицами. Иногда их шили из полотна различ­ных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого при­возного полотна, а нижняя — из домотканого, более грубого и дешевого.

Поверх рубахи сибирячки надевали поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Об­щераспространенной были телогрея — длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, про­изошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно про­хладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» — короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.

На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки — шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка — вязанная косынка, подшалок — платок из «гарус­ной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, хол­щовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы на­зывались безументом, или подвязальником.

Существовало и множество других уборов: капор — шелковый убор, на меху, красота — полоса шелка на каркасе, кругляш, малахай — повседневная меховая шапка, наколка — убор из шелка на каркасе, чебак — парчовая шапочка на меху и др. Неко­торые головные уборы вязались из нитей ажурной вязкой: колпак «белевый», сетка — убор, из цветных ниток, назатыльник и др. По свидетельству Е.А. Авдеевой, многие, сибирячки покрывали голову «наметкой» — куском полотна из дорогой, завозной ткани, украшенной цветным шитьем. Девуш­ки во многих местах носили праздничное украшение — «ленты», этот убор состоял он из пучка 20—30 разноцветных лент.

Конечно, женщины в Сибири, придерживаясь традиций, принесен­ных в Сибирь, изредка носили и русские старинные головные уборы — кички, кокошники, повойники. Кички и кокошники надевались более на свадеб­ные торжества, иногда по праздникам. Часто упоминаемые в документах XVIII—XVIII вв., к середине XIX в. они выходят «из моды». Сохраняются повсеместно в повседневной носке только повойники — своеобразные чеп­цы из холста и шелка. Праздничные повойники шились из дорогой ткани и богато украшались.

Нельзя забывать, что женщина заплетала волосы в две косы и укла­дывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без го­ловного убора, с непокрытыми волосами — это считалось позором и вер­хом неприличия (Аналогия: «распущенные волосы - распутная женщина»).

Как женщины, так и мужчины носили чулки суконные, шерстяные, сермяжные. В зимнее время не обходились без меховых чулок: «кулемишки» — чулки из собачьей шкуры, «лосинки» — промысловые лосиные чулки, «пупыри» — чулки из телячьей или овечьей шкуры.

В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись без рукавиц. Их было множество видов: вареги, верхницы, верхоньки, волосянки, вязан­ки, высподки, голицы, исподки, лохматей, шубенки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, изюбря, конской кожи, овчины и т. д. Меховые рукавицы делались как мехом внутрь, так и наружу. Сибир­ские мастерицы искусно вязали из льняной, шерстяной и хлопчатой пряжи «перстятки», «персцятки».

На комплекс сибирской одежды оказали влияние заимствования из одежды местных народностей. На Севере русские носили одежду «гусь», подобную «малице»; на Колыме — «кухлянку» из меха оленя. Общераспро­страненными у сибиряков стали различные виды меховой обуви — «торбоза», «унты», тяжи, кожаные и меховые штаны, меховые шапки местного покроя. Охотники носили «лузаны», «камлеи», «камлейки». Все сибирское население без исключения, взрослые и дети, мужчины и женщины, носи­ли валенки, по-сибирски — «пимы», «катанки».

Со второй половины XIX в. сибиряки — мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века женщины — «парочки» — юбки с кофтой, модные «калоши». А. П. Щапов писал: «Мода всецело гос­подствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки со­ставляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский кресть­янин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик — лакированные галоши!»

Все без исключения современники отмечали, что в Сибири повсеместно употребляют для шитья одежды различные привозные ткани и поку­пают привозные одежды. Что же означали те или иные названия этих тка­ней?

Кумач — хлопчатобумажная восточная гладкокрашеная ткань красно­го цвета;

Киндяк — подобная же ткань, но синего, лимонного, кирпичного, зеленого цветов;

Камка — шелковая однотонная легкая ткань из Персии или Италии;

Объярь — плотная шелковая узорно тканая ткань;

Атлас — шелко­вая глянцевитая ткань, однотонная или с узором;

Бархат — шелковая ткань, ворсистая с лицевой стороны;

Бархат рытый — подобная же ткань, но с вытесненным узором по ворсу;

Тафта — мягкая шелковая или полушелко­вая ткань.

Хлопчатобумажные ткани: бязь, бумазея, кисея, миткаль;

Крестьянские ткани — холсты различной выработки: пониточина, сук­но, шиптуха, яренга, пестрядь и др.

Привозные ткани были из Бухары, Китая, Персии, из городов Евро­пейской России. Еще в XVII в. в Тобольск завозили товары из 55 городов России! Наряду с тканями и готовой одеждой в Сибирь поступали и раз­личные украшения.

Важное место в анализе одежды сибиряков занимает отношение к одежде рабочей и праздничной. Труд как начало, «творящее мир», подкреплялось традиционными правилами ношения специальной рабочей одежды, в большинстве случаев «домодельной». Изготовленная из своего сырья, своими руками одежда была частью ритуальности, обеспечивающей достижение высоких результатов в труде. «Священность» домотканой одежды подтверждается традицией старожилов Приенисейского края одевать в ХIХ в. умершего человека в «смертную» одежду только изо льна и конопли («поскони»).

Праздничная одежда, наоборот, отражала степень пользования результатами труда, наличие средств на приобретение «покупных» вещей. Это выражалось в приобретении дорогостоящей и оригинальной одежды. Для изготовления выходной одежды, головных уборов, поясов сибиряками употреблялись в основном ткани фабричного производства.

 

2.  ПЕРЕЧЕНЬ ОДЕЖДЫ СТАРОЖИЛОВ

ПРИЕНИСЕЙСКОГО КРАЯ XVIIXIX ВВ.

 

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА (ОДЕЖДА ИЗ ТКАНИ)

Азям — праздничная мужская одежда из белого верблюжьего сукна; азям из крестьянского полусукна служил повседневной одеждой.

Бекеша — праздничная мужская одежда из плиса или сукна.

Гостёва — праздничная мужская и женская одежда из сукна (XIX в.).

Душегрейка — женская праздничная и повседневная одежда из сукна, нан­ки, шелка, стеженная ветошью

Епанча — праздничная мужская одежда из сукна.

Епанечка — праздничная женская одежда из плиса или шерсти.

Жакетка плюсова — праздничная женская одежда из стеженного плиса.

Жилет — праздничная мужская одежда из нанки, плиса, шерсти.

Запон — женский фартук с нагрудкой.

Зипун — праздничная и повседневная мужская одежда из фабричного сук­на или сукна крестьянского, катаного.

Каботка — мужская и женская одежда из крашеного холста.

Казакин — пращничная мужская одежда из фабричного сукна.

Курма - праздничная и повседневная мужская и женская одежда из понитчины китайки, плиса, стеженная ветошью.

Куртачок повседневная мужская и женская одежда из сукна на холщовой

подкладке.

Лабашка — праздничная мужская одежда из пониточины или верблюжьего сукна.

Одевашка — повседневная одежда их холста.

Салоп — праздничная женская одежда из атласа, канфы, стеженная вето­шью.

Тальма — праздничная мужская одежда из сукна, распространенная в Приангарье.

Телогрейка — повседневная женская одежда из ткани на подкладке, сте­женная ветошью или шерстью.

Халат — распространенная повсеместно в Сибири мужская одежда из хол­ста; праздничный халат из кашемира, нанки, шелка, сукна.

Шугай — повседневная женская одежда из крестьянского сукна.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА (МЕХОВАЯ ОДЕЖДА)

Кафтан нагольный — т. е. не крытый холстом, дабой; мужская повседневная одежда.

Кафтан крытый — праздничная мужская одежда; крыт дабой, холстом.

Полушубок — нагольный и крытый.

Тулуп — нагольный и крытый дабой, крашенной или фабричным сукном.

Безрукавка — праздничная женская одежда из беличьего меха, крытого

штофом, плисом.

Доха (даха) — повседневная и праздничная мужская одежда из шкур собак, диких коз.

Дошка — повседневная и праздничная женская одежда из шкур собак, ди­ких коз.

Душегрейка — праздничная женская одежда из беличьего меха, крытая штофом.

Епанча — праздничная женская одежда из беличьего меха, крытая шелком.

Курма — женская одежда из беличьего меха, крытая шелком.

Яга — повседневная или праздничная мужская одежда из козьего или оле­ньего меха.

ОБУВЬ КОЖАНАЯ

Аларчики (алачики) — мужские и женские праздничные мягкие сапоги с вышивкой.

Башмаки козловые — женская повседневная обувь.

Башмаки сафьяновые — мужская и женская праздничная обувь в XVII-XVIII вв.

Башмаки телятинные — повседневная мужская обувь.

Бахилы — мужские повседневные мягкие сапоги.

Ботинки — женская праздничная обувь (с середины XIX в.).

Бродни — мужские повседневные мягкие сапоги.

Вельверетки — праздничная женская короткая обувь.

Ичиги, ичетоги — повседневные и праздничные мужские и женские мяг­кие сапоги из кожи и сафьяна.

Калиппики — праздничные женские сапоги с вышивкой из юфти, сафья­на

Коты — мужская и женская праздничная обувь из красной юфти.

Коты конинные, телятинные — повседневная мужская и женская обувь.

Лабуты мужская повседневная обувь из лосиной замши.

Лакомей - мужские и женские повседневные и праздничные мягкие сапо­ги из оленьей кожи.

Обутки — мужская и женская повседневная короткая обувь; в Сибири — нарицательное название всякой повседневной короткой обуви.

Сагоры — повседневные мужские мягкие сапоги.

Сапоги-бизоны — мужские праздничные хромовые сапоги.

Скуты — мужские повседневные сапоги с холщовыми голяшками.

Ступни — мужская и женская повседневная короткая обувь.

Уледи — мужские и женские мягкие сапоги для хождения на лыжах.

Чибрики — женская повседневная короткая мягкая обувь.

Чирки, черки — женская повседневная юфтевая короткая обувь.

ОБУВЬ МЕХОВАЯ

Бокари — мужские и женские мягкие сапоги из оленьих камусов с кожаной подошвой.

Волосяники — мужские промысловые сапоги из конского волоса.

Дышики — мужские промысловые, длинные, до паха, сапоги из козьего меха.

Камысы — мужские промысловые сапоги из оленьих, гураньих камусов.

Камчуры — мужские и женские промысловые короткие сапоги из камусов.

Качутки — мужские и женские промысловые сапоги из лосиных, козьих, оленьих камусов, распространенные в Приангарье.

Кысы — мужская и женская домашняя обувь из оленьих камусов.

Пимы — домашняя обувь из оленьего меха.

Торбаса, торбасы — мужские домашние мягкие сапоги из оленьих шкур, украшены вышивкой.

Унты — мужские повседневные и праздничные сапоги из собачьих шкур или камусов.

Чижи — мужские и женские праздничные сапоги из меха с шелковым вы­шитым верхом.

 

ОБУВЬ КАТАНАЯ, ПЛЕТЕНАЯ, ВЯЗАНАЯ. ЧУЛКИ ВЯЗАНЫЕ И МЕХОВЫЕ

Катанки, пимы — мужская и женская повседневная и праздничная обувь, катания из овечьей шерсти.

Кошомные чулки — повседневные шерстяные овечьи, мужские и женские.

Чуни — мужская и женская рабочая летняя короткая обувь. Плетена из конопляных веревок. У переселенцев часто была повседневной обувью.

Бакари — мужские промысловые суконные чулки.

Голяшки — женские повседневные холщовые чулки Вязанки — носки из шерсти.

Карпетки — мужские повседневные пеньковые носки.

Носки — мужские промысловые из конского волоса.

Паголенки — женские летние повседневные чулки из холста.

Трипотки — мужские повседневные вязаные чулки.

Чулки русские — суконные, мужские и женские, повседневные и празд­ничные

Чулки пряжные — женские, вязанные из конопляных ниток.

Букули — мужские и женские домашние носки из собачьей шерсти, а чаще из собачьей шкуры. Распространены в Приангарье.

Накочутки - мужские и женские повседневные носки из собачьего меха или овчины

Пупыри - мужские и женские повседневные чулки из телячьей или овечь­ей шкуры.

Лосинки — мужские и женские промысловые лосиные чулки.

 
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЖЕНСКИЕ И ДЕВИЧЬИ

Безумент — праздничные женский убор — сложенный платок.

Капор — праздничный шелковый убор на меху.

Кичка — женский повседневный и праздничный головной убор из холста с твердым каркасом (XVII—XVIII вв.).

Кокетка — праздничный шелковый шейный платок; в XIX в. — девичья праздничная вышитая ситцевая косынка.

Колпак белёвый — убор девичий праздничный, вязанный из льняных ни­ток.

Косник — убор вязаный девичий праздничный.

Красота — девичья обрядовая полоса шелка на каркасе, украшена бисе­ром, позументом.

Кругляш — женский повседневный и праздничный головной убор из шел­ка и ситца.

Накосник — женский праздничный и повседневный головной убор из шел­ка на каркасе.

Повязка — девичий убор: полоса ткани на каркасе, украшена бисером.

Повойник — женский повседневный или праздничный убор из ситца и шел­ка.

Назатыльник, подзатыльник — женский праздничный головной убор, шитый золотом и украшен жемчугом.

Подобрусник — убор из холста, ситца, атласа, шелка, украшен одякуем.

Подшалок — из гарусной шерсти, женский и девичий.

Сборник — женский повседневный и праздничный убор из холста, ситца,

шелка.

Сетка — девичий повседневный головной убор, вязанный из цветных ни­ток.

Сетка — от мошки, вязана из конского волоса.

Чебак — женская повседневная и праздничная парчовая шапочка на меху.

Шаль — из ситца, шелка, шерсти, праздничная и повседневная.

Шапка — праздничная атласная или шелковая, шита золотом с бобровой опушкой.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ МУЖСКИЕ

Барлова — меховой повседневный убор.

Шапка бобровая — из сукна и меха, праздничная.

Гречевник — праздничный убор из катаной шерсти.

Картуз — праздничный убор из сукна.

Катанушка — повседневная и праздничная шерстяная шляпа.

Кухтарница — промысловая шляпа, шапка катаная, с холщовой лопас­тью сзади.

Папаха — праздничный меховой убор.

Самокатка — катаная праздничная и повседневная шляпа.

Татарка- «4-х клинка» тканевая, праздничная, подбита мехом, овчиной.

Треух — повседневная шапка из сукна.

Фуражка с кондырем — фуражка праздничная суконная, с козырьком.

Чебан — повседневный и праздничный убор из сукна с меховой опушкой.

 
РУКАВИЦЫ, «ПЕРСЦЯТКИ»

Вареги — из шерсти, вязаные.

Верхницы из шерсти, вязаные.

Верхоньки из бараньих, лосиных, собачьих, изюбрьих шкур мехом на­ружу

Волосянки - вязаные, из конского волоса.

Голицы — кожаные рукавицы.

Исподки — вязаные рукавицы, надевались под кожанки.

Коколды — рукавицы мехом внутрь.

Лохматки — рукавицы из шкур мехом наружу.

Персцятки — перчатки, вязанные из пряжи льняной, хлопчатобумажной, из овечьей шерсти.

Рукавицы вятские — вязанные из шерсти.

Шубенки— рукавицы овчинные, мехом внутрь.

 

3.  ПИЩА РУССКИХ СИБИРЯКОВ

С началом русского освоения Сибири связано и традиционное хлебно-мучное питание ее жителей. Однако собственное земледельческое освоение отставало от промыслового, что создавало серьезные трудности в обес­печении сибиряков хлебом. Вплоть до последней четверти XVII в. хлеб в основном завозился из-за Урала. Но постепенно своя продовольственная база была налажена. Для Приенисейского края важнейшую роль сыграло начало земледельческого освоения южных районов в 1710—1740 гг.

Первопроходцы края испытывали серьезные трудности и в переори­ентации питания на продукты охоты и рыболовства. Так, в северных облас­тях русские первопроходцы вынуждены были выпекать лепешки из толче­ной сухой рыбы и икры, а основным продуктом стала рыба. Технология заготовки рыбы и ее переработки была перенята у местного населения (юкола— вяленая рыба, порса - сушеная мелкая рыба, юрок — вяленая без кос­тей). Основным способом заготовки рыбы была засолка. Рыбу потрошили, пластали и не снимая чешуи солили на месте промысла, зимой — замора­живали. Так, М.Ф. Кривошапкин писал в 1857 г., что в г. Енисейске «на берегу Енисея рыба сложена в поленницы без всякого присмотра».

Добывали рыбу в огромном количестве. Только на Ангаре по «ямам» ежегодно вылавливали по 2,5 тыс. пудов! Получил в Сибири широкое распространение и рыбий жир, почти не употреблявшийся в Европейской России. Готовили его, перетапливая в котлах куски рыбы с малым содержанием воды. Осо­бенно хорошим считался рыбий жир при выпечке пирогов. И в более позднее время рыба является традиционным для Сибири продуктом питания, до сих пор в старожильческих селениях ни один праз­дничный стол не обходится без рыбного пирога.

Первые русские переселенцы активно включали в свой рацион и другие дары сибирской природы. Повсеместно употребляли в пищу дики лук— бодун, чеснок, сарану, кипрей, колбу, черемшу. Варили щи из травы, похожей на ревень и называвшейся здесь «капустою», или из травы, кото­рую русские назвали «борщ». Конечно, существенную роль в питании игра­ли продукты охоты: так, в документах XVII—XVIII вв. упоминается медвежатина, оленина, сохатина, зайчатина, куропатки, рябчики, гуси и т. д.

По мере развития собственного земледелия основным продуктом пи­тания становится ржаной хлеб. Его пекли из кислого теста, которое в спе­циальной деревянной посуде («квашонка», «дежа») заквашивали чаще все­го остатками теста от предыдущей выпечки. Заквашивали, конечно, и дрож­жами, пивной или квасной гущей. В ржаной хлеб иногда добавляли ячмен­ную (ячную) муку. В зависимости от сорта муки хлеб делился на ситный и решетный. Пекли хлеб на чисто выметенном поду русской печи в виде круг­лых ковриг. В неурожайные годы в хлеб добавляли молотую сарану, дикую гречиху («кандык»), а на Севере — рыбную муку и даже мох.

Кроме ржи, яровой и озимой, выращивали ячмень, овес, гречу, гоpox, полбу. Все эти культуры шли для приготовления муки и дальнейшего использования в пищу в разных кушаньях. Так, из ржи и ячменя, предвари­тельно прорастив его, делали солод, а затем варили пиво. Из пшеницы пекли калачи, тертые и крупчатые (мука крупчатая — «только из самой доброй пшеницы», мука высшего сорта).

Излюбленными сибирскими ку­шаньями считались пироги, — их в Сибири пекли более пятидесяти видов. Пироги могли быть подовые, из кислого теста, на поду печи, и пряженные (жареные), из кислого или пресного теста. Пироги начинялись рыбой, яго­дой, мясом, овощами, творогом, капустой, яйцами, черемухой (как и рыб­ные, так и пироги с черемухой были особо любимы сибиряками), с начинкой из другого теста и т. д. Разнообразие видов выпечек и пирогов позволяло разно­образить стол и в «скромные», и в постные дни.

Основной пирога был «сочень»: если его начиняли сверху (творогом, овощами, черемухой), заливали сметаной, то получались «шаньги». «Сгибни» пироги с начинкой, защипанные по краям. Распространены были и стружни («хворост») — жаренные в масле витые фигурки из пресного теста. Пироги подавали и как отдельное блюдо, и как «прикуски» к чаю и как обязательную добавку к горячим жидким блюдам, притом к каждому —особые. К щам из свежей капусты — пирог с гречневой кашей; к кислым_щам - с соленой рыбой; к лапше — пирог с мясом; к ухе — пирог с морковью.

Из муки готовили жидкие блюда — болтушки, затирки и густые — каши, саломат, кулагу, запаривая их в русской печи. Особенно полюбился сибирякам саломат: он был на каждом праздничном столе. Любимы были толокно, овсяной кисель, кисель из запаренного жидкого ржаного теста («бурдук»). 

Повсеместно выпекали блины, как из кислого, так и из пре­сного теста, оладьи, пшенные и просяные, овсяные и гречневые, тонкие и с припеком. Огромным спросом в Сибири пользовались «сковороды блинные разных размеров», — отмечается в таможенных сибирских книгах » XVII в. Из цельных и дробленых зерен варили каши, как повседневные, так и для ритуальных целей, «кутью»; из хлебного «жита» делали различные напитки.

Необходимо остановиться и на мясной пище: она для Сибири была неизме­римо важнее, чем для Европейской России. Там мясные блюда были скорее празднич­ной пищей, здесь же — повседневной. Это было связано не только с повсемест­ным развитием животноводства, но и с жизненной потребностью в мясной пище в условиях сурового климата.

Академик И.Г. Гмелин, путешествуя по Си­бири в 40-е гг. XVIII в., отмечал, что «съестные припасы очень дешевы, рыба превосходная, мясо и дичь — в изобилии». Мясо в пищу шло свежее — «свежина», соленое — «солонина» и вяленое — «провислое». Зимой мясо окунали в воду, давали ему обледенеть и складывали в кадки, засыпав сне­гом. Мясо отваривали, тушили, жарили, запекали в тесте или, большими кусками, в русской печи. Мясные блюда были разнообразны: студень, хо­лодное из языков, ушей и губ, свиные окорока, похлебки с мясом, мясные щи, жаркое из мяса, из мяса и овощей, «курник» и др.

Однако любимым тради­ционным блюдом сибиряков считались и считаются ныне пельмени. Н. М. Ядринцев писал об этом так: «Пельмени поглощаются в невероятном коли­честве. Мясо доступно крестьянину». Пельмени лепили всей семьей. Мужчи­ны обычно рубили мясо в корытцах, женщины месили тесто, дети раска­тывали его, а лепили — вместе. Затем их сушили в печи или замораживали и хранили в ларях. (Считается, что слово «пельмень» произошло от пермяц­кого «пельнянь» и затем было принесено в Сибирь). Пельмени ели с мас­лом, со сметаной, уксусом.

Многие блюда скромного и постного стола ели и запивали квасом, пивом. Так, квасом заливали тертую редьку, пареные овощи, протертые ягоды, подсоленный лук, студень. Наряду с квасом в Сибири был широко распространен чай. Чай поставлялся из Средней Азии и из Китая. В основном, сибиряки пользовались «кирпичным» чаем. Так, в Восточной Сибири из него варили различные напитки: «затуран», с добавлением соли, молока и пережаренной в масле муки, с добавлением толченых зерен пшеницы. Особенно сибиряки любили пить чай с молоком.

А. П. Степанов, первый губернатор Енисейской губернии, писал: «Во всякой деревне можно отыскать самова­ры. Большая часть крестьян пьет чай через сахар (с прикуской)». А Н. М. Ядринцев отмечал, что «сибирский чай всегда сопровождается «прикусками», пирогами и прочим». Традиционны для Сибири были «ягодные води­цы», настои на смородинном листе, травах, медовые напитки. Чисто си­бирским, старинным напитком было «кедровое молочко», приготовленное из толченого кедрового ореха.

Развивалось в Сибири и огородничество, что позволяло использовать в пищу традиционные русские овощи. На весь год крестьяне и горожане выращи­вали и запасали морковь, брюкву, свеклу, редьку, капусту, горох, огурцы, тыкву, лук, чеснок. Из пряностей сеяли мак, мяту, шалфей, анис. Особо зна­чимым для сибиряков стал картофель. Считается, что здесь его начали са­жать в первой половине XIX в., но в «Топографическом описании...» отме­чается, что картофель выращивался в Тобольском уезде уже в конце XVIII в.

Репу крестьяне добавляли в кашу, парили в печи, начиняли ею пиро­ги, пареную и печеную ели с суслом. Капусту на зиму солили или квасили, как шинкованную, так и кочанами, цельную. Картофель варили, добавляли в овощные и крупяные супы, в щи или использовали в вареном виде как приправу к блюдам. Очень редко картофель жарили с маслом или салом. Из гороха готовились похлебки для постной трапезы. Местами сибиряки зани­мались бахчеводством. В Минусинском уезде повсеместно крестьяне выращивали дыни и арбузы.

На всю зиму повсеместно запасали кедровый орех. Кедровники были одним из самых ценных общинных угодий. Из кедрового ореха отжимали масло, а главное — орехи были неизменным угощением на вечерках и посиделках. Масло отжимали большей частью из конопли, а также из льна.

Из молочных блюд более всего использовали творог, сметану, сыры. Сыры делали из творога с добавлением яиц и выдерживанием под гнетом. Но нужно отметить, что сибирские коровы были малопродуктивны и дава­ли в среднем по 3—4 кринки молока. Зимой молоко замораживали в «кру­ги», их удобно было хранить или брать в дорогу. Иногда перед заморажива­нием молоко смешивали с сырыми яйцами.

На столе сибиряка стояли и заготовленные впрок грибы, ягоды. Грибы отваривали, солили, жарили. Любопытно отметить, что во многих мес­тах под понятия « грибы» попадали только грузди или белые грибы. Грибы использовали и как начинку для пирогов. Ягоды: смородину, малину, клубнику, землянику, жимолость, черемуху, чернику - ели свежими, сушили впрок, добавляли в мучные блюда. Повсеместно сушеную черемуху мололи в муку и добавляли в выпечку или использовали для варки киселя. Особое место занимала в питании сибиряков брусника.

Таким образом, питание в Сибири было эклектичным, сочетало русские традиции с новыми видами пищи и новыми сибирских народностей. Многие сибирские блюда и способы их приготовления распространились впоследствии по всей России.

Важнейшим условием ежедневного приема пищи по христианскому обычаю было соблюдение традиций застолья. В начале и по завершению завтрака, обеда, ужина была молитва.

МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ. Глаза на Тебя, Господь надеются, и Ты даешь им пищу своевременно, открываешь Ты щедрую руку твою  и насыщаешь все живущее своими благами.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ. Благодарим Тебе Христе Боже наш, что насытил нас земными твоими благами, не лиши  нас  и небесного Твоего Царства.

Особое, священное место в питании человека, так и повседневной обрядности занимал хлеб. Хлеб-соль вручали почетным гостям; хлеб представлял животворящее начало. В Сибири говорили - не месить тесто, а «творить» хлеб. Процесс выпечки хлеба был равен процессу со-твор-ения мира; в нем участвуют священные элементы – огонь, зерно, вода. «Вечером коврига спит, ее нельзя резать». Целую (непочатую) ковригу хлеба можно было резать только с утра. Хлеб олицетворял дом, жизнь.

Говоря об особенностях пищи русских старожилов Сибири, уместно привести ряд высказываний исследователей этого края.

И. Г. Гмелин: «Зерно здесь очень дешево, а также быки и свиньи. Река богата рыбой. Осетры жирны, так что в котлах, где их варят, стоит жир в палец толщиной. Дичь: лоси, олени, косули, зайцы и т. д., из птиц — фазаны, куропатки, лебеди, дикие гуси, аисты — все этот стоит дешевле говядины». (Из описания рынка в г. Тобольске в XVIII в.)

С.П. Крашенинников: «Отправляясь зимой за соболями, промысловики берут на человека по 30 пудов РЖ^ОЙ и 1 пуду пшеничной муки, а квашню несут с собой или делают на месте. А если закваска и гуща переведется, то многие занемогают и умирают, понеже пресные хлебы есть принуждены бывают. Хранят закваску в специальном берестяном сосуде — «бур­де», которую очень берегут, потому что весь их харч в хлебе и квасе состо­ит».

А. П. Степанов: «У всех без исключения крестьянин Енисейской гу­бернии хлеб употребляется ситный. У бедных белый хлеб бывает всякое воскресенье, всякий праздник, рыба 3—4 раза в неделю, щи забеляются сметаной, каша ячная с молоком. У крестьян среднего достатка щи с мясом каждый день, жидкая овсяная каша с молоком или саломата с маслом; иногда баранина жареная, несколько раз в неделю рыба. По праздникам увеличивают свой стол студнем и блинчиками или вафлями. Стол богатого— из подобных же припасов, но в большем количестве, он имеет всегда 4 блюда и мягкие (т.е. белый хлеб) всякий день, и пироги с рыбою, и рыба знаменитее. Сушеную клубнику и землянику едят разваренную с медом».

А.П. Беляев: «Хозяева, простые крестьяне — сибиряки, очень радушно нас приняли; такие же опрятные хозяюшки накрыли тотчас на стол и по­ставили кушанья. Каково же было наше удивление, когда этих кушаний — похлебок, говядины, каши, жареной дичи, пирожных колечек с вареньем— оказалось до шести блюд; превосходный пенистый квас нам подали в стеклянных зеленых кувшинах работы Коновалова, а когда мы уходили и хотели заплатить за обед, то хозяева обиделись, сказав: «Что это вы, госпо­да? У нас, слава Богу, есть что подать».

Таким образом, иные условия жизни, достаток, зажиточность, обеспеченность давали возможность старожилам — сибирякам жить сытой жизнью, что поддерживало их здоровье, работоспособность, выносливость.

* * *

Турбин С.И. (Тобольская губерния) Когда я и ямщик вошли в избу, хозяева уже сидели за столом и хлебали щи… В сибирских щах, кроме воды, мяса, соли и толстой крупы, нет никаких примесей. Класть капусту, лук и вообще какую бы то ни было зелень считается совершенно ненужным. За щами последовал студень, к которому подали незнакомую нашему (т.е. великорусскому) простонародью горчицу, разведенную квасом. Далее явился не то чтобы вареный и не то чтобы жареный, а скорее пареный поросенок, слегка просоленный и очень жирный. Четвертым блюдом был открытый пирог (растягай) с просоленною щукой. В пироге ели только начинку; края и сподку есть не принято. Наконец, явилось что-то вроде оладьев с творогом, жаренных в коровьем масле.

Хлеб исключительно пшеничный… Квас, и даже очень хороший, в Сибири можно найти в каждом порядочно построенном доме. Где пекут хлеб из ржаной муки, там ее всегда сеют на сито. Употреблять решето считается предосудительным.

— Мы, слава Богу, не свиньи! — говорят сибиряки.
За решетный хлеб много достается новоселам, имеющим к нему сильное пристрастие. (
Турбин С. и Старожил. Страна изгнания и исчезнувшие люди: Сибирские очерки. СПб., - 1872. - С. 77-78.)

* * *

БЛЮДА ТРАДИЦИОННОЙ СИБИРСКОЙ КУХНИ

 

 БЛИНЫ СИБИРСКИЕ. Гречневую муку смешать с пшеничной, развести молоком. Добавить яиц, масло топленное, дрожжи, соль, сахар. Приго­товить дрожжевое тесто, развести его до нужной густоты жидкими сливка­ми. Выпекать блины на раскаленной сковороде, на углях печи.

СИБИРСКИЕ ПЕЛЬМЕНИ. Слегка заморозить одинаковые по весу куски мяса свиного, говяжьего, дичину и сало. Затем мясо и сало вместе как можно мельче изрубить сечкой в корыте с луком, чесноком, постоянно помешивая. Изрубленную массу хорошо промять толкушкой, посолить, поперчить, заправить молоком или жидкими свежими сливками. Фарш еще раз хорошо промять и перемешать. Замесить крутое тесто и дать ему отстояться. Пельмени лепить маленькие, в «один прикус».

САЛАМАТ. Гречневую муку поджарить на сковороде с добавлением сливочного масла. Заварить кипятком или кипящим молоком. Добавить мелко шинкованный лук, мелко нарезанное сало, соль. Хорошо размешать, накрыть крышкой и, укутав полотенцем горшок, упарить некоторое время на скамье. Отсудив, разрезать на порции и подать к столу, полив каждую порцию маслом, подливом (соусом).

ГОРОШНИЦА. Горох смолоть в гороховую муку, заварить кипятком и подержать на «водяной бане». Остудив, разрезать на прямоугольные плас­тинки. Залить горошницу внутренним рыбным жиром, вытопленным из крас­ной ангарской рыбы.

ПИРОГ СИБИРСКИЙ РЫБНЫЙ. На раскатанный пласт дрожжевого теста выложить слоями вареный рис или пшено с луком (лук можно обжарить). Затем выложить рыбу, цельную или нарезан­ную кусочками, без костей. Снова положить рис с луком и покрыть начин­ку другим слоем теста. Края защипнуть. Пирог проколоть ножом для выхода пара. Пирог можно сделать из цельного пласта теста и с крупной рыбой, защипнув края теста и придав форму лодочки.

КИСЕЛЬ ОВСЯНОЙ. Очищенный овес залить водой и оставить на сутки. Воду слить в отдельную посуду Вымоченный овес хорошо отжать. В полученную жидкость добавить соль и варить на огне, помешивая, до густоты. Добавить кипяченое молоко или сливки. Перемешать. В кисель можно добавить немного масла. В зависимости от густоты кисель подают жидким или разрезают на куски, запивают молоком или простоквашей.

БУРДУК. Оставить часть теста от хлеба. Тесто залить водой и оставить на некоторое время, предварительно хорошо разрешав. Когда появится осадок, воду сверху слить. Так повторить дважды. Осадок в Сибири называли «ил». Полученный «ил» залить крутым кипятком или кипящим молоком —  получится густой, очень вкусный кисель — бурдук.

ВАРЕВО - это своеобразный полуфабрикат для «похлебки» на покосе, в лесу. в дороге. Для приготовления варева на сковороде жарили в жире или масле овощи, рубленое мясо, лук. Затем всыпали, помешивая, максимальное количество, предварительно прожаренной — на другой сковороде, муки.

Из густой массы катали шарики и подсушивали в печи. Хранить их можно было в  прохладном сухом месте. При приготовлении «похлебки» достаточно было опустить шарики в кипяток и прокипятить. Из «варева» готовилось очень калорийное сытное блюдо быстрого приготовления.

 

3. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА: МУДРОСТЬ И СУЕВЕРИЯ

Становление медицинского обслуживания в Сибири происходило край­не медленно даже в XIX в. и намного отставало от развития медицины в Европейской России. Это обусловливалось отдаленностью края, обширнос­тью территории, колониальным, по сути, положением Сибири в составе Рос­сийской империи, крайне низкой обеспеченностью врачебными и фельд­шерскими кадрами. Так, в последней четверти XIX в. в Енисейской губер­нии работало всего 54 врача со специальным образованием, из них 21 — в Красноярске.

Бесплатного медицинского обслуживания не было. Только в 1887 г. в Красноярске открылась первая в Сибири фельдшерская школа. В 1886 г. по инициативе интеллигенции было создано Общество вра­чей Енисейской губернии, проделавшее громадную работу по медико-ста­тистическому обследованию населения губернии. Общество зани­малось изучением лечебных свойств воды и грязей в соленых озерах, лекар­ственных растений, популяризировало медицинские знания среди горожан и крестьян.

В конце XIX в. в Сибири началась реформа врачебного дела. Количе­ство врачей значительно выросло, в уездах были организованы медицинс­кие участки. При каждом участке имелся врач, 2—3 фельдшера, в некото­рых фельдшер-акушер, и обязательно — аптека. При каждом медицинском учреждении начали создавать лечебницы для больных. Однако эти меры были недостаточны: часто на участок приходилось по 4—5 волостей с разъез­дом врача на сотни верст.

Не только вследствие нехватки врачей, но и по причине недоверия к «инородному», не принадлежащему к миру старожилов, сибиряки редко и с предупреждением обращались к медицинской помощи. Вместе с тем, можно отметить, что добросовестные и искусные врачи, сумевшие заслужить до­верие, были весьма авторитетны у сельских жителей.

Народная медицина — вот единственное средство профилактики за­болеваний и их лечения. Традиционно сибиряки делили все болезни по их «происхождению» на три группы.

Во-первых, это болезни, вызванные естественными причинами: над­сады, ушибы, ознобление, переломы, ранения и др. Именно при лечении данных болезней крестьяне по возможности обращались к врачу; на деньги «общества» закупались медикаменты, рассылавшиеся на места по распоря­жению казенных палат.

Вторую группу составляли болезни — «наказанье божье». Это нервные, инфекционные, многие внутренние болезни. Здесь официальная медици­на, считалось, помочь не могла. «Божье-то вздумал лечить», — говорили в таких случаях, уповали на молитвы, заговоры, секреты народной медици­ны и «заветы предков».

Третья группа болезней происходила от «порчи» колдунов, ворожей. При этом четко отделяли колдуна от знахаря или ворожеи. Ведь по сибирс­ким понятиям колдун — повелитель чертей. Здесь говорили: «Колдун про­дал душу дьяволу с условием, чтобы дьявол через определенный срок дос­тавил ему богатства». Известны случаи, когда людей, признанных по реше­нию схода, колдунами или колдуньями, выселяли из селения.

В каждой деревне были свои знахари, травники, бабки-повитухи, во­рожеи. Большинство из них действительно были специалистами своего дела, использовавшими и свои уникальные способности, и мудрые знания пред­ков. Практичные сибиряки, не испытывая суеверного страха перед знаха­рем, судили о нем по результатам лечения и выздоровления больного.

При лечении многих болезней сибиряки перво - наперво лечились ба­ней. «Сибиряки не знают ни простуды, ни угара. Каждую неделю и чаще парятся в бане. Парятся так жарко, что вышел из бани или падают в снег, или идут в прорубь, или в наледь, невзирая на трескучий мороз. Моются до того, что волосы их обмерзают, а тело делается багровым», — отмечали современники. Парились вениками из лапника хвойных деревьев, из крапи­вы, из трав, но традиционно лечебным считался березовый веник. Широко применялись также обливания холодной водой, массажи прижигания, прогревания в горячем песке, в печи, в «которой пеклись ржаные хлебы».

Всем этим процедурам сопутствовали таинственные заговоры, молитвы, мани­пуляции. Например, знахарка могла «пухтать» — шептать на воду и обрыз­гивать ею больного на пороге дома. Весьма целебным при воспаления горла считался свежий «воздух на заре». Лечебными свойствами, по мнению сибиряков, обладала утренняя роса в день Ивана-Купалы, «святая» вода в проруби-«Ярдани» в день Богоявления.

Превратившееся в поговорку сибирское здоровье, обусловливалось, прежде всего, закаливанием с самого раннего детства. Выжившие и окреп­шие в детском возрасте юноши и девушки могли успешно противостоять болезням в зрелом возрасте. Статистические данные XIX в. позволяют гово­рить о высоком уровне долголетия. Еще по данным 1710 г. известно, что в Восточной Сибири проживало 3 794 человек в возрасте от 70 до 80 лет, 654 — в возрасте от 80 до 90 лет, 145 — стариков 90—100 лет и 31 человек — старше 100 лет.

Наряду со знахарями, в сибирских деревнях были свои самоучки-хи­рурги. Они могли вскрывать нарывы, удалять опухоли и пораженные кости, пускали кровь и даже вырезали «раковые перерождения». При этом инстру­ментами для проведения операций служили обыкновенные нож, пила, игла.

Для профилактики и лечения болезней сибиряки применяли десятки трав, растений, минералов, животных компонентов и др. Травы использо­вали в виде отваров, соков, настоев. Вот некоторые из старинных местных рецептов:

Богородская трава — от кашля, головной и зубной боли, от припадков, толченую траву присыпали на раны;

Сибирская ветреница — от корчи у малых детей;

Марьин корень — от «родимца», истерических припадков;

Красный девясил — от кровохарканья;

Желтый девясил — от глистов;

Полевая ромашка — при лихорадках;

Георгиево копье — от боли в голове;

Синий зверобой — в виде чая от болей в груди и при кашле.

Лечились также чемерицей, жабреем, душницей, кровохлебкой, ско-рокопытничком, корнем валерианы и пр.

Отваром смородины лечились от «золотухи»; ягодой «бояркой» — от угара.

«Если в ухе произойдет боль от попавшего туда ветра, то берут луко­вицу, разрезают надвое, вынимают сердечко и вместо него кладут цветок ромашки; складывают вместе разрезанную луковицу и кладут в печь, в го­рячую золу, чтобы луковица испеклась, потом вынутый из нее пропитан­ный луковым соком цветок ромашки теплый кладут в ухо — превосходное испытанное средство», — описывал в XIX веке Н. Абрамов один из спосо­бов лечения отита.

Сибирские крестьяне использовали целебные свойства черемши как важнейшего противоцинготного средства. При лечении болезней в качестве компонентов сложных лекарств знахари использовали желчь животных, кору деревьев, наросты на деревьях, некоторые грибы, а также порох, купорос, камфару, табак, нашатырь, вино и пр.

Если попытаться рассмотреть традиционные сибирские способы ле­чения, используемые средства и магические действия, то можно очевидны­ми в ряде станут здравый смысл и непреходящая мудрость, а иногда — невежество и суеверие. Не зря в подобных случаях сибиряки говорили в свое оправдание: «Живем в лесу, молимся колесу — чаво мы знаем...».

От зубной боли — пережженный куриный помет (пепел), или на боль­ной зуб клали кусочек венчальной свечи, или корень филичевой травы;

От простуды — крепкую водку внутрь в сочетании с натиранием вод­кой;

Трещины на губах мазали еловой или пихтовой серой;

От цинги — пили воду, в которой варилась пихта;

От лихорадки — пили медвежью желчь в воде или курином яйце;

От «шуму в голове», — настой марьиных кореньев;

От расстройства желудка, — разведенный щелок;

Место лишаев смазывали нагаром от пережженного тавренного топора или засохшим ржаным тестом.

Глазные болезни лечили муравьиным маслом, взятым из муравейника  (это студенистая бледно-желтоватая масса);

Мокнущие раны присыпали растолченной сосновой серой;

От грыжи - ели ягоды рябины или пили отвар листьев;

Для срастания костей в небольших количествах (!) втирали в кожу смесь — 1/2 меда и 1/2 свинца;

При усталости пили сок, наплывший на лиственнице;

При отравлениях — лук с молоком;

От внутреннего жара — медвежья желчь;

Болезни кожи лечили горячим дегтем;

От «надсада» лечили горючей серой;

От недержания мочи нужно было взять кирпич из задней стенки печи, истолочь его и поить им больного;

Бородавки успешно сводятся травой — чистотелом, а также можно намазать три раза конским потом или крепкой водкой;

При бородавках бра­ли нитку, вязали на ней столько узлов, сколько бородавок, и закапывали в навоз, — как нитка гниет, так и бородавки пропадут;

Чирьи мазали дегтем или с наговором обводили безымянным пальцем три сучка в стене, или, чтоб чирьей не было, нужно съесть все листья от березового веника в бане, что прилипли к телу;

От ячменя на глазу ставили кукиш, приговаривая: «На тебе кукиш, что хочешь купишь, купи себе топорок, секи поперек». И так три раза...;

Если ребенок родился без признаков жизни, над ним жгли тряпку;

От «сушца» ребенка клали на лопату и держали в печи над хлебами, затем обливали водой из бутылки, «ночевавшей» в тесте;

У малых детей «гризли гризу» (лечили грыжу), правили головку, «ровняли ребенка» от врожденных вывихов, подрезали уздечку языка, от ряда болезней опаивали отваром мака и пр.

«Едет царь, конъ под ним карь, я его узнал, ты, руда, стой, а ты, рана, заживай», — так заговаривали крестьяне-знахари кровотечение.

Народная медицина играла положительную роль, т. к. в условиях сла­бого развития медицинского обслуживания именно она обеспечивала за­щиту от многих заболеваний и довольно высокие темпы естественного при­роста населения сибирского края, поддерживала «сибирское здоровье».

 

Следующая страница

Stalker TOP
Сайт управляется системой uCoz