Главная страница

Андюсев Б.Е. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ СИБИРЯКОВ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ СИБИРЯКОВ

 

1. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

 Народное творчество Сибири отличалось прагматичностью, неравно­мерностью развития отдельных направлений. Более всего были развиты декора­тивное искусство, фольклор, игровые виды, праздничная обрядность; ме­нее — песенные жанры, музыкальное искусство.

Декоративное искусство отличалось сдержанностью, определенной скупостью в размерах и красочности изображений, строгостью линий. Си­биряки не любили украшать предмет или сооружение целиком, а ограни­чивались украшением основной части, отдельных элементов: украшали кар­низы домов, углы стен, наличники окон, ставни, могли провести вокруг дома ажурный резной пояс. Особо украшались ворота, но не все полотно, а столбы, карниз крыши ворот, «жуковина» с кольцом. Крыльцо имело рез­ные столбы, ограждения — перильца, точеные «балясины», резную арку входа. Из надворных построек украшались, пожалуй, только амбары. В целом для творчества сибиряков характерны следующие особеннос­ти:

1. Ясность и уравновешенность композиции. Сибиряки любили украшения — элементы в виде ромба, креста, квадрата, пересекающиеся или расположенные рядами, а также изображенные один в другом.

2. На народное искусство сибиряков огромное влияние оказывало искус­ство местных народов: геометрические, растительные орнаменты.

3. Излюбленными цветами были красный, синий, реже — черный, темно-коричневый. Из других цветов любили зеленый и желтый.

4. При вышивании, фигурки вышивали красной нитью. Часто применялось шитье фигурных композиций из кривых, изгибающихся и пересекаю­щихся друг с другом линий.

5. Более всего сибиряки любили резьбу по дереву. Сквозная резьба доходила до кружевной тонкости. Украшения наличников окон были как «прорезные», так и «накладные»

6. Иконы сибирского письма отличались, по описанию, «извилистым орнаментом на фоне и строгим симметричным построением компози­ции изображения».

              

               Сибирское искусство стало местом встречи искусства Украины и Прибалтики, Поволжья и Польши. Белоруссии и Русского Севера. Так, украинцы принесли украшение «заборок» кути, стен. Часто встречались, стены и печи, расписанные гроздьями винограда, гирляндами пышных цветов, сценами охоты, изображениями фантас­тических деревьев с цветами и плодами.

               «Народное искусство Сибири — последнее звено в цепи евразийских художественных культур», — писал исследователь народного искусства Д. А. Болдырев—Казарин в начале XX

 

2.  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

МОЛИТВА СИБИРЯКА

Благослови, Господь, мои страданья

И дай утеху мне и сладость упованья!

И дай мне силу воли и терпенье,

Дай зреть моих ошибок исправленье!

Сподобь меня вкусить плодов приятных,

Моих стремлений и трудов,

с честию согласных.

Пошли мне дух трудолюбия и чести,

Дух покоя, мира, совести душевной!

Да бежит меня дух коварной лести

С его соблазнами и участью плачевной!

Да буду я одним из верных Родины моей сынов —

Одним из тех поборников скромных любви и добра,

Что приносят пользу краю,

Что имя носят славное бойцов —

За честь родной страны,

за все, чем жизнь ея красна.

                    («Сибирский архив». 1913, N 1).

 

3.  СИБИРСКИЕ АФОРИЗМЫ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Чалдоны – крылечки скоблены.

Русь навалила, — весь наш край задавила.

Родная деревня краше Москвы.

На чужой стороне и весна не красна.

В, Сибири 100 рублей не деньги, 100 верст не расстояние. Человека убить —

дальше Сибири не быть.

Сибирь — золотое дно.

Поселенец что младенец — на что взглянет, то и стянет.

Золото веско, а кверху тянет.

Драчливый петух жирен не бывает.

Накормишь калачом — не бей в спину кирпичом.

Мужик робит не покладая рук, пока Бог не пошлет по душу.

Правду блюсти по совести.

Горькому Кузеньке — горькие песни.

Это не в селе, а в себе.

Порука — наука.

Хитер: первый тащит мясо из горшка.

При худе-то худо, а без худа, и того хуже.

Осудила чурка палку.

Кто на приисках не бывал, — горя не видал.

У него правды, как у змеи ног не найдешь.

Чудно дядино гумно: семь лет урожая нет, а мыши водятся.

В копнах - не сено, в долгах - не деньги, в гребях - не хлеб.

Кыска скребет на свой хребет.

Кто любит кислое да соленое, а кто — красное да зеленое.

Стужа да нужа, нет ее хуже.

Што город — то Бог, што деревня — то черт.

Съел не худа, всего полпуда, осталось фунтов семь — завтра съем.

Митяй сидя спит и лежа работает.

То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи.

Гнилой веревкой лошадь не ловят.

Была бы пища — мыши найдутся.

Пустая дума — лишняя тяжесть.

Как ручки сделают, так и плечики износят.

Вот теперь я поправлюсь! — сказал отец дьякон, выпивши

восемнадцатую рюмку водки.

 

4.   СИБИРСКИЕ ЗАГАДКИ

Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе.  (Четыре колеса у телеги).

Кину с блошку, — выну с кошку.                          (Редька).

Мокрый теленок в подполье живет.                       (Язык).

Не жива, а сдышит.                                                  (Квашня).

По сеням ходит, а в избу не является.                    (Дверь).

Сам худ, а голова с пуд.                                           (Безмен).

На скате горы косые унты.                                       (Уши).

Станет — выше коня, а ляжет — ниже кота.         (Дуга).

Рыжий, а не конь, с рогами, а не бык, шестиногий, без копыт.  (Таракан).

           (Загадки записаны в д. Торгашиной и д. Дрокиной в 1913 г.).

 

5.   ЧАСТУШКИ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ начала XX в.

Ты, извозчик, подай клячу         Красноярск — город славный,

Увези меня на Качу.                    На реке стоит большой;

Милай мой по Каче плавал,         В нем живет народ богатый-

Утонул паршивый дьявол            Настоящий, продубной.

 

Как на Каче грязь и тина,            На Маганска девки модны —

Там девчонки, как картина.         По три дня сидят голодны,

Как на Каче грязь и кочки —      Золотые серьги носят,

Там девчонки, как цветочки.       Под окошком хлеба просят.

 

Как Батойские ребята,                  Не ходила, не пойду

Одним словом, молодцы;             В лес я за грибами,

Ногой топчут, брюки лопнут,       Напугал меня чалдон

Все заплатки отлетят.                    Синими штанами.

 

Не хочу я первачу,                        Золото мое колечко

Хочу второго сорта.                      Хуже оловянного,

Я чалдона не люблю.                     Надоели мне чалдоны

Посылаю к черту.                           Хуже окаянного.

 

Милый мой такой баской.             Милый мой, пойдем домой,

Из деревни из Гарской.                 Пойдем, моя кровиночка.

Из деревни из Гарской                  Тебя угонят в Порт-Артур —

Истомил меня тоской                    Останусь сиротиночка!

 

Пароход баржу везет —                 Рыбочка на вилочке —

Баржа семечки грызет.                   Миленок на заимочке.

Стою плачу у телеги —                  Миленок на заимочке,

Слезы льются колесом.                  Шьет милой ботиночку.

 

6.   ПРИМЕТЫ – ПОВЕРЬЯ СИБИРЯКОВ-СТОРОЖИЛОВ

V кого пальцы длинны — невеста маленькая будет.

Кто на кошку наступил, — жениться захотел.

Из новой муки в первый раз нельзя печь хлеб, а нужно печь ситники,

иначе хлеб не будет родиться.

Если корова понюхает дойник, то парное молоко станет кислым;

если же дать понюхать это подойник быку, то этим дело поправиться.

Нельзя сор на ноги мести — свекровь лихая будет.

Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть.

Девушке нужно есть селезенку — косы хорошие будут.

Парню нельзя есть селезенку — верхом не будет уметь ездить.

Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут.

На квашню нельзя садиться — обжора будешь.

На ушат нельзя садиться — пьяница будешь.

Засуха бывает от того, что кем-то оставлены в овине не обмолоченные сно­пы.

Если в реку ранней весной бросить кусочки хлеба, то ее, матушку, проне­сет ото льда легко.

Сорока на дворе застрекочет — то к несчастью в доме.

 

8.   СИБИРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ПТИЧКА-НОСОК КАК СПИЧКА

Жил старик со старухой, жили они бедно. Старуха отправила своего старика рубить дрова. Вот он подходит к пню, и стал дрова рубить. Оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает старика: «Чево тебе, дедушка, нужно»? Он говорит: «Дров». Она ему говорит: «Иди домой, завтра все будет готово». Наутро они встают, дров у них полон двор.

Утром встала старуха, опять посылает старика просить у птички хлеба. Старик опять так же приходит, стукнул о пенек, оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает, что ему нужно. Он ей опять говорит, что хлеба. Она опять отправила домой и сказала, что завтра все будет готово. Старуха утром встала, пошла в анбар — анбар полон муки.

Старуха тогда опять послала старика, чтобы он попросил птичку сделать ее барыней, а его барином. На другой день послала старика к птичке, чтобы она сделала ее царицей, а его барином.

Когда они проснулись, то увидели, что старуха сделалась кыской, а старик кошаком. Оба голодные и мявкают.

 

9.  БЫЛИЧКИ

Быличка — форма произведения устного народного творчества, бы­товавшего в прошлом на Урале и в Сибири. Традиционные мифологические сюжеты о «нечистой силе», сказочных существах, домовых и прочих персо­нажах русских сказок сибиряки, будучи более рациональны и менее рели­гиозны, облекали в сказания-былички, якобы имевшие место в жизни кон­кретных людей. Былички рассказывались обязательно со ссылкой на кого-либо.

***

«Вот еще чего сказывал Федча Таразан. Он сказывал, что в Байкале — море водятся фараоны. Однажды ефти фараоны разыгрались и утопили судно; вот жители ефтова места догадались — закинули невод и вытащили ефтих фараонов до пятидесяти: человек совсем, голова, руки и все человечье... ноги только, где лапы тут, срослись и хвост рыбий; вот ефти жители навя­зали прутьев и всех фараонов простегали и побросали в море; опосля как рукой сняло, фараонов не стало, ушли в другое место. Как ефтому верить?»

(Рассказ тобольского крестьянина. Записан в 1848 г. См.: Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. – Новосибирск. 1989.).

В данном случае рассказы жителей Байкала о тюленях обросли попут­но в процессе передачи информации мифологическими добавлениями из сказаний более древних языческих времен.

***

За селом Бугуртак, (недалеко от Курагино) у подножья горы есть небольшое озеро, посреди которого стоит камень (скала), поросший деревьями. Дно у этого озера очень глубокое. Мне рассказывала 82-летняя бабушка жены; зовут ее Кронцова Марина Корнеевна. Эту историю ей рассказала ее бабушка. То было давнее время, когда Бугуртака еще не было.

В огромном камне, находившемся на вершине горы, была пустота, пещера. В ней жил двуглавый крылатый змей. Кто из людей видел его, - говорил, что от него идут искры.  Ночью, после захода солнца, он выходил на свою охоту. Курагинские крестьяне, у которых там были покосы, к тому времени старались убраться из тех мест. Змей хватал все живое, будь-то человек или лошадь.

Однажды ночью разразилась страшная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, гремел гром. Одна из молний угодила в камень, в котором обитал змей. Камень сорвался с утеса и похоронил змея под собой. А в том месте, где камень пробил землю, образовалось озеро. Сказка, можно сказать, но на юго-востоке горы есть большая каменная россыпь, и уже упомянутое озеро с камнем посередине. Не так давно на этой скале не было деревьев. 

(Рассказ записан мною летом 2000 г. от Баландина Андрея Викторовича жителя с. Имисское Курагинского района Красноярского края. - Б.А.)

В данном рассказе присутствуют все элементы сибирской былички: ссылка на подлинность происходивших событий, указание времени события, подробное перечисление всех рассказчиков и ссылка на них. В быличке есть и попытка доказательства на основе современных данных.

 

 

10.      ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ

 

Савельев А.А. (1874—1942). Записи примет, обычаев, поверий, ритуалов крестьян-старожилов Пинчугской волости Енисейского уезда Енисейской губернии. (Начало ХХ в.)

 

НА ПРОМЫСЛЕ И НА ПАШНЕ. Старик-хозяин ладит «вентерь» (вентель) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, приходится перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть. — «Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».

При первом весеннем лове … первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе, — «попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».

Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку [спичку]. Урожай и сев будут удачны.
Во время посадки [клубней] картофеля нельзя их есть, а то крот будет их уносить и портить.

О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ. Как же, как же, паря, это верно — пожар от грозы, это уж как не «Божья милось». Так и говорят — «гореть Божею милосью». Нет, водой тушить такой пожар никак нельзя. Потом уж разгрести [золу] можно.

При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко (д. Ярки) или через ворота (с. Богучаны, д. Карабула) на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь … или печную клюку, чтоб скорее прекратилось то и другое.
Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой — чтоб здоровым быть.

О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Бывает, что собака теряет аппетит. В д. Пинчуге, чтоб она ела, рубят ей кончик хвоста, а в с. Богучанах одевают ей на шею ободок из черемухового прутика, обмазанного дегтем, или же просто «дехтяну веревочку».

Коров выпускают на волю вскоре после Пасхи. Старший член семьи выходит во двор и там обмазывает смолой наподобие креста двери хлевов, стаек и ворот, произнося при этом молитву. Вдоль тех ворот, через которые выпускаются коровы, на земле он расстилает поясок, снимаемый с себя. Положив поясок и снова сотворив молитву, он делает несколько полупоклонов. Затем, став перед воротами, он «три раз» перегородит (перекрестит) их. Тогда хозяйка [берет] в руки ковригу хлеба, выходит за ворота и, отламывая кусок за куском, манит корову — «тпруси, тпруси, молена, тпруси, Ивановна, тпруси» и т.д. Мимо-идущей корове она дает кусок хлеба. Так переходят все коровы одна за другой, переступая поясок, который расстилается для того, чтоб они знали свой дом, свои ворота. А хозяин вслед за уходящими коровами шепчет: «Христос с вами, Христос с вами!» — и крестит одну за другой. День этот считается полупраздником и в течение его не полагается ругаться.

ПРИ ПОСТРОЙКЕ НОВОГО ДОМА. При выборе места постройки кидают жеребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка» хлебца. Эти последние выпекаются раньше всей остальной стряпни. На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись. Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев. Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.

Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником [полотенцем]. По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.

В старину при постройке избы под окладку [нижний венец бревенчатых стен] всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матню [матицу] третью часть того, что кладут под окладку.

В жилом доме нельзя прорубать окно или дверь — хозяин умрет или будет вообще крупная потеря.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! Э! Паря, ты не тово, от моёво куска не откусывай и из чашки из моёй не пей. Изурочишь, поди, паря. Мою всю силу через рот возьмешь. Обессилишь меня.

Хлеб отрезанной стороной или отломанной следует класть внутрь стола. Так же точно нельзя класть ковригу или калач вверх «исподней» [нижней] коркой. В первом случае будет мало хлеба, а во втором — на том свете [черти] будут держать вверх ногами.

При дележе в семье [семейном разделе] старший режет ковригу ржаного хлеба на дольки по числу делящихся или имеющихся в семье мужиков. Отделяющийся берет свою часть и отходит от стола. Бабы разливают квашню и уносят свои части.

В старину был обычай не рушить вечером непочатую ковригу хлеба. Говорили, что «коврига спит».

Хлеб нельзя тыкать вилкой — на том свете [черти] самого на вилах будут поднимать.

В СЕМЕЙНОМ БЫТУ. Нельзя ребенка класть или сажать на стол — будет уросить [капризничать].

Нельзя ребенка хватать за ноги — худо ему может быть — не скоро будет ходить.
Невеста идет под венец — должна под левую пятку класть серебряную монету — значит, в замужестве в деньгах нуждаться не будет.

Во время болезни нельзя снимать ту рубаху, в которой заболел, иначе болезнь не скоро пройдет.

Умершему кладут в гроб кудель, а иногда даже чистое льняное волокно, чтоб ему помягче лежалось в земле.

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Рассейский народ молитвенный. А мы, челдоны, их [молитвы] не знам. В нашей семье семь человек, а Иван один только знат «Отче» и «Богородицу».

После Пасхи до Троицы нельзя в окно ничего выбрасывать — там стоит Христос, — «штоб не ушибить ево».

Вечером накануне праздников нельзя мести избу и выбрасывать сор из нее. Не будет богатства у хозяев.

Нельзя растягиваться на лавке ногами к божнице — Бог силу отберет.
Всякий праздник обязательно начинается накануне с закатом солнца и кончается также с закатом солнца. Канун праздника называется «вечерей».

(Фольклор Приангарья начала XX века // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. –Новосибирск,  2000. № 2. С. 45—46.)

* * *

Сайт управляется системой uCoz

Следующая страница

Stalker TOP
Сайт управляется системой uCoz