Главная страница

Андюсев Б.Е. СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

Использованы материалы авторского учебного пособия:

Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. 2-е издание. –

Красноярск, РИО КГПУ, 2003. – С. 60-71. Прошу делать ссылку.

Сайт управляется системой uCoz

<html xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office" xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word" xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40"> <head> <meta name=ProgId content=Word.Document> <meta name=Generator content="Microsoft Word 9"> <meta name=Originator content="Microsoft Word 9"> <link rel=File-List href="./Сибирская%20община.files/filelist.xml"> <title>СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

 1. «ОБЩЕСТВО». На первоначальном этапе сельскохо­зяйственного освоения сибирского края, при подъеме пашни, обустрой­стве на новом месте возникали трудовые земельные сообщества, объединя­ющие в большинстве своем семейно-родственные коллективы или товари­щества. По мере развития семейно-родственные коллективы оформились в общины. Тысячелетний опыт общинной жизни возродился здесь не только как традиция, но и как необходимость при регулировании отношений между индивидуальными ячейками-домохозяйствами. Одновременно, шло  возрождение черт общины докрепостнического периода.

Сибирская община имела ряд специфических функций.                        

1.      Сибирская община представляла собой замкнутый мир полноправ­ных граждан «своего» сообщества-старожилов. Община коллективно противо­стояла внешнему миру государства и переселенцам. Община защищала ин­тересы своих членов, но в то же время, как и «в России», отвечала на условиях круговой поруки за исполнение повинностей перед государством. Членам общины были присущи многие черты «полисного сознания».

2.      Община выступала коллективным пользователем государственной земли, определила порядок и наделяла землей крестьян-общинников, за­щищала границы земельных владений в споре с соседними общинами. Но в Сибири не было передела общинных земель, «мир» не вмешивался в инди­видуальную хозяйственную деятельность домохозяев. Высочайший статус личного труда, индивидуализма, чувства собственности и свободы породи­ли в Сибири возможность продажи, аренды, наследования пашенных зе­мель в общине. Община осуществляла совместное пользование угодьями: пастбища­ми, покосами, лесом, кедровниками, рыболовными «места­ми».

  «Благоразумные крестьяне, вырубая постепенно на свои нужды все древесные породы, оставляют кедр как плодовое дерево… Кедровые рощи в течение лета берегутся не только от пожаров, но от того, чтобы кто-нибудь из своих или чужих не испортил дерева… и существует сбор  кедровых орехов на общинных началах».

         В общине были тесно увязаны права и обязанности крестьян: права порождали обязанности и наоборот. Община здесь не только не препятство­вала росту зажиточности на трудовой основе, новым «заимочным» за­пашкам, но и поддерживала немощных, убогих, сирот, помогала при по­жарах, стихийных бедствиях, неурожаях.

3.      Сибирская община стала ячейкой с характерными укладами отно­шений гражданского общества в условиях жесткой бюрократической систе­мы Российской империи. Полноправие старожилов, самоуправление, вер­ховенство норм обычного права в рамках своего «общества», высочайшая требовательность общины к человеку, а человека к себе, высокий статус женщины, высокая активность в делах сообщества, коллегиальное утверж­дение решений при высоком уровне самостоятельности индивида были и условием, и следствием особенностей крестьянского мира Сибири.

В русской общине, несмотря на внешнее единомыслие, постоянно тлел конфликт между личностью и коллективом. «У подавляющей массы населения всегда были живучи традиции коллективизма и взаимопомощи, хотя у любого крестьянина одновременно никогда не исчезала и естественная тяга к личному, частному способу ведения хозяйства»- справедливо отмечает современный российский историк А.В. Милов.

Община в Европейской России подавляла «бунт личного» и всячески закрепляла образ «мы» через развитую «мирскую» систему социальной поддержки, самоуправления, пользования землей. При этом отдельные члены данного сообщества с ярко выраженным «образом -я», вступая в конфликт с « -мы» пытались обрести экономическую, духовную, правовую и политическую независимость. Отток крестьянского населения на восток стал основой формирующегося сибирского крестьянства.

Практически не отмечались случаи массового коллективного переселения всей общиной или селением. История освоения территории за Уралом доказывает, что подавляющей была индивидуально-семейная форма переселения в Сибирь. В 1886 г. в с. Комском Балахтинской волости из 178 мужчин, имевших право голоса на сходе, было: Ананьиных - 60, Кирилловых - 40, Ростовцевых – 28, Черновых – 12, Сиротининых – 11, Спириных – 11, Юшковых 9 человек; отсюда только 7 мужчин не входили в данные семейные «микрокорпорации». Нельзя забывать, что большинство семейств за многие десятилетия породнились на основе брачных связей.

Превалирование образа « – я» старожила закрепилось, прежде всего, в том, что ведущее место занял индивидуализм. Об этом писал А.П. Щапов: «Каждый живет особняком, …коллективное начало мало развито». Превалирование индивидуализма стало основой выраженного соревнования - конкуренции между домохозяевами в труде, поведении, обустройстве усадьбы, во внешнем виде домочадцев. В борьбе за выживание, в условиях соревнования-соперничества в сибиряках вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях». Сформировавшись как семейная, сибирская община в период ее становления четко определила приоритеты личного и «мирского» по всему кругу проблем.

Сибиряки делили мир на «своих» и «российских людей», на «своих» и чиновников. Крестьянский мир замыкался под давлением властей, и общи­на становилась для крестьян своим обществом. Не случайно в Сибири общи­на называлась крестьянами «обществом». Сибирское население представля­ло собой сообщества самоуправляющихся «обществ.

Общины по структуре были как простые, в границах отдельных дере­вень, так и сложные — из нескольких селений. Но и в сложной общине в каждой деревне было свое самоуправление, делегировавшее представите­лей в органы всей общины. Территориальное оформление земельных владе­ний «обществ» относится в Приенисейском крае к концу XVIII в. Так как владения были весьма обширными, то вплоть до XX в. селения располага­лись в среднем не ближе чем в 5—15 верстах друг от друга.

«Общество» полноправно распоряжалось государственной землей в границах владений. Долгое время мир лишь констатировал размеры земель­ных владений домохозяев, которые зависели от трудовых возможностей се­мьи. В конце XIX в. государство определило надельную норму в 15 десятин на мужскую душу. Наделы на душу мужского пола полагались с 17 лет. Однако крестьянский двор имел и заимочные земли, пашни, поднятые трудом предков, крестьяне здесь имели также арендованные и купленные земли. Земля в Сибири продавалась, но только возделанная — скорее, здесь продавался вложенный на ее освоение труд. Одновременно при продаже пашни к другому владельцу переходили обязанности по уплате повинностей, от этого не проигрывали ни государство, ни «общество». До  конца XIX в. существовало беспередельное землепользование-владение. До нашего времени повсеместно поля, урочища, лесные угодья, лога так и называются по имени кре­стьян-общинников.

 

2. «ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ». Сход членов общины, «общественное согласие», был высшим органом «общества». На сходе все старожилы были равны в правах, но наибольшим авторитетом пользовались мудрые, вы­соконравственные, талантливые в землепашестве крестьяне. На сходах из­бирали должностных лиц, заслушивались отчеты «выборных» лиц, финансовые отчеты, утверждалось налоговое обложение домохозяев, разрешались спо­ры и тяжбы между крестьянами. Здесь наказывали за нарушение нравственных норм, традиций, за мелкие преступления и т. д. Сельский сход обычно со­бирался 10—16 раз в год, чаще зимой, чем летом.

Выборными лицами «общества» являлись староста, окладчики, счет­чики, члены различных комиссий, рассыльные, челобитчики, сотские, десятские и др. Из «Приговора» сельского общества д. Дрокиной Заледеевской волости Красноярского округа мы узнаем, что в 1819 г. «для смотренья чистоты и опрятности дворов и улиц… из женщин выбрали Анну Иванову Быкасову, которая поведения доброго». В д. Емельяновой выбрали «Настасью Яковлеву Орешникову поведения добропорядочного и означенную службу нести способна». В д. Устиновой «выбрали в смотренье чистоты крестьянскую жену Василису Тимофееву Голощапову…».

 Выбирая должностное лицо, сход давал характеристику, мотивирующую данный выбор, например, «... поведения хорошего, в дoмaшнем хозяйстве рачителен, в хлебопашестве искусный, штрафах и наказаниях не бывал и возложенную на него должность исправлять может». «Поведения хорошего, имеет домообзаводство и землепашество, женат, в штрафах и наказаниях не был».

По окончании срока сход благодарил за честное и добросовестное исполнение обязанностей и выдавал аттестат:

«Вел себя добропорядочно, к подчинен­ным ему относился благопристойно, ласково и снисходительно. В разбира­тельстве соблюдал долг присяги. Представлял и сдавал деньги исправно. Предобижденьев ни от кого не принимал и никому не чинил, и жалоб на него ни от кого не принесено, поэтому и заслужил себе справедливую от общества благодарность, которого впредь принимать в мирских светах за достойного в чести человека». ( Аттестат был выдан в 1820 г. кресть­янину Леонтию Фефелову)

Выбирая доверенного от мира «челобитчика», сход выдавал доверенносгь: «Доверили утруждать... от лица крестьян нижеследующей покорной просьбой..». Всем крестьянам, выезжавшим по той или иной причине за пределы воло­сти, общество выдавало «покормежные» паспорта.

 

3. ПОВИННОСТИ. В период расцвета сибирской общины, во второй половине XIX в., повинности крестьян-общинников делились на государ­ственные, земские и «мирские-общественные», а по содержанию — на на­туральные и денежные. Н. М. Ядринцев насчитал в конце XIX в. у крестьян Минусинского уезда около 20 денежных и 11 натуральных повинностей. В Енисейской губернии было принято при определении величины денежных повинностей считать казенные сборы за 100%, а земские за 80,1% от их суммы. Но в общем выражении наибольшей была сумма мирских сборов и стоимость натуральных повинностей в денежном выражении. К натураль­ным повинностям относились ямщицкие по­винности, выделение лошадей и подвод, исправление дорог, общинные работы, отопление правлений.

Общество оплачивало «общественные» службы выборных лиц и  за исполнение служб сторожам, караульным, смотрителям и т.д. Из мирских сборов осуществлялось содержание «немощных»; часто сход, не унижая достоинства человека в случае инвалидности, сиротства, умственной неполноценности, назначал их на посильные им службы с со­ответствующей оплатой посыльными, пастухами, сторожами.

Налоговое обложение осуществлялось чаще всего по принципу учета трудовых возможностей хозяйства. Тягловые души делились на 3—4 разряда: «бойцы», «полубойцы», «неимущие». При этом «неимущие» по причи­не старости, болезни, одиночества освобождались полностью или частично от податей с перекладкой их доли на «бойцов». По подсчетам историка В.А. Степынина, на крестьянина-«бойца» Енисейской губернии в конце XIX в. приходилось в год денежных повинно­стей до 28 руб. 32 коп.

В сибирской общине права порождали обязанности. Если домохозяин желал иметь большие наделы, дополнительные покосы, лесные деляны, то получал их с условием увеличения повинностей. По свидетельству совре­менников, крестьянин-старожил гордился званием «бойца» — полного на­логоплательщика, т. к. это было выражением его самодостаточности, зажи­точности, равенства и высокого статуса при решении мирских дел.

На мирские средства община строила церкви, школы, медпункты, закупала лекарства, оплачивала учителей, содержала детей крестьян в учеб­ных заведениях.

 

4. ПРИЧИСЛЕНИЕ К «ОБЩЕСТВУ». Новых членов община принима­ла на основании решения схода. Переселенец определенное время жил в селении, пользуясь за плату всеми общинными угодьями, «рыбными мес­тами», ягодниками, лесными угодьями. Начиная обустраиваться и зани­маться землепашеством, переселенец должен был проявить себя в труде и поведении с положительной стороны. Если «общество возжелало» причислить его в состав «своих», тo составляло приговор:

Мирской приговор

Мы, нижеподписав­шиеся, Енисейской губернии Ачинского уезда Ужурской волости деревни Соксинской крестьяне, не бывалые под судом, будучи на мирской сходке, учинили сей приговор 1876 года марта 28 дня, о приеме Захара Васильева Власова 24 лет с женою Анной Филипповой 21 года и рожденными… Авдотьей 4 лет, Марией 1 ½ года и матерью Феедосьею Матвеевой Власовой 70 лет в среду нашего общества. Казенный крестьянинЗахар Васильев Власов, проживая в нашей деревне ведет себя прилично, под судом не был, завел себе домообзаводство…Приговорили: принять …в среду нашего общества на всегдашнее жительство».

За причисление в «общество» крестьянин-переселенец платил:

1. За приемный договор                                           30 руб.

2. Угощение общества                                              7 руб.

3. Почтовые и гербовые расходы                            3 руб.

4. Общественникам и старосте                             3 руб.

5. Сельскому писарю за прошение                            3 руб.

6. Волостному писарю                                               4 руб.

Всего:   50 руб.

В данном случае так обходилось причисление к «обществу» в деревне Иджа Шушенской волости. Минусинского уезда Енисейской губернии. Община принимала новых переселенцев прежде всего в случае достаточного количества свободных земель. Но на рубеже XIX—XX вв. государство стало обязы­вать принимать в общину переселенцев принудительно, особенно если об­наруживались излишки земель сверх 15-десятинного надела на души мужс­кого пола.

 

5. ОТНОШЕНИЯ В «ОБЩЕСТВЕ». Сибирская деревня жила в условиях устойчивой гармонии отношений, сосуществования личных и общих инте­ресов. При вынесении решений по конкретным вопросам сход руководство­вался более традиционными правилами, «неписаными законами» дедов, нормами совести, морали. Государственные законы и распоряжения вос­принимались с недоверием, как попытка вторжения в права их мира. Очень красноречиво об этом свидетельствует документ: Приказ Минусинского зе­мельного исправника Жербатскому сельскому старшине N 1447 от 11 апре­ля 1860 года. «Мерзавец ты старшина! Если ты через сутки не доставишь ко мне предписанием моим от 8 числа генваря сего года за N 115 требуемой ведо­мости о постройке домов и прочем, то за истребованием ведомости послан будет нарочный за прогон на твой счет».

Общество сурово осуждало и наказывало тех, кто допускал правона­рушения, ему разрешалось осуществлять определенные судебные функции. Это касалось разбирательств о мелких хищениях, потравах посевов, о раз­деле имущества, хулиганских выходках. При проведении расследования ста­роста и понятые обращали особое внимание на доказательства: «Полично­му нет отвода», — говорили в Сибири. Поличное — свидетель, вещь и про­чее. Родственники обвиняемого не могли выступать свидетелями.

В системе наказаний особое место занимали штрафы. Наказывали так­же «мирским начетом», заключением в «кутузку» («чижовку») на хлеб и воду, а в каче­стве крайней меры отлучали от «общества». В решениях конкретных дел находим «предрассудительные поступки»: предерзость в миру, непристойность, поношения, пьянство, буянство, рас­путное поведение, похабство, тяжбы, а также отрицательные характерис­тики — «не дельный человек», «кляузник на суседа», «не уважает обще­ство».

Современники отмечали, что преступления в сибирских селениях были крайне редки. Чаще встречаются различные «тяжбы», однако сход старался примирить крестьян. Было принято примирение «запить совмест­но вином».

Общественное мнение сурово осуждало тех, кто дебоширил в семье, кто слыл лентяем, неуважительно относился к старшим. Сход наказывал и за порубки леса, за нарушение противопожарных мер, за унижение достоинства личности и оскорбление сообщинника.

Особо осуждалось нарушение общепринятых правил ведения хозяйства, затягивание сроков сельскохозяйственных работ и прежде всего затягивание жатвы хлебов. По­рицали тех, чьи поля зарастали сорняками, тех, кто нерадиво относился к скоту, к порядку и чистоте в доме. Таких общинников ждало и порицание, и насмешки, и едкое прозвище. Традиционно не «в чести» было высокомерие, заносчи­вость, сквернословие, грубость и несдержанность, неряшливость в одежде.

За постоян­ное, циничное нарушение общепринятых норм и правил поведения «обще­ство» вынуждало человека покинуть деревню. Впрочем, люди, стремящиеся к вседозволенности и «поиску шальных денег», оторвавшиеся от семьи и дома («вы-род-ки»), сами с легкостью уходили на прииски мыть золото, на тракт или в город. Но подобное происходило крайне редко: крестьянский мир был достаточно мудр и терпелив в воспитании традиционных устоев в человеке с раннего детства.

Мир коллективно учил уважать стариков, почитать их мудрость, воспринимать нормы поведения как осознанную необходимость, учил уважать другого человека и принимать его таким, каков он есть. «Об­щество» снисходительно относилось к «чудакам и чудачествам». Община сообща выступала на защиту «своего», если угроза или обида шли извне — от чиновника, от переселенца-лапотошника.

Общину сплачивали совместные праздники — «съезжие», «храмовые», «кануны». Все религиозные и мирские праздники отмечались сообща, обиль­ными угощениями, совместными «гулеваниями». Многолюдными и весе­лыми были сельские свадьбы, масленичные катания на горках-«катушках» и  ката­ния на «тройках». «Общество» всем коллективом провожало в последний путь умершего человека, поддерживало родственников в трудный час. Посещение «моги­лок» в Родительский день выливалось в Сибири в единение одной большой семьей...

Таким образом, сибирская община являлась величайшей ценностью культуры и общественной жизни людей.

==================================================

* * *

Соотношение городского и сельского населения в Сибири: (1847 г.)

Тобольская губерния                            1 : 14,3

Томская губерния                                  1 : 14,2

Енисейская губерния                            1 : 12,6

Иркутская губерния                              1 : 10,6

* * *

Положения Закона от 23 мая 1896 года:

— земля отводится в пользование обществам, а не отдельным домо­хозяевам;

— за отводимую землю крестьянин обязан вносить ежегодный платеж под названием государственной подати;

— за крестьянином закрепляются те земли, которыми он пользовался. Надел определяется в 15 десятин. Свободными землями наделяются по воз­можности;

— крестьянину отводится лесной надел в 3 десятины. Данный надел на душу мужского пола. За него вносится особый лесной налог.

* * *

Один исправник жаловался в письме к губернатору на «пагубный разврат» крестьян-общинников в селениях Минусинского уезда. Его поражало то, что здесь крестьянки носят «драповые кофточки последней парижской моды в 35—40 руб., башмаки рублей в 8, лакированные калоши и просил принять меры...»

* * *

Земельные права и отношения в общине (Казачинская волость Енисейской губернии. 70-гг. XIX в.). «В данной местности пользуется землею и лугами каждое селение отдельно от другого; сельское общество состоит от 3 до 7 селений... Усадебная земля никогда не переделяется, всегда остается в потомственном владении. Раздела пахотной земли почти не происходит..., но при этом община занимается наделением пахотной землей новых «душ», достигших 17-летнего возраста. При выходе крестьянина из общины он теряет право на свою пашню... Каждый хозяин менять землю с однообщинником может... отдать в аренду на один год доз­воляется, но если более, то нужно на это согласие общества... Названий собственности владений в народе нет, кроме расчищенной под покос или пашню земли, которая называется заимкою... Заимка для пашен в Восточной Сибири считается собственностью... Новые члены, при­писанные к обществу по приемному договору, наделяются равномерно с прочими членами..., пользуются правом в лесе на постройку зданий... При выходе крестьян из общества земля остается в пользовании общества, кото­рое и наделяет таковой вновь поступившие души...».

*** 

«1876 года я, крестьянин из поселенческих детей Енисейской губернии Балахтинской волости д. Игрышенской Павел Васильев Вивчеренко, даю сию подписку в том, что я будучи принят на воспитание крестьянской вдовой Лукерьей Даниловой Потылициной, желаю быть причислен к ея семейству, т.к. я будучи в малолетстве после смерти родителей воспитан ею вместо родного сына в том подписуюсь…».

***

Из жалобы: «Мы Василий Прилепов, 20 лет и Григорий Аржанов, 17 лет в пьяном виде и по глупости обрезали хвосты у 14 лошадей крестьян нашей деревни Мойсеевой… Крестьяне… собрали народ до 150 домохозяев, повешали нам на шеи отрезанный конский волос и повели нас с барабанным боем по всей деревне… два раза туда и обратно, барабаня в ведра, останавливаясь у каждого дома и издеваясь над нами, а вся громадная толпа гоготала… Наше посрамление и насмешки… слишком обидны и оскорбительны… вместо отправления к приставу…».

***

1895 года августа 15 дня мы, Енисейской губернии Заледеевской волости д. Емельяновой государственные крестьяне домохозяева, быв сего числа на сходе…по суду приговорили крестьянина из ссыльных Петра Федорова Кунгурова 31 года… принимая во внимание: в деревне не имеет никакого домообзаводства, никаких определенных занятий, замеченный во множестве худых поступков, занимался исключительно кражами и мошенничествами, вел жизнь развратную, а потому не может быть терпим в среде Емельяновского общества, решили выслать из нашего общества…».

***  

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И СОЦИАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ В СИБИРСКОЙ ОБЩИНЕ

Исследования советских историков по дореволюционной Сибири в значительной степени тенденциозно представляли социальный состав об­щины, степень расслоения крестьян на бедных и зажиточных и противосто­яние социальных групп. Классовый подход предопределил главенство ас­пектов классовой борьбы и вывод о складывании предреволюционной си­туации в начале XX века. Однако, сохранилось множество свидетельств и оценок исследований современников о превалировании взаимосогласия, социального мира в среде старожилов. Особенно контрастно это выглядит в сравнении с действительным процессом нарастания социальной напряжен­ности и раскола в общине Европейской России.

Крестьянские выступления в Сибири не отличались массовостью, об­ширностью и выраженными насильственными действиями. Они были на­правлены на предотвращение попыток распространения на сибирские зем­ли помещичьего землевладения, усиление самовластья чиновников. Особый протест вызывали действия властей по ущемлению основ хозяйственной самостоятельности, традиций «захватного» права на заимочные угодья, ог­раничение размеров земельных владений общины. Сибиряки препятствова­ли насильственному водворению переселенцев на возделанные трудом их предков, но превышающие официальные размеры наделов, — пашни, по­косы, выпаса. Отсюда социальные конфликты происходили на рубежах: ста­рожилы-переселенцы, старожильческая община — властные структуры.

На глазах старожилов во второй половине XIX в. шел быстрый про­цесс вторжения рыночных отношений в замкнутый, самодостаточный мир. На бытовом уровне это проявлялось в увеличении тунеядцев, пьяниц, раз­вращении нравственных устоев, ущербных пороков, ином отношении к «заветам предков». Это, естественно, связывалось с увеличивающимся на­плывом переселенцев. Здесь справедливо полагали, что новоселы должны своим трудом обустроиться, утвердиться и добиться права на сытую, благо­получную жизнь. Старожилов возмущали действия властей по предоставле­нию льгот, безвозмездных выплат, ссуд переселенцам при одновременном увеличении повинностей крестьян-общинников.

Масштабное переселение в начале XX в. еще более усилило раскол мира старожилов и новоселов. Одновременно зарождается мощное коопера­тивное движение как форма защиты интересов крестьян от произвола тор­говцев, ростовщиков. Норма традиций («обычного права») часто использу­ются в целях защиты прав старожилов, для обоснования критики неправомерности действий властей и при­тязаний новоселов. Так, за недоимки по-прежнему, согласно традициям, нельзя было изъять засе­янную пашню или закошенный покос.

Таким образом, особенность конфликтности в Сибири можно четко выразить словами из документа Енисейского жандармского отделения о том, что крестьянские выступления выражались в «форме неплатежа пода­тей и неповиновения властям, в основном... против изъятия земель при землеустрой­стве». Здесь не было «вины» одних социальных групп в бедности других, прежде всего в малоземелье. Даже в начале XX в. С. П. Шведов в журнале «Русское богатство» отмечал, что размеры пашни в Сибири «ограничиваются исключительно индивидуальными силами ее хозяина... Но разница не так давно была не особенно чувствительна, и в общем все жили более или менее зажиточно». Водораздел же между зажиточностью и бедностью про­ходил не внутри старожильческого мира, а, более, между старожилами и переселенцами.

 

1. ЗАЖИТОЧНЫЕ И «МАЙДАНЩИКИ». Обычным для сибирского крестьянства был высокий уровень благосостояния и зажи­точности основной массы сельского населения старожильческих селений. К 1910 г. около 40% дворов, включая и переселенческие поселки, засевали более 10 десятин посева. 50% дворов имели по 4 и более лошадей (в Евро­пейской России только 10% дворов). Всего же на одно хозяйство в Сибири приходилось к 1917 г. в среднем по 16—18 голов скота (в Европейской России — 8—9 голов). По данным на 1909 г. на 100 жителей приходилось:

 

лошадей

коров

овец

свиней

Европейская Россия

18

26

34

10

Сибирь

55

70

74

16

Дания

21

87

28

56

Голландия

6

34

15

21

Франция

5

36

45

18

Канада

41

133

48

51

США

25

82

68

57

 

Как видим, Сибирь занимала первое место по количеству лошадей на 100 жителей, а по остальному скоту была на уровне ведущих стран мира. Но наиболее примечательной была высочайшая товарность крестьянского хозяй­ства сибиряков. Так, на совещании по вопросам хлебной торговли в 1907 г. отмечалось, что «лучше иметь конкурентом США, чем допустить в Россию сибирскую пшеницу». Нижегородский губернатор А. Хвостов так определил это решение: «Выход сибирского хлеба будет иметь своим последствием неминуемое разорение сельского хозяйства средней и южной России и все­го Поволжья».

Зажиточность сибирского крестьянина-старожила обусловливалась,  прежде всего, трудовыми возможностями его семьи. Здесь большая патриархальная семья могла под­нять и обработать значительную по размерам пашню и, качественно обра­батывая землю, получить высокие урожаи. Соответственно этому, семья могла содержать больше скота и обеспечивать высокий уровень жизни ее членов.

В качестве примера можно привести данные о зажиточных, крепких хозяйствах крестьян с. Тасеево Канского уезда (данные середины XIX в.).

Старожил П. Усачев: В хозяйстве 9 работников, взрослых членов семьи; разработано и засевается 32 десятины земли; на подворье 9 коров, 12 свиней, 50 овец.

Старожил А. Агафонов: В семье 18 человек, из них 10 работников; пашня — 36 десятин; на подворье 9 коров, 10 свиней, 50 овец.

Старожил Т. Малышев: В семье 20 человек, из них 9 работников; засевается 32 десятины пашни; в хозяйстве 10 коров, 10 свиней, 60 овец. Когда во второй половине XIX в. в семье Малышевых произошел раздел и сын Емельян отделился, то на семейном совете новое хозяйство получило 6 десятин разработанной земли, 4 лошади, 2 бороны, соху, 2 теленка, 4 коровы, 3 свиньи, 15 овец и даже таежное охотничье «ухожье».

Зажиточная семья из 8—16 человек, ведя общее хозяйство, обычно имела на подворье 2—3 жилые избы. Однако встречались и хозяйства, члены которых были связаны не родством, а «побратимством», «товариществом» и пр.

По подсчетам С. Капустина, выполненным в конце XIX в. в Западной Сибири, зажиточный домохозяин получал годовой доход от 1.100 до 1.500 руб. Конечно, этот доход складывался из результатов труда не только чле­нов семьи, но и наемных работников: годовых, сроковых, поденных. Огромную роль для таких домохозяев играли «помочи».

В отличие от крестьянской психологии «великороссов», основанной на неприятии богатства и идеализации уравнительности, сибиряки спокой­но и уважительно относились к зажиточности. Здесь считали нормой урав­нение в благополучии, зажиточности и довольствии. Сибиряк отрицательно относился к идее передела собственности. По словам курагинского старожила XIX в. Ф. Ф. Девятова, «зажиточный хозяин, держащий работников, продолжал быть всеми уважаемым человеком...» прежде всего потому, что наемный труд не был средством «бессовестного грабежа слабосильных». Труд работников оплачивался довольно высоко. Общепринятые традиции и об­щественное мнение «мира» сурово осуждало разрыв между трудовыми и нравственными началами в становлении зажиточности. Бывало так, что сын зажиточного крестьянина работал года два «в строку», чтобы самому заработать на становление домохозяйства, не «утруждая родителёв». 

В сибирской деревне были и свои «кулаки-мироеды», но, в отличие от «великорусской» деревни, ими считались не зажиточные крестьяне-земледельцы, а деревенские лавочники, содержатели кабака, ростовщики. По словам Н. М. Ядринцева, здесь их называли «майданщиками» — словом, заимствованным из осторожного жаргона. Они брали хлеб и другие продукты крестьянского хозяйства и давали взамен водку, чай, сахар, другой товар, «ставя их по высокой цене». Бывали случаи, когда разбогатевший кре­стьянин, начиная заниматься торговлей, в своей деревне торговал «по божеским» ценам, даже в убыток себе, компенсируя убытки в соседних селениях. Он не желал прослыть у себя «майданщиком» и уронить «нрав­ственные начала» перед своими земляками.

 

2. СЕРЕДНЯКИ. К среднему слою относилась основная масса крестьян-старожилов. Обычная «средняя» семья состояла из 4—6 человек при 3 взрослых работниках. Годовой доход такой семьи был в среднем от 550 до 900 руб. Это позволяло иметь до 150 пудов пшеничного и ржаного хлеба, до 50—100 пудов зерна скоту, мяса до 35—45 пудов. Здесь, в сибирской глубинке, крестьяне часто не имели возможности сбыть выращенный хлеб, поэтому большинство из них вплоть до начала XX в. сознательно ограничивали размеры хозяйства. Большая часть продукции шла на личное потребление, но середняки Сибири, продавая излишки урожая, активно приобретали в лавках или в городе такие товары, как зеркала, часы, керосиновые лампы, ткани, обувь, сахар, чай и пр.

Главным итогом года «середняк считал стабильность экономических показателей своего хозяйства: сохранение размеров пашни, количества голов скота, сохранение урожайности хлебов, выплату податей «по старин­ке», покупку определенного набора продуктов, выполнение обязанностей перед «миром». Для среднего крестьянина наиболее важным было выглядеть в «обществе» не хуже других, иметь возможность принимать гостей на праз­дники, устраивать «гулянки» и обильно угощать приглашенных гостей, оде­ваться в «покупные» одежды и содержать выездных лошадей.

Рассмотрим на примере домохозяйства среднего крестьянина с. Курагино Минусинского округа Енисейской губернии уклад жизни предста­вителей данной группы. (По описанию крестьянина Ф. Ф. Девятова, коррес­пондента Российского Географического общества в 70—80 гг. XIX в.)

Состав семьи: отец, мать, хозяин, хозяйка, сын 12—16 лет, 2 дочери, 2—3 «малых детей», 1 постоянный работник или 1 —2 сезонных или поденных работника. Всего — 10—13 человек.

В хозяйстве: посев 12 десятин, до 8 рабочих лошадей, жеребята, 3—5 коров, телята: всего около 15 голов. Овец до 20—30 голов, 4—5 свиней, гуси, утки, куры.

Посев: 6 десятин ржи, 3 десятины овса, 2 десятины пшеницы, 1 деся­тина ячменя, гречихи, проса, гороха, конопли. Отдельно на пашне высажены: картофель, репа, бахчевые культуры.

На пашне одновременно работают на 3—6 лошадях, в 2—3 плуга или сохи, 3—5 борон. На покосе — 4 косаря, на жатве — 5—6 жнецов.

На домаш­нее потребление идет урожай с 3 десятин ржи, 2 десятин овса; с 1 десятины - пшеница, ячмень, гречиха, просо, горох, урожай конопли. На продажу — урожай с 3 десятин ржи, 1 десятины овса, 1 десятины пшеницы. Часть выращенного урожая идет в форме натуральной оплаты – мельнику, за помол зерна, кузнецу - за кузнечные работы, гончару — за посуду.

В год на потребление членов семьи оставляют по 20—23 пуда хлеба на человека, мяса от 30 до 50 пудов на семью. Крестьяне не садились за стол без пшеничного и ржаного хлеба, мяса - в «скоромные» дни, а без рыбы — в постные (сибиряки считали рыбу постной пищей).                                                   

Общие расходы составляли до 200—240 рублей. Из них: на свадьбу — 10—25 рублей, на вино в праздники до 20—40 рублей, на подати — по 25— 28 рублей на мужскую душу, на церковные нужды и посещение храма до 10—15 рублей, на оплату труда работникам около 50—70 рублей и т. д.

Цены этого времени в лавке были следующими:

соль (1 пуд) = 1,30 руб.               2 шали и 4 платка = 5 руб.

чай кирпичный = 1,30 руб.         1 шапка = 3 руб.

сахар (1 фунт) = 40 коп.             1 пара сапог = 5 руб.

рис (1 фунт) = 40 коп.                 2 пары ботинок = 5 руб.

изюм (1 фунт) = 25 коп.              1 пара сошников = 3 руб.

мед (1 фунт) = 20 коп.                 2 косы-литовки = 2 руб.

сукно (1 аршин) = 2 руб.             подпилок для сохи = 1 руб.

ситец (1 аршин) = 20 коп.           2 серпа рижских = 1 руб.

плис (1 аршин) = 40 коп.             бумага (1 фунт) = 50 коп.  

Однако только достатком зажиточных и средних крестьян нельзя ме­рить степень их благополучия. В сибирской общине не менее важным пока­зателем был высокий социальный статус члена «общества», принадлеж­ность к старожильческому «сословию». Отсюда исходит психология защи­щенности, устойчивости, надежности жизни сибиряка.

 

3.  БЕДНЯКИ: ОТ НУЖДЫ К ДОСТАТКУ. В сибирской деревне, как и вообще в российской, были и неимущие, «слабосильные», бедные и даже нищие. Но, по всем данным, в процентном соотношении их было значительно меньше, чем в Европей­ской России. Небольшую часть из них составляли старожилы. Только вследствие наложения многих причин — гибели кормильца, устойчивого неурожая, падежа рабочего скота, гибели посевов, стихийного бедствия — семья кре­стьянина могла попасть в разряд неимущих. К бедности община относилась по-разному. В данном случае, старожилу оказывали помощь многочисленные родственники, и через какое-то время положение выправ­лялось. Но самое распространенное объяснение бедности - пьянство и лень в труде и домашнем хозяйстве. Однако, подобные истоки бедности община презирала.

Лиц, не способных к труду — «убогих», больных и немощных, сирот, община могла освободить от несения повинностей, могла даже кормить за свой счет. Сирот содержали родственники, «крестные» родители, приемные родители и т. д. Община строго следила за тем, как опекуны воспитывают и содер­жат подопечных, оказывала им финансовую помощь.

Из общественного Приговора: «1865 года декабря 17 дня, мы крестьяне д. Хлоптуновой, Сухобузимской волости имели на мирском сходе рассуждение, что крестьянин Лазарь Харитонов Замараев волею божею в нынешнем… декабре помер. По смерти коего остались жена его Елена Замараева, и дети: сыновья Михайло 9 лет, Иван 1 году, дочери Александра 11 лет, Александра же 8-и, Мария 6-и, Настасья 4-х лет. Вследствии чего мы постановили… избрать опекуном родную мать, которая поведения хорошего и к этой обязанности способна и благонадежна…» 

Еще в первой половине XIX в. П. Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» писал: «Беспомощные или хворые хозяева скудных се­мей разъезжали по деревням из дальних мест и останавливались у ворот зажиточных домов. Странник входил с незазорной совестью и объявлял себя христославцем. Тотчас затепливалась перед образом восковая свеча, вся семья до велика становилась в молитвенном положении и со сладостью слушала песнопевца... Старший в семье отсыпал муку, крупу, грузил вмес­те с другими продуктами на воз христославца». В любом случае, голода даже среди самого неимущего слоя сибирской деревни не было.

Бывало и так, что человек с физическими или ум­ственными недостатками нанимался «в пастухи», в няньки, сторожем или работником; только в крайнем случае человек становился профессиональ­ным нищим, собирал милостыню.

Сибирская деревня уважительно относилась, прежде всего, к «домохозяину», независимо от степени зажиточности.  Поэтому трудолюбивый крестьянин старался любым способом скопить денег и выйти из нужды. В праздник даже самый последний бедняк-старожил желал выглядеть не хуже других: одеть не домотканую, а фабричную одежду, пригласить одно­го-двух гостей и угостить их от души. Бедняк-старожил имел значительно более высокий статус, чем у переселенца, и, тем более, у ссыльнопоселенеца.

Государство оценивало социальное положение крестьян прежде всего по возможностям уплаты налогов. Документы конца XIX в. свидетельствуют о «самых богатых», «достаточных», «посредственных» и «совершенно не­имущих» крестьянах. Но даже если у крестьянина были многолетние недо­имки, отобрать землю за это могли только незасеянную. «Совершенно не­имущие» могли попасть в зависимость от «мироедов-ростовщиков», кото­рые возмещали недоимки в счет «сроковой» работы. Общество иногда само принимало решение отдать «праздных» и ленивых  недоимщиков без их согласия на работу на срок выплаты задолженностей.

Подавляющее большинство бедных были из переселенцев. Прибыв в Сибирь, они, в первые 5—7 лет, были вынуждены наниматься в работники. В Енисейской губернии найм на определенный срок назывался работой «в строку». Во многих селениях, отмечали современники, встречались богатые крестьяне, которые в молодости по той или иной причине были «в строку», компенсировали долги, затраты на обзаведение хозяйством своим заработ­ком и становились впоследствии на ноги.

Переселенец или неимущий из старожилов нанимался на поденную, сроковую или годовую работу. В летнюю пору работали и на «помочах» за угощение. Все виды работ в сибирской деревне выполнялись за довольно высокую оплату, например в летнюю пору поденная работа оценивалась в пуд-полтора хлеба. Годовому работнику платили от 50 до 75 руб. деньгами, одеждой, головой молодняка скота, урожаем «присевка» с 1—1,5 дес. пашни, засеян­ного хозяйскими семенами. Договор о найме строго соблюдался. По свидетельству современников, если год был неурожайным, расчет производился полностью «по уговору».

Отношения между зажиточным хозяином и работником были сугубо патриархальными. «Сибиряки-хозяева, даже самые зажиточные, выполняют сельские работы совместно с их батраками. К этому побуждает их хозяй­ственный расчет. Здесь и желание собственным участием вызвать соревнова­ние в своем работнике и повлиять на интенсивность его работы. Личные отношения между сибиряком-хозяином и работником носят семейный, обоюдно-фамильярный оттенок», — писал в конце XIX в. этнографы В. Арефьев, А. Макаренко. Да и «общество» сразу осудило бы того хозяина, который свысока отно­сился к работнику, не кормил за общим столом вместе с членами семьи, отказывал в жилье или помощи его семье.

«Худого работника держать не стоит — от него, кроме убытка, ничего нет, а хороший работник долго жить в работниках не будет — ему достаточно прожить 4—5 лет, и он делается хозяином», — писал Ф. Ф. Девятов. Единичные бедняки, кто не желал заниматься землепашеством и, главное, не мирился с традиционными законами общины, уходили в поисках «шаль­ных» денег и разгульной жизни на прииски или в город.

Слой «бедных» в сибирской деревне не был постоянным. Пробыв в данном состоянии 3 - 5 лет, усердно работая «в строку», обзаведясь своим хозяйством старожилы или переселенцы еще через 5 - 7 лет выходили в середняки, а их место занимали новоселы. В начале XX в. среди переселен­цев 17% крестьян были зажиточными, 42% середняками, 41% бедняками, но поло­жение бедняков было, по их мнению,  «вдвое, втрое, и даже в 6—7 раз выше», чем в Евро­пейской России.

Если в Центральной России безлошадных дворов было 33%,. то в Енисейской губернии — 10,4%, в Томской — 7,2%, в Тобольской — 9,7%. О быстром процессе «осереднячивании» переселенцев столыпинского периода свидетельствует и то, что они имели к 1912 г. в Енисейской губер­нии 34% возделанной земли, 28,5% лошадей, 25,6% скота.

В годы первой мировой войны, когда в Европейской России углубил­ся кризис в сельском хозяйстве, в Сибири происходит подъем во всех от­раслях. И это несмотря на то, что до 12% мужского населения было моби­лизовано на фронт, постоянно проходили реквизиции лошадей. В эти годы в Енисейской губернии посевы выросли с 614 тыс. десятин до 706,7 тыс. дес. Если в Европейской России с 1913 г. по 1917 г. валовой сбор зерна сократился на 22,4%, то в Сибири он вырос на 101%. Количество лошадей выросло здесь в 1,3 раза, свиней в 3 раза, коров в 1,7 раза. С целью вовлече­ния в рынок и противодействия «майданщикам» развивалось массовое коопе­ративное движение: 9 162 потребительских общества объединяли более 2 млн. крестьян-сибиряков.

Однако нельзя не отметить, что в связи с войной и массовыми моби-лизациями крестьян к 1917 г. на селе росла социальная напряженность. И только к концу 20-х годов большая часть переселенцев-бедняков смогла выйти на уровень средних хозяйств, и сибирская деревня стала более одно­родной в социальном отношении.

=================================================

*** 

Из мирского приговора: «С. Балахтинского государственные крестьяне приговорили к причислению нашего общества… Федора Полежаева с женой Ириной Ивановой, дочерью Авдотьей, так как он проживает в нашем селе, имеет домообзаводство и хлебопашество…поведения хорошего, веры православной, для наделения участком земли достаточно…».

*** 

О взысканиях: «Ссыльнопоселенец В. Котоврасов в нетрезвом виде стал кричать, ругаться, сквернословными словами, нарушая тишину и спокойствие. Определить двое суток ареста».

***

Ф.Ф. Девятов, с. Курагино Минусинского уезда: «Здесь наибольшее количество земли разрабатывают не те семьи, которые имеют съэкономленный труд или капитал, а те, у которых больше рабочей силы. Таким образом, здесь наибольшую пользу получает не разбогатевший мироед, а лучший крестьянин-домохозяин… Хорошо и выгодно жить в большой семье. Здесь не выработался тип мироеда и зажиточный крестьянин продолжает быть всеми уважаемым человеком».

*** 

Из жалобы крестьян-старожилов с. Ершовского: «Переселенцы участка Казанского нашей Назаровской волости самовольно захватили 20 десятин подготовленной нами для посева земли. Переселенческий участок несет нам значительные убытки в отношении распаханных полях; и не особенно нам приятно…».

Переселенцы д. Казанской: «…просим прекратить самовольное владение не принадлежащих им земельных угодий… мы оказались обижены Ершовскими крестьянами…».

Из общественного приговора соединенного схода. 1891 г.: «Оба общества пришли к единому согласию по отношению к пользованию земельными угодьями до точного определения границ повинуясь закону».

***

 

Следующая страница

Stalker TOP
Сайт управляется системой uCoz