ПОИСК ВЕДЕТ «ПОИСК» (1978 – 1983 гг.)
Краеведение в Имисской средней школе –
давняя традиция. Еще в бытность обучения в ее стенах мне пришлось участвовать в
краеведческой работе, которой руководили учитель истории Мухачев
Петр Евгеньевич и учитель географии Шурдесов Петр
Андреевич. Мы начали тогда составлять тематические альбомы, а в пионерской
комнате появились первые предметы старины. В честь 50-летия Октябрьской
революции, я в числе нескольких одноклассников получил благодарность по школе
за активную краеведческую работу.
Наши учителя были не только
замечательными педагогами, но и разносторонне знали историю села, могли
рассказать нам о делах и судьбах наших земляков.
Мухачев П.Е. вырос в учительской семье. Его отец, Евгений Хрисантович Мухачев окончив Минусинскую учительскую семинарию, был мобилизован в армию
Колчака, но перешел на сторону Красной Армии, принял участие в гражданской
войне в Забайкалье и на Д. Востоке. Затем всю жизнь учительствовал в своей
Имисской школе. Мы, ученики 7 класса, записывали его воспоминания об основании
села, о дореволюционном и послереволюционном прошлом. До сих пор запомнил его
великолепную память на имена и события. Наш историк Петр Евгеньевич, будучи в
числе первых выпускников средней школы, закончил исторический факультет КГПИ и
также почти всю жизнь проработал в своей Имисской школе. На уроках Петра
Евгеньевича мы постоянно обращались к страницам истории села с истории страны.
Он часто мог в ходе урока «личностно» осветить какое-либо событие: «Витя, у
тебя был замечательный дед. Он дважды избирался старостой сельской и перед
революцией был старостой волостной общины». «Сережа, ты знаешь, что твой дед
принял участие в восстании солдат Красноярского гарнизона в 1919 году против
Колчака?».
Отец учителя географии Петра Андреевича Шурдесова был одним из организаторов Кизирской
партизанской республики на территории Имисской волости. Петр Андреевич нам
много рассказывал о партизанской армии Щетинкина-Кравченко,
о красных партизанах. Кроме этого, он был знатоком природы и географии Притубинья. На уроках географии мы «путешествовали» вместе
с первобытными людьми по берегам Кизира и Казыра и «охотились» на шерстистых носорогов и мамонтов.
|
Группа
девушек – поисковцев краеведческого клуба «Поиск» Имисской средней школы. 1979-1980 гг. |
По окончанию исторического факультета
Красноярского пединститута и службы в рядах Советской Армии, мне пришлось
проработать учителем истории в своей Имисской школе с 1976 по 1983 гг. На
третьем году работы был организован из старших учеников первый
поисково-краеведческий клуб «Поиск». В нем состояли Сережа Колохматов,
Саша Немзоров, Тома Маркушева, Вася Ковалев, Саша
Карпов, Володя Волынкин, Паша Пачин,
Сережа и Ира Пергаевы, Коля Кравченко, Сережа Зуев, Витя
Шапченов, Леша Суворов.
«Второе» поколение «поисковцев»
– Коля Соц, Ира Гринько, Оля
Зимина, Оля Умбрашко, Ира Вшивкова,
Вася Исаков, Саша Гусев, Володя Шустов, Саша Киселев, Леня Дерешев,
Ваня Кривощапов, Сережа Медведев, Саша Зуев, Саша
Савин.
«Третье» поколение поисковцев
– Саша Бехтерев, Тома Колохматова, Света Шумейко, Юра
Евдокимов, Таня Турусова, Лариса Москалева, Сережа Дерешев, Юра Рославцев.
По итогам работы поискового клуба в
кабинете истории постепенно начал создаваться историко-краеведческий музей.
Вначале это были небольшие стенды, пара витрин, несколько крупных экспонатов у
задней стены, в шкафу – папки с документами и фотографиями, материалы с
записями воспоминаний и пр. При проведении уроков «минимузей»
работал на все 100%. Здесь же проводились тематические классные часы,
праздничные мероприятия. Одновременно, в течение первых трех лет, в фойе школы
на втором этаже был создан Зал Славы с полным списком воинов-имиссцев,
павших на фронтах Великой Отечественной войны. Конечно, пришлось полностью
восстановить (точнее собрать) полный список погибших и пропавших без вести.
Первоначально данный
список состоял из чуть более ста
фамилий. Мы по разным источникам (от документов архива военкомата и
подворного обхода жителей, от анализа подворных книг сельсовета за 1941-1945
гг. до уточненных запросов в Центральные архивы МО СССР) сумели установить, что
из Имисса в годы войны было мобилизовано более 340
человек. Из них 158 солдат и офицеров не вернулось домой. Были собраны и затем представлены в экспозициях фотографии более половины погибших односельчан. Нами были установлены места гибели и захоронений более десятка воинов, числившихся без вести пропавшими. Мы так до конца и не смогли за столь короткое время восстановить полный список тех, кто служил в 1939-1941 гг. на действительной службе в кадровой армии, кто остался на сверхсрочную или далее обучался в военных училищах…
На всех домах ветеранов войны в селе
Имисс были прикреплены красные звезды, изготовленные школьниками на уроках
трудового обучения. В 1980 году в нашем селе
проживало еще 75 участников войны.
К 1983 году их осталось 54 человека, а затем с каждым годом все меньше и
меньше…
Мы, одновременно, занимались и участием
наших земляков в боях на КВЖД, на Хасане, на Халхин-Голе,
на Советско-Финской войне.
|
Урок истории в школьном музее.
Учитель истории и директор школьного музея Б.Е. Андюсев |
Все же в центре поиска той поры стало
изучение истории Кизирской партизанской республики.
Были записаны воспоминания бывших красноармейцев, партизан и их родственников,
старожилов села, собраны документы, фотографии, личные вещи. Были изучены
многие документы фондов Минусинского архива и
Красноярского партийного архива. Были восстановлены события в селе и
волости, связанные с пребыванием армии Щетинкина-Кравченко
во время Саянского похода.
Так как кабинет уже был тесен для наших
материалов, то после неоднократных просьб, нам были выделены две комнаты в
здании школьного интерната. На основе всех собранных экспонатов в 1980-1982 гг.
были созданы полные развернутые экспозиции музея с древнейших времен до начала
1980-х годов.
В первой комнате были развернуты стенды
с экспонатами по первобытной истории. Наиболее значимыми были
следующие:
- фотографии и описания древних курганов
в окрестностях села высотой до 6-
- многочисленные фрагменты костей и
бивней мамонта, костей бизона (быка?) и др.
- полный скелет саблезубого кота,
который был найден нашими поисковцами на Можарском спуске, в глинистом карьере. У кота была при
жизни сломана передняя лапа, на запястье был значительный костный нарост, лапка
была в виде «культни», но он видимо в течение многих
лет мог еще прожить. Однако, коренные зубы кота были
буквально сточены. В ходе раскопок на закате дня при свете косых лучей солнца, на
зачищенном срезе плотной глины я явственно увидел волоски желто-рыжего цвета.
- шлифованный каменный топор, найденный
ранее на Можарском спуске.
- фрагменты керамики древних городищ
Имисского и Бугуртака.
Далее были представлены экспозиции об
основании деревни Ем-Исс, других селений в округе, о
первых жителях, об их занятиях, быте, культуре. Центром экспозиции был уголок
старого сибирского жилища с печью, столом, зыбкой, столом, половиками-дорожками
и пр. Вокруг печи были расставлены предметы утвари крестьянского быта. Следует
отметить, что практически каждый экспонат был уникален. Например, впоследствии
мной был передан в Красноярский Краеведческий музей наборный цифровой замок
ручной ковки, выполненный Имисским кузнецом Н. Колеватовым.
В Красноярский партархив были
переданы фотографии и документы солдата 2-й пулеметной роты и участника взятия
Зимнего дворца Курагина Гавриила Герасимовича, воспоминания и фотографии делегата
1-го Всесоюзного учительского съезда Журавлева Луки Филатовича.
|
Экскурсию
проводит лучший экскурсовод школьного музея Бехтерев Саша |
Во второй, главной
комнате, были представлены экспозиции двадцатого века. Они начинались стендом
об участии наших земляков в революции 1905 года, русско-японской войне и в Первой мировой войне. Затем стенды и витрины экспозиций о
революции 1917 года, о гражданской войне. Отдельная экспозиция была посвящена Кизирской республике 1919 - начала 1920 годов и Кизирскому партизанскому полку с подлинными документами
партизан, фотографиями и пр. Далее шли экспозиции периода НЭПА, создания
колхозов в нашей волости. Конечно, в то время еще не могло идти речи о
репрессиях и массовом раскулачивании, хотя были собраны и отдельные
воспоминания об этих страницах истории и людях. Здесь также были небольшие
экспозиции о первых комсомольцах и коммунарах Имисса,
о создании Имисской МТС. Достаточно богато были представлены стенды и витрины о
наших земляках в «малых» войнах и конфликтах 1930-х годов (фотографии,
документы, воспоминания о боях на КВЖД, на Хасане, на Халхин-Голе,
на Советско-Финской войне).
Наиболее значительным по материалам и площадям экспозиций был
представлен период Великой Отечественной войны – раздел «Помнит мир спасенный».
Это был наиболее полный системный раздел музея с фотокопиями и подлинными
документами, фотографиями, воспоминаниями, личными вещами, предметами быта
военной поры, наградами воинов и пр. Важно то, что большинство материалов были
представлены «посемейно» (Зыковы, Пружинины,
Евдокимовы, Баландины и др.).
В разделах послевоенной поры были
экспозиции о колхозах, о лучших механизаторах совхоза, о видных односельчанах.
Отдельный стенд был посвящен истории Имисской школы с 1882 по 198-е гг., а
также витрины, экспозиция школьного класса со старой партой, журналы, учебники,
учебно-наглядные пособия и пр.
Важную воспитательную роль играла
экспозиция о бывших «поисковцах» и выпускниках
Имисской школы, служивших в ту пору в рядах Советской Армии и бывших учениках –
офицерах, пограничниках, летчиках, десантниках (например
Бехтерев Виктор – начальник погранзаставы в Афганистане, капитан Глушков Иван –
летчик, подполковник Патрушев Виктор – военный инженер, бывшие «поисковцы» - десантники Колохматов
Сергей и Немзоров Саша).
Когда случилось трагическое событие –
геройская гибель в Афганистане и захоронение на местном кладбище бывшего нашего
«поисковца» гв. Рядового 56-й ДШБ
Александра Немзорова, мы выступили с
ходатайством о присвоении одной из улиц его имени. В Зале Славы в школе была создана
небольшая экспозиция с документами, письмами и фотографиями Саши.
В 1983 году по ряду обстоятельств я был
вынужден покинуть Имисскую школу. Только Бог может
быть в этом Судьей. Но впереди была работа в двух других школах края и создание в них двух историко-краеведческих музеев.
Музей Имисской средней школы продолжал
развиваться и пополняться экспонатами в последующие годы, когда мне на смену в
школу пришел работать мой ученик историк Сергей Георгиевич Колохматов.
Это замечательный учитель истории, энтузиаст-краевед, патриот своего села. При
нем музей продолжал жить полнокровной жизнью. Ныне мой ученик, учитель истории
и директор школы С.Г. Колохматов работает в одном из образовательных
учреждений республики Хакассии.
Однако, однако. Однако, после
отъезда Сергея Георгиевича из Имисса, в связи с …
P.S. МНЕ КРАЙНЕ ГОРЕСТНО ПИСАТЬ О ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ
ИМИССКОГО ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ, О ТРАГИЧЕСКОЙ РОЛИ ПАССИВНОГО ИЛИ НЕГАТИВНОГО
«ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА». НО ВСЕ ЖЕ, ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ (И ДОЛЖНО БЫТЬ) «НАУКОЙ» И
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕМ ДЛЯ МОИХ КОЛЛЕГ-КРАЕВЕДОВ…
Сейчас от бывшего музея остались
отдельные фрагменты экспозиций, и экспонатов музея. В моем личном архиве
сохраняются сотни фотонегативов, ряд фотографий,
отдельные подлинные документы и воспоминания, рабочие тетради с архивными
записями, вырезки из районной газеты с публикациями той поры. Осталась в памяти
богатая событиями история старинного сибирского села Имисское.
Но, главное, мои бывшие ученики-«поисковцы»
выросли замечательными людьми, специалистами в различных областях, патриотами
нашего села, Сибири и страны.
Б.Е. Андюсев, ученик и учитель истории
Имисской средней школы Курагинского района
Красноярского края, руководитель клуба «Поиск»,
ныне к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории
Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева
Справка Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова
о работе Имисского школьного музея
Школьный музей в
с. Имисс Курагинского района работает второй год,
находится в стадии становления. Наметился профиль музея – исторический (история
с. Имисс).
Официального приказа директора школы об
основании музея, назначении директора музея на общественных началах не было, но
работа начата по многим направлениям и большей частью ее можно оценить
положительно.
Ведется книга записи основного фонда –
форма в основном соответствует образцу. Но в ней учитываются только предметы.
Подлинные фотографии и документы не внесены. Но подготовительная работа по
систематизации фотографий, фотокопий, архивных материалов ведется.
В настоящее время экспозиция музея
находится в стадии реконструкции в связи с переездом в новое помещение.
Материалы музея занимают одну комнату площадью немногим более
Стенды и витрины большей частью
размонтированы, поэтому целостного зрительного впечатления не составляют.
Однако следует сказать, что в оформлении стендов соблюдена специфика музейной
экспозиции: материал расположен хронологически и тематически верно. Этикетки, к
сожалению, выполнены цветными фломастерами, фотокопии невысокого качества. Это
объясняется не столько малым опытом экспозиционеров,
сколько большими техническими и материальными трудностями в оформлении музея.
Несмотря на еще недолгое существование,
музей при Имисской школе № 13 приобрел большую популярность в районе: сюда
приезжают директора школ, учителя во время совещаний, ребята из других школ
района. Есть книга отзывов – записи хорошие. За 1981 год проведено 6 экскурсий.
В музее проводятся мероприятия к датам: Дню Советской Армии, Дню рождения
Комсомола, Дню Победы.
Учитель истории и руководитель музея
Андюсев Борис Ермолаевич проводит в помещении музея тематические уроки.
Экскурсоводы подготовлены из участников группы «Поиск», актива музея. Каждый
представляет материал по одной теме: «Имисс в прошлом», «Гражданская война», «Отечественная
война» и т.д.
Знакомство с Имисским музеем оставляет
благоприятное впечатление. Еще много трудностей, непонятного, но есть самое
главное – энтузиазм, желание сделать хороший музей. Основатель и руководитель
музея учитель истории Андюсев Б.Е. сумел сплоить вокруг музея ребят, увлечь их
поиском. Не равнодушны к музею и многие
сельчане.
Есть все основания считать, что Имисский
школьный музей может стать образцовым школьным, а затем и народным музеем в
районе. Основа его работы только закладывается, хотелось бы, чтобы она была
правильной по всем направлениям.
В целях налаживания работы музея
необходимо улучшить материально-техническую базу, организовать систематическую
помощь Районного Дома пионеров. Дирекции школы, педагогическому коллективу
принимать самое активное участие в делах музея, периодически заслушивать сводки
о работе музея на педсоветах, совещаниях. Организовать Совет содействия
школьному музею из ветеранов, родителей, ответственных работников. В своей
работе строго руководствоваться «Положением о школьных музеях», методическими
указаниями и рекомендациями для музеев на общественных началах. Улучшить систему
этикетажа, завершить монтирование и формирование экспозиций, улучшить их
качество, произвести перерегистрацию всего фонда музея, вести подробный учет
учебно-просветительской и экскурсионной работы музея.
Руководителю музея Андюсеву Б.Е. находится
в постоянном контакте с Минусинским краеведческим музеем им. Н.М. Мартьянова.
Научный сотрудник отдела ИДП О.И. Сафонова
15 февраля
Тематическая страница в Курагинской районной газете «Заветы Ильича» №19,
от 13 февраля 1982 г.,
посвященная работе краеведческого клуба «Поиск» и школьного музея
Имисской средней школы
P.P.S. ОТ ВСЕЙ ДУШИ ХОЧЕТСЯ ВЫСКАЗАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА
ПРОДОЛЖЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В С. ИМИССКОМ КРАЕВЕДУ ОТ БОГА,
ЭНТУЗИАСТУ, ПРОСТОМУ РАБОЧЕМУ ПАРНЮ, ЭЛЕКТРОСВАРЩИКУ АО «ИМИССКОЕ»
БАЛАНДИНУ АНДРЕЮ
ВИКТОРОВИЧУ,
ПРОДОЛЖАЮЩЕМУ СВЯТОЕ
ДЕЛО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИИ И ИСТОИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТАРИННОГО СИБИРСКОГО
СЕЛА.